Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья "Специфика развития начального образования в России в 1960 - 1990 гг."

Статья "Специфика развития начального образования в России в 1960 - 1990 гг."

Скачать материал

Специфика развития начального образования в России 1960 – 1990 гг.

Татышлинский р-он МБОУ СОШ с. Арибашево учитель начальных классов

Воробьева Т.И.

 

Сложно и противоречиво состояние образования в современном мире. Место системы образования в  современной жизни общества больше всего определяется ролью, которую выполняют в развитии общества знания людей, накопленный ими опыт, навыки, умения, потенциальные возможности развития личностных и профессиональных качеств. Эта роль начала возрастать во втором пятидесятилетии 20-го века, принципиально поменявшись в последние его десятилетия.

Начальное образование – это первая ступень общего образования, её цель– изучение учащимися начального уровня общеобразовательных знаний, обеспечивающих раскрытие и развитие познавательных способностей, а также формирование необходимых навыков учебной деятельности.

Работа по совершенствованию начального образования включала три этапа.

На протяжении первого этапа были отработаны основные принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и другими и стали использоваться в массовой начальной школе в конце 1980-х гг.

На втором этапе  были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе.

Третий этап  проводился в различных регионах РСФСР с учетом специфики социальных, экономических и других условий.

В развитие образования данного периода внесли вклад следующие ученые: П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.Е. Гмурман, П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Н.К. Гончаров, Л.В. Занков, и др.

Коротко рассмотрим, что представляют собой развивающие системы обучения.

 Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

- цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

- задача обучения - представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

- дидактические принципы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

- методическая система - ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

- предметные методики по всем образовательным областям;

- формы организации обучения;

- система изучения успешности обучения и развития школьников.

Особенностью системы Эльконина-Давыдова являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Сухомлинский В.С. создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. То, о чем писал Сухомлинский, было в реальности и может быть в каждой школе; в его опытах нет ничего такого, что было бы недоступно любому рядовому учителю. Остается только привести слова, которыми Василий Александрович закончил монографию «Павлышская средняя школа»: «Мы надеемся, что педагогические коллективы, заимствующие наш опыт, не будут механически копировать его детали… Убеждение педагога - самое ценное в школе».

Информационная революция и формирование нового типа устройства общества - информационного общества - ставят информацию и знание на первый план экономического и социального развития. Изменения в системе образования прочно связаны с процессами, идущими в политической и социально-экономической жизни современного мирового сообщества.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Специфика развития начального образования в России в 1960 - 1990 гг.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сложно и противоречиво состояние образования в современном мире. Место системы образования в  современной жизни общества больше всего определяется ролью, которую выполняют в развитии общества знания людей, накопленный ими опыт, навыки, умения, потенциальные возможности развития личностных и профессиональных качеств. Эта роль начала возрастать во втором пятидесятилетии 20-го века, принципиально поменявшись в последние его десятилетия.

Начальное образование – это первая ступень общего образования, её цель– изучение учащимися начального уровня общеобразовательных знаний, обеспечивающих раскрытие и развитие познавательных способностей, а также формирование необходимых навыков учебной деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 434
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воробьева Татьяна Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воробьева Татьяна Ильинична
    Воробьева Татьяна Ильинична
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 36244
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2690 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 490 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе