СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СМК ОБРАЗОВАНИЯ НА
ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И
СЕМЬИ
Аристарина О.В.
Нетиповое муниципальное
общеобразовательное учреждение «Гимназия №48»
В современных педагогических словарях под качеством
образования понимается определенный уровень знаний и умений, умственного,
нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на
определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень
удовлетворенности различных участников процесса образования от ожиданий предоставляемым
образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования, прежде
всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту, зависит от
уровня престижности образования в общественном сознании и системе
государственных приоритетов, финансирования и материально-технической
оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.
Рассмотрим возможную структуру построения СМК
образования на примере реализации технологии управления качеством
научно-методической работы (НМР) по организации сотрудничества школы и семьи.
Управление НМР в школе инновационного типа при сохранении стратегического
направления на повышение качества образования обеспечивает реализацию
профессиональных потребностей и интересов педагогического коллектива в целом и
отдельных педагогов в частности.
Для получения полезного результата в НМР необходимо
иметь четко разработанную программу, набор исполнительских процедур и
механизмов реализации цели НМР, аппарат отслеживания результатов
(педагогический мониторинг) и хорошо налаженную систему получения информации о
результатах управленческих действий.
В технологии организации управления НМР по повышению
качества педагогического взаимодействия школы и семьи предусматривается
иерархическое построение управления с четким определением функций каждого из
структурных подразделений: научно-методических объединений, служб сопровождения
и т.п.
Первый уровень - это
уровень стратегического управления. Здесь в систему управления НМР включены
директор, кафедра развития личности, совет по качеству, педагогический совет.
Директор школы создает условия для творческого роста
педагогических работников и научно-исследовательской работы (НИР) педагогов в
сфере работы с семьями школьников.
Кафедра развития личности разрабатывает
концепцию организации сотрудничества с семьей, выявляет условия эффективности
этого процесса, осуществляет подготовку педагогического коллектива к
научно-исследовательской деятельности, координирует научные исследования
педагогов, обеспечивает творческие контакты с научными подразделениями вузов.
Совет по качеству утверждает
программу развития данного направления НИР, соотносит программу сотрудничества
с родителями с другими целевыми программами школы, распределяет роли внутри
административно-управленческого аппарата, разрабатывает стратегию перехода
образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития,
преобразования методической работы в научно-методическую.
В управлении НМР важную роль играет педагогический
совет, который определяет политику взаимодействия школы и семьи, оценивает
профессиональную компетентность педагогов, результативность и качество
педагогического труда, выявляет эффективность взаимодействия школы и семьи на
этапах функционирования и развития, изменения уровня педагогической культуры семьи,
стимулирует рост профессионально-педагогического мастерства.
Второй уровень - это уровень
тактического управления НМР, ориентированный на разработку и реализацию тактики
развития педагогического взаимодействия школы и семьи. Здесь заместители
директора и руководители структурных подразделений (социальной, психологической
и медико-реабилитационной служб) обеспечивают организацию конкретных действий
по основным направлениям функционирования и преобразования работы школы.
Главная функция заместителя директора по НМР - организация
научно-исследовательской (НИР), опытно-экспериментальной и научно-методической
деятельности в рамках школы. В обязанности заместителя директора по НМР входит
управление качеством НИР. Он анализирует готовность участников инновационного
процесса к инновационной исследовательской и экспериментальной деятельности в
сфере работы с семьей; ход и результат инновационных процессов (с акцентом на инновации,
имеющие общее значение), процесс и результаты реализации программы взаимодействия
школы и семьи, других стратегических аспектов.
Заместитель директора по воспитательной работе собирает
исследовательский материал, объединяет в группы задачи взаимодействия школы и
семьи, определяет наиболее удачные виды деятельности и формы сотрудничества
между ними, оценивает педагогическую результативность и разрабатывает
рекомендации по их апробации.
Третий уровень - это уровень
оперативного управления НМР, обеспечивающий реализацию различных направлений
взаимодействия школы и семьи. Здесь в систему управления включены педагоги,
классные руководители, психологи, социальные педагоги и др. На данном уровне
целесообразно создание новых организационных структур в виде ассоциаций
педагогов: научных лабораторий педагогов, школы педагога-исследователя,
научно-методического центра координации взаимодействия с семьей.
Школа педагога-исследователя представляет
собой курсы специализированной подготовки педагогов к организации работы с
семьей и руководства этим процессом. Для педагогов организуются лекции,
семинарские занятия, конференции по различным направлениям взаимодействия с
семьей.
Четвертый уровень - уровень родителей
школьников. Это уровень оперативного взаимодействия, который традиционно
называют уровнем соуправления или самоуправления. На данном уровне в
образовательном учреждении нового типа реализуется программа повышения
педагогической культуры семьи.
В процессе управления НМР по повышению качества
взаимодействия школы и семьи решаются, по крайней мере, две задачи:
- научно-методическое
обеспечение внедрения инновации в сфере работы с семьей;
- повышение
профессиональной квалификации руководителей структурных подразделений и
педагогов, обеспечивающее возможность методического поиска в широком диапазоне
психолого-педагогических проблем.
Предложенная структура отражает содержащиеся в
стандартах ИСО серии 9000 подходы к проектированию, внедрению и применению СМК,
а технология управления качеством НМР школы открывает большие возможности для
создания в общеобразовательных школах СМК образования.
Литература
1.
Коджаспирова,
Г. М. Педагогический
словарь [Текст] / : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М.
Коджаспирова. – М. : ИЦ Академия, 2001. – 191 с.
- Третьяков,
П. И. Школа: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков. – М.,
2001. – 213с.
- Трубина
И. И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы [Текст] / И.И.
Трубина. // Информатика и образование, 2005. - № 5.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.