Главная / Начальные классы / Статья "Структура построения системы менеджмента качества образования на примере реализации технологии управления по организации сотрудничества школы и семьи"

Статья "Структура построения системы менеджмента качества образования на примере реализации технологии управления по организации сотрудничества школы и семьи"

СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СМК ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Аристарина О.В.

Нетиповое муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №48»


В современных педагогических словарях под качеством образования понимается определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворенности различных участников процесса образования от ожиданий предоставляемым образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования, прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

Рассмотрим возможную структуру построения СМК образования на примере реализации технологии управления качеством научно-методической работы (НМР) по организации сотрудничества школы и семьи. Управление НМР в школе инновационного типа при сохранении стратегического направления на повышение качества образования обеспечивает реализацию профессиональных потребностей и интересов педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов в частности.

Для получения полезного результата в НМР необходимо иметь четко разработанную программу, набор исполнительских процедур и механизмов реализации цели НМР, аппарат отслеживания результатов (педагогический мониторинг) и хорошо налаженную систему получения информации о результатах управленческих действий.

В технологии организации управления НМР по повышению качества педагогического взаимодействия школы и семьи предусматривается иерархическое построение управления с четким определением функций каждого из структурных подразделений: научно-методических объединений, служб сопровождения и т.п.

Первый уровень - это уровень стратегического управления. Здесь в систему управления НМР включены директор, кафедра развития личности, совет по качеству, педагогический совет.

Директор школы создает условия для творческого роста педагогических работников и научно-исследовательской работы (НИР) педагогов в сфере работы с семьями школьников.

Кафедра развития личности разрабатывает концепцию организации сотрудничества с семьей, выявляет условия эффективности этого процесса, осуществляет подготовку педагогического коллектива к научно-исследовательской деятельности, координирует научные исследования педагогов, обеспечивает творческие контакты с научными подразделениями вузов.

Совет по качеству утверждает программу развития данного направления НИР, соотносит программу сотрудничества с родителями с другими целевыми программами школы, распределяет роли внутри административно-управленческого аппарата, разрабатывает стратегию перехода образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития, преобразования методической работы в научно-методическую.

В управлении НМР важную роль играет педагогический совет, который определяет политику взаимодействия школы и семьи, оценивает профессиональную компетентность педагогов, результативность и качество педагогического труда, выявляет эффективность взаимодействия школы и семьи на этапах функционирования и развития, изменения уровня педагогической культуры семьи, стимулирует рост профессионально-педагогического мастерства.

Второй уровень - это уровень тактического управления НМР, ориентированный на разработку и реализацию тактики развития педагогического взаимодействия школы и семьи. Здесь заместители директора и руководители структурных подразделений (социальной, психологической и медико-реабилитационной служб) обеспечивают организацию конкретных действий по основным направлениям функционирования и преобразования работы школы.

Главная функция заместителя директора по НМР - организация научно-исследовательской (НИР), опытно-экспериментальной и научно-методической деятельности в рамках школы. В обязанности заместителя директора по НМР входит управление качеством НИР. Он анализирует готовность участников инновационного процесса к инновационной исследовательской и экспериментальной деятельности в сфере работы с семьей; ход и результат инновационных процессов (с акцентом на инновации, имеющие общее значение), процесс и результаты реализации программы взаимодействия школы и семьи, других стратегических аспектов.

Заместитель директора по воспитательной работе собирает исследовательский материал, объединяет в группы задачи взаимодействия школы и семьи, определяет наиболее удачные виды деятельности и формы сотрудничества между ними, оценивает педагогическую результативность и разрабатывает рекомендации по их апробации.

Третий уровень - это уровень оперативного управления НМР, обеспечивающий реализацию различных направлений взаимодействия школы и семьи. Здесь в систему управления включены педагоги, классные руководители, психологи, социальные педагоги и др. На данном уровне целесообразно создание новых организационных структур в виде ассоциаций педагогов: научных лабораторий педагогов, школы педагога-исследователя, научно-методического центра координации взаимодействия с семьей.

Школа педагога-исследователя представляет собой курсы специализированной подготовки педагогов к организации работы с семьей и руководства этим процессом. Для педагогов организуются лекции, семинарские занятия, конференции по различным направлениям взаимодействия с семьей.

Четвертый уровень - уровень родителей школьников. Это уровень оперативного взаимодействия, который традиционно называют уровнем соуправления или самоуправления. На данном уровне в образовательном учреждении нового типа реализуется программа повышения педагогической культуры семьи.

В процессе управления НМР по повышению качества взаимодействия школы и семьи решаются, по крайней мере, две задачи:

  • научно-методическое обеспечение внедрения инновации в сфере работы с семьей;

  • повышение профессиональной квалификации руководителей структурных подразделений и педагогов, обеспечивающее возможность методического поиска в широком диапазоне психолого-педагогических проблем.

Предложенная структура отражает содержащиеся в стандартах ИСО серии 9000 подходы к проектированию, внедрению и применению СМК, а технология управления качеством НМР школы открывает большие возможности для создания в общеобразовательных школах СМК образования.

Литература

  1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Коджаспирова. – М. : ИЦ Академия, 2001. – 191 с.

  2. Третьяков, П. И. Школа: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков. – М., 2001. – 213с.

  3. Трубина И. И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы [Текст] / И.И. Трубина. // Информатика и образование, 2005. - № 5.


Статья "Структура построения системы менеджмента качества образования на примере реализации технологии управления по организации сотрудничества школы и семьи"
  • Начальные классы
Описание:

В современных педагогических словарях под качеством образования понимается определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворенности различных участников процесса образования от ожиданий предоставляемым образовательным учреждением образовательных услуг.

Качество образования, прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

В статье рассматривается возможная структура построения СМК образования на примере реализации технологии управления качеством научно-методической работы (НМР) по организации сотрудничества школы и семьи.

 

 

 

Автор Аристарина Оксана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 34878
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓