Главная / Начальные классы / Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ" (начальная школа)

Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ" (начальная школа)

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ

Лапушкина Татьяна Викторовна, МБОУ СОШ № 49, г. Екатеринбург, учитель начальных классов, педагог-психолог

Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся
педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по
аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках
одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения
педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики.

Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно
оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в
традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. определение пробелов в обучении и подтверждение успешных результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебного процесса;

4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

5. улучшение условий учебы.

Тестирование – одна из методик педагогической диагностики. Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

1. относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;
2. однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

3. правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

4. относительно краткими, требующими сжатых ответов;

5. информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;

6. удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
7. стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Тесты обученности, или, как их еще называют, школьные тесты, - это всего лишь одна из разновидностей психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности. Если в основу классификации тестов положить различные аспекты (компоненты) развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.

2. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности.

3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.

4. Тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.).

5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Применение тех или иных тестов будет наиболее эффективным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов. Поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений. Не все необходимые характеристики усвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и логически выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.

Итоговый тест по окружающему миру 4 класс (годовая работа)

  1. Отчество Александра Невского. (Ярославович)

  2. Победители в битвах на Ниве и Чудском озере. (Русские)

  3. Противник русских в битве на Неве. (Шведы)

  4. Название битвы на Чудском озере. (Невская)

  5. Общее название врагов, участвовавших в битве на Ниве и Чудском озере. (Крестоносцы)

  6. Кто такой Наполеон Бонапарт? (Французский полководец)

  7. Кто такой Михаил Илларионович Кутузов? (Русский полководец)

  8. Назовите самое известное сражение русских и французов? (1812г. Бородинское сражение)

  9. О чём мечтал Наполеон? (Через 3 года стать господином всего мира. Россию он разгромит.)

  10. Когда началось Бородинское сражение? (26 августа 1812г.)

  11. Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939г.)

  12. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941г.)

  13. Сколько лет длилась война? (5 лет)

  14. Каких полководцев Великая Отечественная войны вы знаете? (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин и т.д.)

  15. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

  16. Когда советская армия перешла в наступление? (В январе 1942г. Под Москвой)

  17. Где одержали первую победу? (Кавказ)

  18. Когда начались ожесточённые бои за Сталинград? (В январе 1942г.)

  19. Когда завершилась Сталинградская битва? (Феврале 1943г.)

  20. Где разгорелось сражение летом 1943 года? (Около города Курска под деревней Прохоровка – Курская дуга.)

  21. Чем стала эта победа? (Победой Красной Армии и началось массовое изгнание оккупантов из России.)

  22. Когда была освобождена полностью территория Советского Союза? (1944г.)

  23. Когда был штурм Берлина и кто им руководил? (В начале 1945г.)

  24. Какой праздник отмечает наша страна 9 Мая и почему? (День Победы. В ночь с8 по 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооружённых сил фашистской Германии.)

  25. Как люди увековечили память о тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины?

Библиографический список

1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240с.

2. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений (под ред. Смирнова С.А.) Изд. 3-е, испр., доп./ 4-е, испр., доп.. Серия: Высшее образование: Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. — М., 2001 г.- 512 с.

3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.

4. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.

5. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.

6. Педагогические технологии в теории и практике: Л. А. Турик, Н. А. Осипова — М., Феникс, 2009 г.- 288 с.

7. Психология и педагогика: П. С. Гуревич — Санкт-Петербург, Юнити-Дана, 2005 г.- 320 с.

8. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984. - 238с.

9. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.

10. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010.

11. Энциклопедия педагогических технологий: А. К. Колеченко — М., КАРО, 2008 г.- 368 с.


Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ" (начальная школа)
  • Начальные классы
Описание:

Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся
педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.

Тестирование – одна из методик педагогической диагностики. Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений.

Автор Лапушкина Татьяна Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 37880
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓