Главная / Русский язык и литература / Статья "Современная функция наглядности"

Статья "Современная функция наглядности"

Современная функция наглядности в организации

системно-деятельностного подхода к обучению

на уроках русского языка.


Дивейкина Жанна Михайловна.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии №402

Колпинского района

Санкт-Петербурга


На протяжении нескольких последних десятилетий перед педагогикой стоит извечный, наиважнейший вопрос: как организовать включение учащихся в учебную деятельность, чтобы, присутствуя в классе фактически, они не отсутствовали бы практически. Сменяются исторические эпохи, но основная педагогическая задача остаётся неизменной: создание условий, инициирующих детское действие.

Как учитель русского языка и литературы, я с прискорбием констатирую тот факт, что потребность пользоваться языком легко и свободно почему-то исчезает. Словарный запас современного школьника оскудел, ощущается элементарная нехватка слов для выражения мысли: сочинения превращаются в тексты из вульгарной смеси просторечий, социальных диалектов, жаргонизмов и неконтролируемых заимствований. Дети общаются между собой, используя цитаты из низкопробных юмористических передач и роликов в Интернете, а не из художественной литературы и художественных фильмов. Неудивительно, что количество учащихся, не понимающих литературные тексты 18-19 веков, за последние два десятилетия возросло, а из 33 читающих стран Россия на сегодняшний день находится на 27 месте.

Проблема обеднения русской устной и письменной речи заставила вернуться в прошлое, лет на 25 назад. Примерно до середины 80-х годов языковой ситуации в России было присуще устойчивое равновесие. Языковое сознание было стабильным, построенным на четком осознании приоритета литературного языка и наличия языковых и речевых норм.

Смена общественно-политического строя, демократизация общества, снятие запретов на любые виды информации и способы ее передачи вывели языковую ситуацию из состояния покоя и из-под контроля государства. Новая языковая ситуация обозначила проблему переосмысления понятия «литературный язык». Активную роль стали играть просторечие как следствие «свободы слова» и воровской (криминальный) жаргон как следствие криминализации общества. С другой стороны, русский язык стал средством общения страны, изменившей свое положение среди других государств. С потерей статуса «великой державы» и с утратой США как «врага номер один» Россия включилась в процесс глобализации. Русская культура начала испытывать сильнейшее влияние американской культуры (раньше заимствовались слова из литературного английского языка, теперь - американское просторечие, язык рекламы, индустрии развлечений и шоу-бизнеса, т. е. все низкое и развитию языка не способствующее). Эти два фактора не могли не отразиться на языке. И отразились: ученики в общении всё чаще используют ненормативную лексику, не могут создать высказывание, связное, логичное, выдержанное в определённой композиционной форме и т.д.

Новая языковая ситуация обозначила проблему переосмысления понятия «литературный язык». Для прояснения понятия «литературный язык» важно установить, что же является «нелитературным языком».

Известный лингвист Л. В. Щерба противопоставлял литературный язык разговорному: «Если вдуматься глубже в суть вещей, то мы придём к заключению, что в основе литературного языка лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу - разговорной речи… Диалог – это, в сущности, цепь реплик. Монолог- это уже организованная система облечённых в словесную форму мыслей, отнюдь не являющаяся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. …репликам свойственны и всевозможные фонетические сокращения, и непривычные словообразования, формообразования, и странное на первый взгляд словоупотребление, и, наконец, всякие нарушения синтаксических норм». (Не правда ли, перед нами характеристика языка социальных сетей, хотя работа написана в середине 20 века). Далее Л.В.Щерба говорит о том, что «именно в процессе монолога происходит обработка языка и затем его нормализация». Учитель русского языка и литературы считает своей наиглавнейшей задачей сохранение норм литературного языка, узаконенных великой русской литературой.

На каждом уроке я отвечаю на вопрос: как остановить иссушительное, катастрофическое обеднение русской речи, помочь овладеть учащимся нормами литературного языка; как развить монологическую письменную речь, противопоставив её разговорной разновидности - языку социальных сетей.

В решении данной проблемы мне приходят на помощь информационно- коммуникационные технологии, методический опыт педагогов-новаторов, исследования известных лингвистов и неустанный творческий поиск коллег, учителей русского языка и литературы.

Информационно- коммуникационные технологии активно формируют новое мышление, которое, в идеале, осуществит переход на более высокий уровень самопознания. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе призвано активизировать интеллектуальные способности учащихся, максимально включив их в деятельность созидательную, самостоятельную.

Создание условий для повышения эффективности урока как основной формы организации учебно- воспитательного процесса заставили меня пересмотреть привычный способ приобретения знаний, внедрить в свою работу элементы современных педагогических технологий, выработать для себя новый стиль обучения. Анализ своего педагогического опыта повлёк и пересмотр системы целей и задач. Например, потребовалось внести изменения в содержательную сторону учебного предмета «русский язык», в разработку технологии представления материала, в изучение технологии его «обработки». Это отразилось и на моём отборе методов, приёмов, средств и форм обучения. Чтобы раскрыть эволюционный момент в инновационном обучении, я стремлюсь создать такие условия на уроке, при которых ученик из объекта обучения, коим он до сих пор является, станет субъектом деятельности, т.е. добровольно включится в процесс формирования знаний, а значит, у него исчезнет негативное отношение к учёбе. Цель моей педагогической деятельности - создать такие условия обучения для учащихся, чтобы внутреннее ощущение свободы стало синонимом самодисциплины и обеспечивало познавательную самостоятельность школьников.

Как же управлять познавательной деятельностью учащихся? Инновационное обучение отдаёт предпочтение средствам наглядности, так как пропускная возможность зрительного канала больше, чем речеслухового. Воспользуемся «оружием» СМИ, а на самом деле открытиями наших известных педагогов, например Константина Дмитриевича Ушинского: « Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания ». Несомненна связь средств наглядности с возможностями информационно-коммуникационных технологий. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии материала, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты. 

Известно, что использование того или иного вида наглядности в трудных для понимания фрагментах текста, иллюстрирование понятий и определений, явлений и процессов для "оживления" всего материала позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом.

Но на современном этапе обучения средства наглядности обретают новую функцию – функцию управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно учить применять полученные знания, подводить учащихся к необходимым обобщениям и даже к предвосхищению нового материала, а также осуществить воспитательные возможности в процессе обучения.  
Наглядность уже не столько дополняет словесную информацию, сколько сама выступает носителем информации. Использование форм наглядности способствует повышению степени мыслительной активности учащихся.

Принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий получает новое качество:

  • средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее; огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;

  • становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей  явлений, процессов;

  • соответствует «клиповому, мозаичному сознанию», свойственному современному ребенку;

  • позволяет повысить темп урока, способствуя развитию познавательного интереса учащихся.

Если первое преимущество, т.е. высокое качество компьютерной визуализации, лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения. Современные средства наглядности позволяют не только активизировать мышление, но и воображение детей.

Но, по данным психологов, только к концу 7 класса дети научаются приёмам преднамеренного запоминания и заучивания. Даже в 6 классе запоминание носит ещё, в основном, механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении материала. Как же избежать зубрёжки, «привить вкус к учёбе»?

Резервы положительного воздействия на ребёнка я нахожу в эмоциональной сфере, наиболее благоприятной как для включения его в деятельность, так и для успешного в ней участия. Положительный эмоциональный фон на уроке позволяет мне создать положительную мотивацию учения, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, ведущего к самообразованию и формированию активной личности.

В работах Л. С. Выготского и В.А.Сухомлинского неоднократно встречается мысль о том, что мышление ребёнка начинается с удивления. Наглядность в данном случае помогает мне ликвидировать дефицит эмоциональности на уроке. ( см. таблицу №1) Но, как учитель русского языка и литературы, я не забываю, что учебная активность без исполнительской деятельности учащегося и системно-деятельностного подхода, который позволяет учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи, сведет на нет все усилия по усвоению знаний. Как известно, положительные эмоции связаны с речемоторным оживлением. Следовательно, практическое действие (письмо) должно преобладать над слушанием либо сопровождать его. Это позволит заглушить отрицательные эмоции, связанные с обучением. «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю, ”- гласит не только китайская мудрость, но эта триада - прямой путь к системно-деятельностному обучению, которое я практикую на своих уроках.

Организация инновационного обучения – это ответ на вопрос, как учить современного школьника, чтобы учение стало радостью, но не забавой. Поиск новых технологий начинается с разработки мотивационного фона, опоры на эмоциональную память, от организации внимания и восприятия материала учеником. Важно учесть свойство внимания – распределение – как для отбора материала, так и ориентировки ребёнка в информации. Распределенное внимание – та желаемая, высшая форма состояния ученика, когда тема усваивается быстро, легко, полно, когда появляется гарантия высокой успеваемости. Наглядность в век информационных технологий создаёт все условия для выработки высокой степени распределения внимания, благодаря дозированному показу учебного материала. При таком обучении происходит активное неформальное, интуитивное понимание, именно так достигается правильное усвоение, на последующих занятиях происходит уточнение, углубление, выявление внутренних связей изучаемого материала, способность символического выражения изученного. Это исключит бессмысленную зубрёжку. Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление постепенно сменится словесно-логическим.

Систематическое проведение такой работы позволила мне добиться положительных результатов, а именно: обеспечить более высокий уровень речевого развития учащихся, который сказывается в осознании коммуникативной задачи высказывания, сочинения приобретают композиционную стройность, в работах чаще встречаются развёрнутые описания, авторские рассуждения-раздумья, больше оценочных суждений; речь становится более изобразительной и выразительной; нередко сочинения отражают индивидуальный стиль автора.

Я помню, что согласно исследованиям педагогической психологии в копилку формирования знаний учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный материал - до 10-15%, практические мероприятия и тренинги - до 35%, правильно выбранная методика обучения и средства - около 25%, тесты - не более 5%. Поэтому для большей эффективности своей педагогической деятельности, учитываю эти данные. Как видно из приведённых цифр, практические занятия (письменные задания) дают наивысший результат, в то время как тестирование – пустая трата времени.

Уроки русского языка и литературы обретают для меня новый смысл: современный учитель должен связать «век нынешний» и «век минувший». Говорят, новое- это хорошо забытое старое. Инновационные способы обучения дают мне возможность разработать новый стиль обучения, не отказываясь от опыта советской школы. Проблемы современного обучения напоминают трудности советской эпохи 20-30-х, 40-50-х, 80-90-х гг. 20 века. Ретроинновации…Для сохранения и дальнейшего развития литературного языка я предлагаю воспользоваться опытом предшественников: Виктора Фёдоровича Шаталова, Шалвы Александровича Амонашвили…Их открытия, наработки требуют воплощения в новом формате – цифровом.

Создание современных средств наглядности дает учителю долгожданную возможность - возможность управлять познавательной деятельностью учащихся и сотворить свою личностно-ориентированную технологию, которая обеспечивает становление личности школьника и раскрывает его индивидуальные возможности.

Л. В. Щерба наставлял: «…литературный язык принимает многое, навязываемое ему разговорным языком и диалектами, и таким образом и совершается его развитие, но лишь тогда, когда он приспособил новое к своей системе, подправив и переделав его соответственным образом. Но беда, если разнородное, бессистемное,… новое зальёт литературный язык и безнадёжно испортит его систему выразительных средств, которые только потому и выразительны, что образуют систему. Тогда наступает конец литературному языку, и многовековую работу по его созданию приходится начинать сызнова, с нуля ».





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акишина A.A., Жаркова T.JI. Игры на уроках русского языка. М.: Русский язык, 1987. 93 с.

  2. Амонашвили Ш.А. Сердце отдаю детям - Киев: Рязанская школа, 1974.

  3. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.: Просвещение, 1988. 122 с.

  4. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Русский язык, 1998. 134 с.

  5. Моисеев А.И. К вопросу о наглядности преподавания. Русский язык в школе № 5 - М.: Просвещение, 1971.

  6. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения // Информатика и образование - 2004.- № 3.

  7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 6 - М.: Л., 1949.

  8. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. —— М.: Знание, 2004. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; № 6)

  9. Л.В. Щерба Современный русский литературный язык.- М., 1957. - с. 110-129







Статья "Современная функция наглядности"
  • Русский язык и литература
Описание:

На протяжении нескольких последних  десятилетий перед педагогикой стоит извечный, наиважнейший вопрос: как организовать включение учащихся в учебную деятельность, чтобы, присутствуя в классе фактически, они не отсутствовали бы практически. Сменяются исторические эпохи, но основная педагогическая задача остаётся неизменной: создание условий, инициирующих детское действие.  

Как учитель русского языка и литературы,  я с прискорбием констатирую тот факт, что потребность пользоваться языком легко и свободно почему-то  исчезает. Словарный запас современного школьника оскудел, ощущается элементарная нехватка слов для выражения мысли: сочинения превращаются в тексты  из вульгарной смеси просторечий, социальных диалектов, жаргонизмов и неконтролируемых  заимствований.  Дети общаются между собой, используя цитаты из низкопробных юмористических передач и роликов в Интернете, а не из художественной литературы и художественных фильмов. Неудивительно, что количество учащихся, не понимающих  литературные тексты 18-19 веков, за последние два десятилетия возросло, а из 33 читающих стран Россия на сегодняшний день находится на 27 месте.

 

 Проблема обеднения русской устной и письменной речи заставила вернуться в прошлое,  лет на 25 назад. Примерно до середины 80-х годов языковой ситуации в России было присуще устойчивое равновесие. Языковое сознание было стабильным, построенным на четком осознании приоритета литературного языка и наличия языковых и речевых норм. 

Автор Дивейкина Жанна Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 317
Номер материала 38194
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓