Главная / Начальные классы / Статья "Внеурочная деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников."

Статья "Внеурочная деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников."

8




О.В. Студеникина

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №69», г.Оренбург

E-mail: olya_stud@mail.ru


Внеурочная деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников.


Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

«Ценностное отношение» в психологической науке определяется как психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-либо объекта действительности во время встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим объектом.

Проблема формирования у личности ценностного отношения к объектам, явлениям действительности не должна носить абстрактный характер, так как нельзя сформировать ценностное отношение как отвлеченную категорию. Отменено, что ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нем является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели. Сформировавшись в определенном виде деятельности, они служат условием воспроизводства ценностного характера этого вида деятельности.

Коренные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Многие духовные, нравственные ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными.

Здоровье — естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Демографическое развитие России с конца XX века и по настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Во многом это связано с тем, что забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России. Поэтому воспитание здорового школьника – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Однако многочисленные статистические данные констатируют резкое ухудшение состояния здоровья детей: нарушение осанки, сколиоз, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта, органов зрения – одни из самых распространённых и, к сожалению, уже привычных заболеваний школьников. Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.

Таким периодом в жизни ребёнка является младший школьный возраст. Возраст, которому свойственна общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, возраст, в который происходит становление человека… период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.

Именно в младшем школьном возрасте (7-11лет) целесообразно начать работу, направленную на формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью. [2]

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Заинтересованность школы в организации внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Именно во внеурочной деятельности можно организовать работу по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе учителя, глубже изучается материал.

Во внеурочной деятельности высоко оценивается роль учителя. В процессе формирования культуры здоровья школьника, его сохранения и укрепления, известный гигиенист профессор С.М. Громбах отмечал: «Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть - хорошими, умными и здоровыми». [1] И здесь важно сформировать у детей отношение к здоровью как к ценности.

Деятельность педагогов в этом направлении должна определяться индивидуальными особенностями каждого ученика, реальным состоянием его здоровья, его психологическим и социальным развитием. При этом возможности воспитательной системы должны быть очерчены гуманистически ориентированным образованием, которое предполагает создание особых взаимосвязей между воспитателем и воспитанником, учителем и учеником. Если деятельность педагога, направленная на развитие у учащегося ценностного отношения к здоровью, системна и целостна, то столь же целостной будет и деятельность воспитанников.

Педагогу целесообразно использовать такие формы воспитания, как информирование и стимулирование. Информирование влияет на представление ученика о возможных перспективах его развития в случае принятия за основу норм здорового образа жизни. Организация педагогического взаимодействия состоит в движении информации от педагога к ученику - от «согласия» через «интерес» к «принятию решения». Этот процесс предполагает ряд этапов. [1]

1-й этап- принятие педагогом системы убеждений, касающихся сохранению здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности учителя, его приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок у учеников (как и его внешний вид, личностные свойства, включая авторитет, манеры, ценностные ориентации).

2-й этап-рассмотрение и обсуждение понятий «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности. Педагог, убежденный в целесообразности и актуальности здоровьесберегающей деятельности, сообщает свои убеждения воспитанникам (ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, учёных, политиков, знаменитых спортсменов, высказывания личного мнения). Учитель может использовать следующие методы[1]:

  • метод противоречия - непротиворечивое аргументирование в ответ на противоречия, выявленные в доводах воспитуемого;

  • метод кажущейся поддержки в дискуссии - принятие доводов и даже приведение аргументов в их поддержку для создания впечатления о хорошей осведомленности с последующим представлением контраргументов;

  • метод «извлечения выводов» - аргументы излагаются постепенно, на каждом этапе подводя ученика к согласию.

Эффективность убеждения определяется несколькими условиями:

  • педагог, уверенный в правильности своих ценностных отношений, обращается к разуму и, что очень важно, к эмоциям воспитуемого, имеет план аргументации, представляет различные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты;

  • учитывает индивидуальные особенности школьника, подбирает доступные его образовательному и культурному уровню аргументы;

  • владеет культурой ведения дискуссий, противопоставляя свою точку зрения тактично, спокойно.

3-й этап- внушение убеждений, один из важнейших аспектов формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Здесь важно личное обаяние педагога, оказывающего влияние на ученика. Средством воспитательного воздействия может быть приобщение к поступкам, имеющим здоровьесберегающую форму. В данном случае целесообразно использовать прием придания поступкам воспитанников нравственного содержания, а также анализ поступков с акцентом на выражение доверия к воспитаннику (поручение, разрешение, предложение).

4-й этап- принятие ценности здорового образа жизни. На этом этапе на формирование мотивации оказывают влияние волевые качества воспитанника, его решительность, стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности. Эти личностные качества определяют готовность ученика к ведению здорового образа жизни. Практико-ориентированная деятельность (практические занятия, самоанализ элементов образа жизни) на данном этапе активизируют творческую деятельность, формируют стремление к здоровому образу жизни.

5-й этап- включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения учащихся. Формы воспитательного взаимодействия- тренинги с участие учащихся, педагогов, психологов, родителей; организация здорового досуга совместно с родителями, творческая деятельность здорового образа жизни.

6-й этап- закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении школьников. Формы воспитательного взаимодействия: «круглые столы», часы общения, тренинги.

Эффективность воспитательного влияния наряду и информированием обеспечивает стимулирование, направленное на усиление возникшего мотива. Необходимо поощрять приемлемые взгляды и убеждения детей.

Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни во внеурочной деятельности предполагает:

  1. готовность педагога к осуществлению соответствующей деятельности в системе образования, осознание им социальной и личностной значимости работы по сохранению и укреплению здоровья, в интересе к ней, в желании и потребности воспринять и использовать необходимые для этого знания;

  2. следовать технологическому циклу организации воспитательного взаимодействия в ходе освоения ценности здорового образа жизни;

  3. использование воспитательного потенциала различных форм внеурочной работы на основе системного и деятельностного подходов;

  4. создание ситуаций нравственного выбора;

  5. применение системы отслеживания интересов, установок школьников на каждом этапе формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  6. стимулирование учащихся-приверженцев здорового образа жизни.

Грамотно выстроенная система формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни во внеурочной деятельности помогает сохранить здоровье школьников. Здоровый образ жизни во многом способствует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности.



Список использованной литературы


1. Кривошеина, И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни [Электронный ресурс] / И.В. Кривошеина // Интернет сайт «Образовательная система Школа 2100» . 2011. 25 мая. URL: http://www.school2100.ru/upload/iblock/fe8/fe8465805a6ef22edf701f80af8fa523.pdf

2. Савинова, С.В. Программа совместной деятельности педагогов и родителей, направленная на воспитание ценностного отношения к здоровью у младших школьников «Наше здоровье в наших руках» [Электронный ресурс] / С.В. Савинова // Интернет-журнал «Учитель». 2011. 25 декабря. URL: http://tunisshkola2011.narod.ru/FGOS/RabotaFGOS/NasheZdorovie.htm .






Статья "Внеурочная деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников."
  • Начальные классы
Описание:

Здоровье — естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Грамотно выстроенная система формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни во внеурочной деятельности помогает сохранить здоровье школьников. Здоровый образ жизни во многом способствует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности.

 

 

 

Автор Студеникина Ольга Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1675
Номер материала 15808
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓