Главная / История / Статья "Урок истории в системе личностно-ориентированного образования"

Статья "Урок истории в системе личностно-ориентированного образования"

Урок истории в системе личностно-

ориентированного образования.


В последние годы в педагогике широко применяются понятия «личностно – ориентированный подход», «личностно-ориентированное образование», которые, как правило, используют также при разработке современного урока истории. Оставляя за каждым педагогом право на собственное понимание указанных терминов, нам всё же представляется, что оно нередко бывает поверхностным и мало чем отличается от внедрявшихся долгие годы в образовательный процесс терминов «дифференциация» и «индивидуализация».

В связи с этим, нередко приходится слышать о том, что в рамках «традиционного» урока широко применялись и применяются многими учителями принципы личностно-ориентированного подхода, а потому ничего нового нет! Поэтому прежде чем говорить о построении личностно-ориентированного урока, ещё раз посмотрим на «традиционный» урок.

Мой педагогический опыт позволяет нам согласиться с основными критериями «традиционного» урока, предложенными канд. психол. наук О.С.Якуниной:

  • материал однотипный;

  • преобладают задачи и упражнения по образцу (алгоритму);

  • материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию;

  • доля творческих заданий очень мала (это дополнительный материал для «сильных» учеников);

  • право выбора материала принадлежит учителю;

  • в классе дополнительный материал детям практически не доступен, т.е. возможности ребёнка в использовании дополнительных источников информации ограничены;

  • ученики редко привлекаются (или не привлекаются совсем) к изготовлению дидактического материала.

По-видимому, здесь можно добавить и конкретизировать ещё и проблему домашнего задания. В «традиционном» уроке домашние задания предлагаемые учителем носят, как правило, однообразный характер и рассчитаны на всех учащихся без учёта личностных особенностей (например, наиболее типичное задание - каждому прочитать параграф и ответить на вопросы учебника).

Таким образом, роль ученика достаточно пассивна, он является лишь объектом для целенаправленной педагогической деятельности со стороны педагога.

При разработке личностно-ориентированных уроков мы руководствовались теоретической концепцией доктора психологических наук И.С.Якиманской. Выделим, по нашему мнению, наиболее значимые в практическом плане положения из данной концепции:

  • использование субъектного опыта ребёнка;

  • предоставление ребёнку свободы в выборе способов и форм проработки учебного материала;

  • создание на уроке вариативной образовательной среды;

  • изменение роли учителя;

  • приоритет развитию ребёнка, а не «накачке» его знаниями.

В данной статье представлен некоторый опыт работы по использованию вышеизложенных принципов личностно-ориентированного обучения на уроках истории в 5-9 классах.

Что же заставило меня взяться за разработку именно личностно-ориентированного урока?

Во-первых, неудовлетворённость качеством и результатами обучения в традиционной системе обучения. Как мы знаем, основной целью обучения в этой системе являются знания ребёнка и по ним прежде всего оценивается качество работы педагога. Но давайте смотреть правде в глаза – много ли мы знаем детей, которые после изучения курса истории могут назвать даты сотен важнейших событий, дать определение десяткам понятий и т.д. И надо ли это? Сколько приходится слушать сетований учителей, что дети ничего не знают, не могут усвоить даже простейший материал? Что сегодня ответил на «5», а завтра уже не может повторить то, за что получил «5»!

Таким образом, наши отметки с точки зрения традиционного обучения давно объективно не отражают подлинных знаний детей. Виноваты ли в этом дети? Думаю, что намного меньше, чем те большие и умные дядя и тёти, которые до сих пор не могут (не хотят?) действительно признать, что в мире за последние десятилетия многократно возрос поток информации, который и взрослый человек не способен усвоить! И эта современная информация для ребёнка чаще всего более значима чем события в Древнем Египте, Индии или современной Испании!

На протяжении многих лет в рамках традиционного образования мы, по сути, стремились к воспитанию «ребёнка – энциклопедиста», уделяя главное внимание «накачке» его знаниями, большинство из которых в будущем ему не понадобятся! Сколько раз, давая различные проверочные работы, я ловил себя на мысле, что их КПД крайне мало и результаты носят, как правило, кратковременный характер. Данная ситуация заставляла задуматься о смысле собственной педагогической деятельности.

Таким образом, мои педагогические искания привели меня к следующим выводам:

  1. не надо ставить самоцелью воспитание «ребёнка – энциклопедиста», в т.ч. в исторической области знаний за невозможностью достигнуть этой цели;

  2. выставляемые нами отметки, как уже выше отмечалось, в соответствии с традиционным «знаниевым» подходом чаще всего не отражают объективных знаний ребёнка, его реальных способностей и уровня развития;

  3. уроки рассчитаны в основном на среднего ученика;

  4. при всем интересе у детей к моим урокам, он прежде

всего основывался на умении увлекательно преподать

материал, но ребята при этом были пассивными

слушателями (об однообразии традиционного урока я тогда ещё не задумывался!?);

Знакомство с теорией личностно-ориентированного образования, разработанной И.С.Якиманской дало возможность попытаться найти выход из состояния профессиональной неудовлетворённости. Что привлекло в этой теории меня как учителя-практика?

Во-первых, личностно-ориентированное обучение является развивающим обучением, при котором ребёнок выступает не в роли пассивного «слушателя», а активного творца своих собственных знаний, человека, который не просто имеет собственные взгляды на те или иные события, факты, явления, но и способен грамотно и аргументированно их отстаивать;

Во-вторых, это возможность организовать вариативную образовательную среду на уроке, на котором бы каждый ребёнок мог «найти своё место»; уйти от однообразия, монотонности, скуки за счет предоставления ребёнку максимального выбора форм и способов проработки учебного материала (по нашему мнению, возможность выбора является ключевой проблемой в личностно-ориентированном уроке); совместного с учащимся планирования урока, т.е. включение ребёнка в урок как равноправного партнёра учителя;

В-третьих, оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным за счёт использования субъектного опыта ребёнка.

В данной статье будет рассмотрен опыт работы по построению личностно-ориентированного урока в течение 5 лет (ребята с которыми начиналась эта работа в 5-м классе, в настоящее время уже являются девятиклассниками). Безусловно, эта работа не может носить законченный характер, т.к. многое ещё предстоит сделать в плане разработки нового дидактического материала, планирования различных типов урока, да и, как говорится, пределов совершенству нет!

Прежде чем приступить к разработке экспериментальных уроков, я сформулировал для себя цель исторического образования – развитие исторического мышления (высказанная кстати известным ученым И.Я. Лернером). Это меня психологически освободило от давления «знаниевого» подхода, раскрепостило в творческом плане.

Далее пришлось разбираться в практическом плане, что такое субъектный опыт ребёнка и как его можно использовать на уроке истории.

Что же мы понимаем под субъектным опытом ребёнка?

1.Опыт обучения.

2. Наличие способов учебной работы

3. Детские ассоциации и представления

4. Индивидуальная избирательность ребёнка к типу, форме учебного материала и его репрезентации.

Немаловажным в этом плане является понимание того факта, что работа с субъектным опытом обязательна в режиме диалога и полилога. Она требует специальной «режиссуры» урока, ориентации на успех, иного микроклимата в классе. Урок должен включать обсуждение детьми самых разнообразных версий, и дети в этом плане не должны бояться ошибиться, неправильного ответа, тем более насмешек со стороны товарищей и особенно педагога!

Наиболее интересным, по моему мнению, является работа с детскими ассоциациями и представлениями. Например, интересный случай произошёл на уроке в 5 кл. при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах». Мною случайно при объяснении было использовано понятие «реформа», с которым до этого ребята не сталкивались. Осознав это, я решил использовать субъектный опыт детей. Им было предложено ответить на вопрос: «Что такое реформа?» И каково же было моё удивление, когда во всех 5-х классах ответ был типичным: «мирный», «постепенный», «движение». Мне осталось лишь «окультурить», т.е сделать научным введённое понятие (в традиционном уроке я скорее всего дал бы детям сам научное определение и попросил б их записать его в тетради).

В этой связи мною широко использовалась такая форма задания как историческое сочинение, где ребята могут в полном объёме использовать образное мышление и реализовать свои творческие способности.

На уроке и при подготовке домашнего задания ребятам предоставлялась возможность выбора формы проработки учебного материала – индивидуально, в паре или группе. Нередко приходится слышать, что такой «выбор» ведёт к анархии, «слабые прячутся за спиной сильных», падает качество обучения и т.д. Но наши наблюдения говорят о том, что методически грамотно построенная учителем работа в группах или паре даёт гораздо больше плюсов чем минусов. Например, само собой бесценно накопление детьми опыта совместной деятельности в плане социализации личности, в плане учебной - слабые учащиеся включаются в учебный процесс (каждый в соответствии со своими личностными особенностями и учебными возможностями), «сильные» становятся учителями для «слабых», учащиеся учатся вести диалог и полилог, высказывать и отстаивать своё мнение и т.д. Многолетние наблюдения за тем, как ребята строят свою работу в группах, говорят также и о том, что в подавляющем большинстве состав групп и пар периодически меняется, в связи с этим, меняются и роли учащихся.

Не менее широкий выбор предоставлялся ребятам в способах проработки учебного материала и формах его репрезентации. Наиболее ярко это направление было проработано нами совместно с детьми (пятиклассниками!) в домашнем задании. Первоначально ребятам были предложены на выбор следующие формы работы:

- устный ответ;

- письменный ответ на вопросы после параграфа;

- письменные сообщения или доклады;

- составление кроссвордов, ребусов, текстов с

ошибками;

- поиск ключевых идей темы;

- исторические сочинения;

- рисунки, схемы.

Таким образом, уже первоначально нами были заложены задания, позволяющие ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую). Итогом этой работы стала разработка силами учащихся нового дидактического материала, который активно использовался нами на уроках. Затем этот список был расширен самими детьми мини-сценками, конспектами, текстами и рисунками с «ловушками», самостоятельным составлением вопросов к тексту учебника и т.д. При этом мною максимально поощрялось использование детьми дополнительной литературы самого разнообразного характера, самостоятельное решение и постановка проблем, в том числе выходящих за рамки учебной темы. Непосредственно на уроке я пытался систематически создавать для ребят проблемные и поисковые ситуации, когда требуются интеллектуальные усилия и самостоятельная оценка того или иного исторического события, факта, деятельности исторического деятеля. Такая работа позволила выявить предпочтение каждого ребёнка к способам и формам проработки учебного материала.

Учителю необходимо сделать так, чтобы выявленные детские предпочтения не были статичны, он должен стимулировать ребёнка к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, учитывая всё же при этом, что наиболее ярко учащийся может выразить себя именно в личностно значимых способах.

Большое значение имеет проблема репрезентации учащимися проработанного материала. В этом отношении им также была предоставлена свобода выбора – в плане того, что работу группы, пары мог представлять кто-то один (другим членам группы была предоставлена возможность дополнять ответ); совместный ответ, когда при подготовке к выступлению ребята сами распределяли между собой роли; рецензия (индивидуальная или коллективная) представленных работ и т.д.

И ещё об одном - в личностно-ориентированном уроке монологическая речь учителя занимает намного меньше места и времени чем в традиционном уроке, т.к. основной упор на уроке делается на самостоятельную работу ученика. Такой подход, по-нашему мнению, позволяет, включить в активную учебную работу намного больше детей!

Главный итог своей работы я вижу в том, что дети привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно); отстаивать его в диалоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы; осознали противоречивое, неоднозначное отношение к различным историческим событиям, фактам; давали оценку исторических деятелей и т.д. Повысилась успеваемость; большинство учащихся не потеряли интерес к предмету истории.

Статья "Урок истории в системе личностно-ориентированного образования"
  • История
Описание:

В последние годы в педагогике широко применяются понятия «личностно – ориентированный подход», «личностно-ориентированное образование», которые, как правило, используют также при разработке  современного урока истории. Оставляя  за каждым педагогом право на собственное понимание указанных терминов, нам всё же представляется, что оно нередко бывает поверхностным и мало чем отличается от внедрявшихся долгие годы в образовательный процесс терминов «дифференциация» и «индивидуализация».

 

В связи с этим, нередко приходится слышать о том, что в рамках «традиционного» урока  широко применялись и применяются многими учителями принципы личностно-ориентированного подхода, а потому ничего нового нет! Поэтому  прежде чем говорить о построении личностно-ориентированного урока, ещё раз посмотрим на «традиционный» урок.

Автор Языков Сергей Николаевич
Дата добавления 23.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 490
Номер материала 11251
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓