Современный
урок - проблемы, подходы, решения
Пучкова
Елена Валерьевна,
учитель математики
МКОУ Верхнехавская СОШ №3 с.Верхняя Хава Воронежской области
Задача
современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высо-
кую
сознательность, готовить к жизни, к правильному выбору профессии. Выполнение
этих
задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого,
как
и прежде, является урок.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,
эрудиции.
В.А.
Сухомлинский
Модернизация
школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках
апробации
и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования,
на
первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны
быть
значимы за пределами системы образования. Поэтому цель российского школь-
ного
образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика в учебном
процессе,
формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, само-
стоятельной
деятельности на всех этапах своего жизненного пути.
Увеличение
умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься
над
тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность
на
протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей
степени
от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учеб-
ная
работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и ме-
тодических
приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали
бы
их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о том, что-
бы
каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точ-
ку
для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.
Снова
напрашивается вопрос: “Что такое современный урок?”. Этот вопрос инте-
ресует
не столько нас, преподавателей, сколько самих учащихся.
Вот
что u1086 о современном уроке говорят учащиеся.
“Современный
урок – это понятный для нас урок.
“Современный
урок – это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный
урок,
на котором учитель и ученик свободно общаются”.
“Современный
урок – это разнообразный урок”.
“Современный
урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение,
урок,
где человек учится быть человеком”.
“Современный
урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не
бывает
стрессов”.
“Современный
урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас
к
жизни”. И как же современному учителю организовать и провести такой урок.
Если
учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процес-
са
обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и бу-
дет
систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех урока, я ду-
маю, будет
обеспечен. В настоящее время педагогическая наука и школьная практика
направляют свои
усилия на поиски путей совершенствования урока. Рождение любого
урока начинается
с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели
— чего учитель
хочет добиться; затем определения средств - что поможет учителю в до-
стижении цели, а
уж затем выбора способа — как учитель будет действовать, чтобы
цель была
достигнута.
Немаловажен еще
один из аспектов современного урока. Современный урок – од-
на из важнейших
проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь идет о
рациональной
организации занятий, правильном чередовании труда и отдыха и при-
менении
различных педагогических методов на уроке.
От мастерства
учителя зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни от-
личались учителя
друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк
всех или
большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока. Это общее
обусловлено
объективными закономерностями развития общества и его важнейшей
функцией – воспитания
и образования подрастающего поколения. Современная жизнь
предъявляет
сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество обра-
зования,
коммуникативность, целеустремленность, креативность. Реальность диктует
нам, что молодой
человек должен обладать набором определенных качеств и только
тогда он сможет
быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с
собой и
окружающими и быть полезным обществу. Универсально эффективных или
неэффективных
методов не существует.
Все методы
обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависи-
мости от целей,
условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать.
Вот почему,
точнее корректнее, говорить: «Процесс обучения может быть активным,
где обучаемый
участвует как субъект собственного обучения, или пассивным, где обу-
чаемый играет
только роль объекта чего-то воздействия. Качество образования склады-
вается из
качества обучения и качества воспитания.
Для того, чтобы
развить интерес непосредственно к своему уроку (а главное
предмету),
применяю различные его формы: урок-лекция, урок-беседа, урок с исполь-
зованием
учебного кинофильма, урок теоретических или практических самостоятель-
ных работ
(исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов
урока на одном
уроке), урок самостоятельных изучений новых тем, урок практических
работ, семинар.
Уроки-контрольные
учета и оценки знаний, умений и навыков: устная форма
проверки
(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка,
зачет, контрольная
(самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых
видов).
В нашей школе
ежегодно проходят декадники. Наше методбъединение является
его активным
участником. Поэтому появляется еще одна из форм урока - урок-игра.
Ребятам очень нравится
участвовать в них, тем более, что у слабоуспевающих появляет-
ся возможность
получить хорошие оценки и проявить себя с другой стороны.
Еще я в своей
работе использую технологию разноуровневого обучения и лич-
ностно-ориентированную
технологию.
Жизнь в
постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать
регулярно
возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени являет-
ся повышенная
профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития
образования
определяют и особые требования к личности и профессиональной компе-
тентности
педагогов.
Подводя итог
всему выше сказанному, можно сделать вывод: учителю требуется
постоянная
работа по повышению профессиональной компетентности, а урок был, есть
и будет
оставаться основной формой организации обучения и воспитания учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.