Специфика развития
начального образования в России 1960 – 1990 гг.
Татышлинский р-он МБОУ СОШ с. Арибашево
учитель начальных классов
Воробьева Т.И.
Сложно и
противоречиво состояние образования в современном мире. Место системы образования
в современной жизни общества больше всего определяется ролью, которую выполняют
в развитии общества знания людей, накопленный ими опыт, навыки, умения, потенциальные
возможности развития личностных и профессиональных качеств. Эта роль начала
возрастать во втором пятидесятилетии 20-го века, принципиально поменявшись в последние
его десятилетия.
Начальное
образование – это первая ступень общего образования, её цель– изучение
учащимися начального уровня общеобразовательных знаний, обеспечивающих раскрытие
и развитие познавательных способностей, а также формирование необходимых
навыков учебной деятельности.
Работа по
совершенствованию начального образования включала три этапа.
На протяжении
первого этапа были отработаны основные принципы развивающего обучения. В
разных вариантах они формулировались Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым
и другими и стали использоваться в массовой начальной школе в конце 1980-х гг.
На втором
этапе были разработаны основные критерии совершенствования системы
обучения в 3-летней начальной школе.
Третий этап
проводился в различных регионах РСФСР с учетом специфики социальных,
экономических и других условий.
В развитие
образования данного периода внесли вклад следующие ученые: П.Р. Атутов, Ю.К.
Бабанский, В.П. Беспалько, В.Е. Гмурман, П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Н.К.
Гончаров, Л.В. Занков, и др.
Коротко
рассмотрим, что представляют собой развивающие системы обучения.
Развивающая
система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и
практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря
взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
- цель
обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
- задача
обучения - представить учащимся широкую целостную картину мира средствами
науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
- дидактические
принципы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры
трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения;
быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая
работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
- методическая
система - ее типические свойства: многогранность, процессуальность,
коллизии, вариантность;
- предметные
методики по всем образовательным областям;
- формы
организации обучения;
- система
изучения успешности обучения и развития школьников.
Особенностью
системы Эльконина-Давыдова являются разнообразные групповые дискуссионные формы
работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных
предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В
отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов
положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят,
учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном
уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания
сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не
переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но
малосущественными сведениями. В результате обучения по системе
Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку
зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют
доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению
различных дисциплин.
Сухомлинский В.С.
создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах
гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и
образования, творческой деятельности сплочённого коллектива
педагогов-единомышленников и учащихся. То, о чем писал Сухомлинский, было в
реальности и может быть в каждой школе; в его опытах нет ничего такого, что было
бы недоступно любому рядовому учителю. Остается только привести слова, которыми
Василий Александрович закончил монографию «Павлышская средняя школа»: «Мы
надеемся, что педагогические коллективы, заимствующие наш опыт, не будут
механически копировать его детали… Убеждение педагога - самое ценное в школе».
Информационная
революция и формирование нового типа устройства общества - информационного
общества - ставят информацию и знание на первый план экономического и
социального развития. Изменения в системе образования прочно связаны с
процессами, идущими в политической и социально-экономической жизни современного
мирового сообщества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.