Главная / Другое / Статья "Специфика мультимедиа презентации и ее значение для преподавания экономических дисциплин"

Статья "Специфика мультимедиа презентации и ее значение для преподавания экономических дисциплин"

Специфика мультимедиа презентации и ее значение для преподавания экономических дисциплин


Введение


В современных динамично развивающихся социально-экономических условиях развития общества предъявляются все более высокие требования к качеству подготовки специалистов. Современный выпускник должен обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, ответственность, способность к самосовершенствованию, решению различных учебных задач, он должен быть компетентен в области информационных технологий. В связи с этим в настоящее время современное образование претерпевает различные преобразования. Происходит пересмотр государственных образовательных стандартов. На основе современных образовательных технологий происходят изменения в методике преподавания различных дисциплин.

В связи с динамичным прогрессом информационных технологий в современном обществе возникает необходимость повышения качества образования за счет изменения учебного процесса, разработки новых технологий, внедрения более эффективных методов и средств обучения.

Для достижения этого, современному педагогу необходимо находить новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа и интерактивные технологии.

Использование мультимедиа позволяет избежать ключевые трудности в процессе обучения, такие как уменьшение внимания учащихся, невозможность показать некоторые технологические процессы без использования специальных устройств, уменьшение динамики в педагогическом процессе. Что, в свою очередь, приводит к понижению качества образования и прочности знаний, умений.

Согласно современным воззрениям, не менее 70% информации человек получает посредством зрения, поэтому, можно сделать вывод, что использование мультимедиа при обучении должно быть эффективным.

Зачастую, учителя разрабатывают к занятиям презентации, которые не опираются на педагогические и психологические принципы и технологии, а руководствуются личным мнением и интуицией.

Особенно важно учитывать это в преподавании экономических дисциплин. Здесь, особо остро встает проблема недостаточной презентативности при проведении занятий.

Целью данной работы является педагогическое обоснование использования мультимедиа технологий в преподавании экономики.







Специфика мультимедиа презентации


Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.

Технологии мультимедиа (создание, обработка, хранение и совместная визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в цифровом формате) сегодня по прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютера в обучении.

Современные компьютеры позволяют на новом уровне проводить информационное обеспечение образовательного процесса. Так, например, появилась возможность использования в одном средстве обучения звука, видео, графики, анимации, текста и т.п. При этом такие средства отличаются интерактивностью, т.е. позволяют всем участникам обучения корректировать процесс обучения, получать дополнительную информацию, выбирать режим работы, двигаться по своей индивидуальной траектории, которая наиболее удобна каждому обучающемуся.

Существует ряд неоценимых преимуществ использования новых технологий. Например, возможность не только зачитывать факты, но и знакомить учеников с видео-хрониками, записями песен, репродукциями плакатов и фотографий, фрагментами художественных фильмов.

Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:

  • решить задачи гуманизации образования;

  • повысить эффективность учебного процесса;

  • развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);

  • развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;

  • существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;

  • определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;

  • учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;

  • осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

  • привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям .

  • Практическая реализация личностно ориентированного подхода с помощью средств мультимедиа потребует создания и использования современных многофункциональных предметно-ориентированных мультимедийных средств обучения, которые содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственного интеллекта, экспертно - обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов.

Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: учащиеся могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным потребностям, что особенно важно в условиях открытого образования.

Подобно использованию учебников, применение мультимедийных средств обучения обогащает стратегии преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает ученику в учебном процессе. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.

Мультимедиа-средства могут применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься людьми с различными психолого-возрастными особенностями восприятия и обучения: некоторые студенты предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видеофильмов.

Интерактивность мультимедийных технологий делает их необычайно гибкими, что может оказаться весьма полезным для учениокв с особыми потребностями. В частности, у людей, страдающих дефектами слуха, при использовании мультимедиа в обучении наблюдается значительное улучшение фонологических навыков и навыков чтения, а визуальное представление информации значительно повышает академическую мотивацию глухих. Люди со значительными нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями выигрывают от применения мультимедиа в учебном процессе, поскольку соответствующие средства обладают возможностью настройки под индивидуальные потребности учеников.

Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных продуктов с заранее определенными свойствами для реализации определенной методики обучения и решения дидактических задач. При разработке мультимедийных средств обучения, как правило, акцент делается не на обучение, не на помощь учащемуся, а на технологию программной реализации.

Существует множество достаточно общих возможных негативных аспектов применения мультимедийных средств обучения в системе открытого образования. В их числе рассеивание внимания, возможное отсутствие обратной связи, времеемкость, недостаточная доступность, симуляция опытов или других практических действий, недостаточная интерактивность, недостаточные навыки обучаемых и педагогов, проблемы доступа и прочтения информации.

Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления, при этом выделяются три группы:

1. Изобразительная наглядность:

  • фоторепродукции картин;

  • фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

  • фотопортреты;

  • фотоизображения окружающего мира (природы и общества);

  • учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

  • фоторисунки и аппликации;

  • видеофрагменты (сюжетные видеоролики);

  • видеофильмы (художественные и документальные).

2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели):

  • таблицы;

  • схемы;

  • блок-схемы

  • диаграммы;

  • гистограммы;

  • графики;

  • макеты;

  • карты;

  • картосхемы;

  • планшеты.

3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций):

  • все фотоизображения;

  • анимация и 3D моделирование (без звука);

  • анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);

  • аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);

  • видеофрагменты, или видеоролики;

  • аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);

  • видеофильмы (художественные и документальные).

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты.

Обучение, основанное на компьютерных технологиях, в значительной степени базируется на технической инфраструктуре: компьютере (как инструменте для размещения и представления учебной информации) и компьютерных сетях (как средстве доступа к ней). Поэтому в качестве одного из принципов, которые необходимо учитывать при создании электронных курсов, является принцип распределенности учебного материала.

При дистанционном обучении компьютер становится основным дидактическим инструментом и вместо разрозненных обучающих программ нужен цельный интерактивный курс, с достаточной полнотой представляющий всю учебную информацию. Принцип интерактивности учебного материала - второй важный принцип, который следует учитывать при разработке учебно-методического обеспечения дистанционного образования.

Большой объем информации требует использования соответствующего носителя. Хорошо отработанная и широко распространенная технология CD-ROM вполне подходит для мультимедиа курсов. Интерактивный мультимедиа курс дает возможность интегрировать различные среды представления информации - текст, статическую и динамическую графику, видео и аудио записи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, поскольку выдача информации происходит в ответ на соответствующие его действия. Использование мультимедиа позволяет в максимальной степени учесть индивидуальные особенности восприятия информации, что чрезвычайно важно при опосредованной компьютером передаче учебной информации от учителя ученику. Таким образом, третий принцип, который следует учитывать при создании электронного курса - принцип мультимедийного представления учебной информации.

Основная проблема на пути оптимизации обучения с точки зрения сохранности и развития адаптационных резервов - оценка и коррекция состояния человека в процессе получения новых знаний. Отсюда следует четвертый принцип, который следует учитывать при разработке электронного курса - принцип адаптивности к личностным особенностям обучаемого.

При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийное средство обучения должно соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс.

Использование мультимедийных средств обучения позволяет реализовать новые высокоэффективные методы самостоятельного обучения, значимые с точки зрения системы открытого образования.


Педагогические цели использования ИТ

В учебном процессе педагогическая целесообразность использования компьютера определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям.

Обучение идет с опережающим развитием, заинтересованность студентов в приобретении знаний поддерживается на неизменно высоком уровне, поддерживаются межпредметные связи, оптимизируется учебный процесс.

О целесообразности использования программно—методического обеспечения в процессе преподавания различных курсов говорит и достижение тактических целей курса (формирование пользовательских умений и навыков, профессиональная ориентация обучаемого), которое возможно при активном использовании программно—методического обеспечения курса, ориентированного не только на поддержку процесса преподавания, но и на осуществление разнообразных видов учебной деятельности, в том числе и по обработке информации. Последнее создает условия формирования культуры учебной деятельности (на основе использования в процессе учебной работы системы подготовки текстов, электронных таблиц, графических редакторов), а также развития алгоритмической и программистской культуры.

К основным педагогическим целям использования информационных технологий (ИТ) можно отнести:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно—образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

  • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологий Мультимедиа);

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования);

  • формирование информационной культуры и культуры учебной деятельности, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов);

  • осуществление самоконтроля и самокоррекции;

  • осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;

  • высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютерах трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка пользователя средствами новых информационных технологий.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИТ;

  • обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);

  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

  • осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности;

  • моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента.

Сформулированные педагогические цели определяют основные направления внедрения ИТ в образование:

1) Использование ИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

  • реализация возможностей программно-методического обеспечения современных компьютеров в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;

  • использование объектно—ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;

  • реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем.

2) Использование ИТ к качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

3) Использование ИТ в качестве средства развития личности обучаемого.

4) Использование ИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

5) Использование ИТ в качестве средства информационно—методического обеспечения и управления учебно—воспитательным процессом учебного заведения.

6) Использование ИТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий.

7) Использование ИТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

8) Использование ИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) а управления учебным оборудованием.

9) Использование ИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.





Состояние экономического образования в современных условиях

Вступление страны в рыночные отношения, новые социально-экономические условия привели к тому, что деятельность специалистов в области экономики претерпела значительные изменения.

Современная экономическая ситуация отличается повышенным риском, неопределенностью и динамизмом окружающей среды. В современной России институт образования характеризуется как кризисными чертами, свойственными всему обществу, так и новыми способами адаптации к условиям рыночной экономики.

Подготовка экономистов новой формации, глубоко понимающих теорию рыночной экономики и умеющих эффективно использовать полученные знания на практике как на макро-, так и на микроуровне, имеет исключительно важное значение для России. Важная задача современной школы - формирование профессиональных качеств современного экономиста.

Современной экономике нужен специалист, полностью подготовленный к работе в условиях рыночных отношений с жесткой конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке предприятий. Это обязывает преподавателей экономических предметов формировать у будущих выпускников умение применять теоретические знания на практике, то есть они должны быть компетентными в определенной сфере деятельности.

Экономическая наука, являясь отраслью знаний, основанной на устоявшихся образовательных традициях, делает все, чтобы изменить и усовершенствовать существующие представления об экономической деятельности предприятий различного типа, где сложная финансовая деятельность экономиста включает в себя функции, связанные с конкретным риском материальных и финансовых потерь предприятия в результате его банкротства, ликвидации или реорганизации, инфляции, изменения банковских процентов, цен на сырье и т.п.

Чтобы ученики современной школы осознанно относились к собственному обучению, необходимы внутренняя потребность и мотивация усвоения учебной программы.

Современный учебный процесс требует, чтобы преподаватели экономических дисциплин постоянно повышали не только свой теоретический уровень, но и педагогическое мастерство, овладевали в теории и на практике научной методикой преподавания.

Важной организационной формой является практика, которая предполагает формирование профессиональных умений и навыков.

Таким образом, по состоянию современного экономического образования можно сделать следующие выводы:

1.Современная экономическая ситуация в обществе, характеризующаяся кризисом, динамичностью, риском и неопределенностью, существенно меняет характер подготовки учеников в области экономики.

2.При разработке стратегии обучения учеников, результатом которой является сформированность значимых умений, необходимо ориентироваться на модель деятельности, детерминированной моделью личности.

3.Готовность ученика к самостоятельной деятельности рассматривается как цель и как конечный результат обучения, который проявляется в формировании у студентов фундаментальных знаний, ключевых и базовых профессиональных компетенций, профессионально значимых качеств личности.

4. Компетентностный подход в образовании ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего выпускника.

5. В сфере школьного образования сегодня не уделяется достаточного внимания разработке эффективных методик для формирования ключевых и специальных компетенций у будущих выпускников.


Статья "Специфика мультимедиа презентации и ее значение для преподавания экономических дисциплин"
  • Другое
Описание:

В современных динамично развивающихся социально-экономических условиях развития общества предъявляются все более высокие требования к качеству подготовки специалистов. Современный выпускник должен обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, ответственность, способность к самосовершенствованию, решению различных учебных задач, он должен быть компетентен в области информационных технологий. В связи с этим в настоящее время современное образование претерпевает различные преобразования. Происходит пересмотр государственных образовательных стандартов. На основе современных образовательных технологий происходят изменения в методике преподавания различных дисциплин.

В связи с динамичным прогрессом информационных технологий в современном обществе возникает необходимость повышения качества образования за счет изменения учебного процесса, разработки новых технологий, внедрения более эффективных методов и средств обучения.

Для достижения этого, современному педагогу необходимо находить новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа и интерактивные технологии.

Автор Евстигнеева Ольга Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 538
Номер материала 37325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓