Инфоурок Математика СтатьиСтатья "Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики"

Статья "Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики"

Скачать материал

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТРАВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

Учебно – познавательная  компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учитель математики

высшей квалификационной

категории МБОУ «Травинская СОШ»

 Аникина Т.А

 

PICT0093

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PICT0198

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Это самостоятельный предприимчивый ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.

Таким образом,  умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называться компетенциями или ключевыми компетенциями [3].

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Учебно-познавательная компетенция входит в состав ключевых компетенций по А.В.Хуторскому [6]:

1.Ценностно-смысловая

2. Общекультурная

3.Учебно-познавательная

4.Информационная

5. Коммуникативная

6.Социально-трудовая

7. Личностного совершенствования.

  Исходя  из определения, которое дает А.В.Хуторской, значение учебно-познавательной компетенции можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор, позволяющий решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем [6].

       Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся [1].

Во-первых, она способствует развитию строгого логического мышления. Сама математика, по мнению Ю.П. Соловьева, – это искусство логически правильно мыслить, а выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци  утверждал: «Математика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, не торопитесь ни с одной преподаваемых Вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента».

Дедуктивное рассуждение, способность к абстрагированию, обобщению, специализации, способность мыслить, анализировать, критиковать – есть компоненты учебно-познавательной компетенции, формируемые учителями математики столетиями.

Во-вторых, математика использует в своем арсенале общенаучные методы познания мира и в то же время сама является методом его познания [5],  а потому, изучая математику, учащиеся овладевают ими в той или иной степени. Таким методом, в частности, является математическое моделирование.

В-третьих, математика через решение теоретических и практических задач учит выделять проблему, находить ее решение, реализовывать ее, давать оценку, что является важнейшим компонентом учебно-познавательной компетенции. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами. А.Я. Хинчин подчеркивает, что математика учит добиваться поставленной цели, не останавливаясь перед трудностями [5].

В-четвертых, общеизвестно, что математика развивает воображение и интуицию, вкус к исследованию и творчеству.

В компетентностном подходе умение и способность человека учиться на протяжении всей жизни являются едва ли не самыми важными. Средствами математики это умение можно формировать, это в-пятых.

Существует множество примеров, при помощи которых происходит формирование учебно- познавательной компетенции. Особое внимание в своей педагогической деятельности обращаю на использование таких приемов, которые направлены на формирование активной позиции ученика в учебном процессе, приемов, прокладывающих путь к становлению его личности.

      К таким приемам можно отнести ситуации, в которых ученик должен:

*    задавать вопросы учителю, товарищам, выяснить непонятное, углубляться с их помощью в процессе познания;

*    побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;

*    практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;

*    создавать ситуацию самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;

*     разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;

*    рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы.

При формировании у школьников учебно-познавательной компетенции выделяю несколько путей:

*    Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

*     Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

*     Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

*     Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существующими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

*     Не слишком легкий, не слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

*     Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее  ему работать.

*     Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

  На уроках математики учу ребят практическим навыкам, необходимых в повседневной жизни, а именно строить схемы и диаграммы, свободно владеть чертёжными и измерительными инструментами, находить объём и площадь поверхности модели призмы, пирамиды, тела вращения. Новые понятия, вводимые с помощью выполнения практических заданий, легко находят аналогию в повседневной жизни. Практические занятия развивают у учащихся творческую самостоятельность, инициативу, помогают лучше реализовать в обучении принцип связи теории и практики.

       Для развития учебно-познавательной компетенции считаю важным показать на уроке красоту математики. Дети любят красивое, увлекательное; на уроке стараюсь показать, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей, универсальностью применений, совершенством языка, романтичностью своей истории. Часто привожу на уроках высказывания выдающихся математиков, которые являются сильным воспитательным средством. Ярким примером показа красоты математики является изучение темы «Пропорция».

Ребята знакомятся с  золотым сечением, приводят множество примеров его применения во всех областях жизни, учатся строить золотое сечение и находить его присутствие в живописи, архитектуре, музыке, литературе и искусстве.

           Одним из мощных рычагов формирования учебно-познавательной компетенции являются нестандартные уроки. Проигрывая различные роли и ситуации на уроке учащиеся готовятся стать хорошими специалистами в жизни. Творческими принципами нестандартных уроков являются:

*    отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

*    максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

*    не развлекательность, а занимательность и увлечение – как основа эмоционального тона урока;

*    поддержка альтернативности, множественности знаний;

*    Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения;

*    «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

       В своей педагогической практике провожу уроки – лекции, уроки – семинары, уроки – деловые и ролевые игры, уроки – пресс – конференции, уроки – суды  над математическими понятиями, уроки – слёты специалистов, уроки – ярмарки, уроки, подобные телевизионным передачам: «Поле чудес», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Как стать миллионером», «Умники и умницы», «Звездный час».

Особо любимыми уроками моих учеников являются уроки – деловые игры и уроки -  ролевые игры. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентностью.

Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах  которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия [3].

Урок – деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его  реализация на практике.

Урок – ролевая игра. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структуры урока.

Расскажу об интересном по замыслу уроке в 10 классе «Слет специалистов» по теме «Применение непрерывности и производной к исследованию функций и построению графиков». Целью этой игры было активное включение учащихся в самостоятельную работу по изучению нового материала за отведенный промежуток времени: составить схему исследования функции и научиться проводить полное её исследование и строить график. Кроме этого, учащиеся должны были развить умения передачи полученной информации, а также уметь работать коллективно, проявлять товарищескую взаимопомощь. Класс был разделен на 4 группы. Тема делится на IV подтемы, соответствующие количеству научных групп. Вот их названия и вопросы:

I . «Кафедра по исследованию свойств функции».

(Область определения функции; область значений функции; нули функции; четные и нечетные функции; периодические функции.)

II. «Лаборатория по исследованию непрерывности функций».

       (Понятия непрерывности функции; точки разрыва функции и их                  характер.)

III.  Научная группа «Максимум»

           (Асимптоты графика функции; монотонность функции).

4 .  «НИИ изучения экстремальных процессов в природе».

(Необходимый и достаточный признак существования экстремумов функции.)

Цель обсуждения этих вопросов – ликвидация разрыва в знаниях по данной теме у представителей научных групп. Каждая научная группа состоит из специалистов, которые глубоко разбираются в определенной части темы, но каждая из научных групп недостаточно знакома с выводами и методами исследования соседнего коллектива. Цель участников слета – ознакомить присутствующих с теми вопросами,  которые в данном научном коллективе разработаны более подробно. Основная часть урока – доклады специалистов. На слете выступают представители научных групп: теоретик и экспериментатор.

Остальные члены группы дополняют, делают замечания. Все участники слета конспектируют в тетради доклады специалистов, задают вопросы всем присутствующим. В конце слета каждая научная группа получает практическое задание «Исследовать функцию и построить ее график».

При выполнении задания учащимся нужно было применить научные исследования всех групп и коллективный продукт: схему исследования функции. Вид графиков ребят привел в восторг  -  таких необычных графиков они не умели строить!

 В результате деловой игры учащиеся овладели новыми знаниями, поднялись на более высокую ступень исследования функции, а значит стали более компетентными в вопросах чтения графиков, так широко применяемых в различных областях современной жизни.

Таким образом, средствами математики можно повысить интерес к учению, разжечь искры жажды познания нового, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний – а значит овладеть учебно – познавательной компетенцией.

 

 

 

Литература:

1. Зуева М.Л. Формирование содержания школьного математического образования в рамках компетентностного подхода/ Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2 (43).

2. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования / Проблемы качетва образования. Книга 2.

   3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании// Библиотека «Первого сентября». Москва. Чистые пруды.2007.

   4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики

/ М.Просвещение. 1990.

   5. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики

// Математика в образовании и воспитании

/Сост. В.Б.Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000.

   6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмыобразования // Народное образование.

 2003. № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной статье делюсь опытом формирования учебно-познавательной компетентности средствами математики, потому что значение учебно-познавательной компетенции можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор, позволяющий решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся. Показываю, что одним из мощных рычагов формирования учебно-познавательной компетенции являются нестандартные уроки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 036 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 418
    • DOCX 739.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аникина Таисия Афанасьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аникина Таисия Афанасьевна
    Аникина Таисия Афанасьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9144
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Применение математических знаний в повседневной жизни

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 181 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 056 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе