Колодий Ольга Владимировна
Учитель математики КГУ «Гимназии №21» акимата города
Рудного
Творческие домашние задания как средство развития
познавательного интереса школьников на уроках математики.
“Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только
подражать, копировать” Л.Н. Толстой
Учебный материал по математике для 5-6 классов
содержит очень много важных и сложных тем. Это и «Обыкновенные дроби», и
«Десятичные дроби», и «Координатная прямая.(плоскость)», «Положительные и
отрицательные числа». В определённой мере понятия абстрактные и отличаются от
количественных величин, изучаемых в начальной школе. Чтобы повысить
эффективность усвоения данного материала, я применяю в своей практике
выполнение домашнего задания в виде творческих работ.
Работа учителя математики должна решать две основные задачи: 1) повышать
уровень математического мышления, углублять теоретические знания, развить
практические навыки учащихся; 2) способствовать возникновению интереса у
большинства учеников. .
К своим урокам я стараюсь подобрать сведения из истории, подбираю задачи
с практическим содержанием и элементами исследования, проблемные задачи.
Учащиеся 5-6 классов с большим удовольствием решают
анаграммы, пишут и оформляют сказки и стихотворения на заданную тему. Ведь,
например, чтобы написать сказку, необходимо увидеть в новом понятии или способе
«изюминку», то чем оно отличается от других, уяснить каковы его особенности, в
чем его суть, а также обратить внимание на внешние признаки и характеристики.
Иначе сказка не получится.
Охотно составляют
кроссворды и ребусы, которые на следующем уроке решаются. Многие ребята любят
рисовать и поэтому рисуют на заданную тему. Восьмиклассники рисовали шаржи,
рисунки на формулировку теорему Пифагора: «Пифагоровы штаны во все стороны
равны». Ученики 6 класса проявляют своё творчество и показывают свои знания при
составлении рисунка по координатам. Некоторые ребята больше проявляют свое творчество,
например, когда не просто нарисовали рисунок по теме «Положительные и отрицательные
числа», но и составили к нему задания на вычисления. Очень интересно было
читать детские сочинения-рассуждения «Зачем нам нужны дроби?». При
рассмотрении темы «Виды симметрии» были собраны рисунки симметричных предметов,
одни из которых были нарисованы, другие сделаны аппликацией, третьи- обработаны
на компьютере..
Практические работы и работы с элементами исследования
– разновидность творческой деятельности. Они позволяют осознанно изучить
вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить, включают в процесс
восприятия смысловую, зрительную, моторную память. Такие работы развивают
аккуратность, усидчивость, внимание, трудолюбие.
Например, ученики 7 класса должны на практике увидеть, что все медианы
треугольника, а также его высоты и биссектрисы пересекаются в одной точке. Для
этого они в таблице производят построения с помощью линейки, транспортира и
угольника. Данная работа может использоваться и при изучении замечательных
точек треугольника и вписанной и описанной окружностей около треугольника. По
геометрии ребята составляют задачи-рисунки. Пятиклассники при изучении
статистических характеристик собирают информацию о членах своей семьи (рост,
вес, возраст) и производят расчет среднего арифметического, моды, размаха
величин, а на уроке обрабатываются итоги социологического исследования.
Как правило, все практические работы учеников я проверяю и оцениваю.
При этом выставляю только положительные отметки. Конечно, иногда работы бывают
математически безграмотными, но ученик трудился, что-то сделал верно: работа –
это его труд. Ясно, что важен результат, но не менее важно и уважение к труду
ребёнка. Особенно важно не "убить" у него желание трудиться, поэтому,
получая плохо выполненные работы учеников, я разрешаю воспользоваться помощью
одноклассников и ещё раз выполнить эту работу.
Таким
образом, выполнение творческих работ позволяет повысить интерес к изучаемым
темам даже у слабых учащихся. Как правило, задания подобного типа не вызывают у
них трудностей, повышают интерес к математике и помогают сделать «нелюбимый»
предмет доступным. Сильные же ученики, благодаря творческим работам, овладевают
способностью переводить сложный математический материал в мир фантазий и
красок. Данные задания позволяют показать красоту науки математики, её
взаимосвязь с общечеловеческой культурой, улучшают эмоциональное состояние
учащихся, повышают их интеллектуальное развитие и ведут к формированию
всесторонне развитой личности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.