Главная / Директору-завучу / Статья "Совместная деятельность педагогов и родителей..."

Статья "Совместная деятельность педагогов и родителей..."

Байтубетова Клавдия Ерашевна

заместитель директора по воспитательной работе

КГУ «Соколовская средняя школа»

Узункольского района

Костанайской области

baytubetovak@mail.ru


«Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их,

а прежде всего самому жить по-человечески.

Кто хочет исполнить свой долг относительно детей,

тот должен начать воспитание с самого себя».
А.Н.Острогорский 


Совместная деятельность педагогов и родителей как фактор формирования жизненных ценностных ориентиров подрастающего поколения.


Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование и воспитание своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

Семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.

Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребенка на воспитание в приемную семью; контроль за процессом адаптации ребенка в этой семье; помещение детей в приюты, места временного пребывания детей; содействие возвращению ребенка в семью и др.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться различных аспектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико-физио­логического развития детей и пр.

Важный компонент педагогической культуры родителей — их педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических психолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую и коммуникационную.

Конструктивная деятельность заключается, прежде всего, в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.

Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей (режим, труд, домашняя учебная работа, спорт и т. д.), с другой — организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, отдых, общественная работа по воспитанию детей и т. п.).

Коммуникативная деятельность включает, в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает уровень педагогического мастерства родителей.

Важным компонентом педагогического мастерства является педагогический такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным.

Для повышения педагогической культуры родителей оказывает научно-педагогическое просвещение. Для этого я провожу лектории, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов средств массовой информации, а также в школе действуют университеты родительских знаний.

Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством практикумов для родителей. Я рекомендую их проводить как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям предлагаю следующие задания: составить режим дня школьника; охарактеризовать индивидуальные особенности своего ребенка; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.

Одной из наиболее распространенных массовых форм работы по формированию педагогической культуры родителей я считаю, проведение общешкольных и классных родительских собраний, а также конференций для родителей в основном посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Темы конференций должны быть конкретными и актуальными для родителей, например: «Игра и труд в жизни младшего школьника», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Проблемы выбора профессии у старшеклассников» и др.

Одной из необходимой формой работы с родителями как показывает практика, является консультации для родителей, особенно индивидуальные, ценны тем, что, беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться тем, с чем по, тем или иным причинам неудобно говорить на собрании. В такой беседе можно найти из многих вариантов тот единственный, который окажет желаемое воздействие на ребенка.

Совместная деятельность педагогов и родителей заключается в ознакомлении с инновационными подходами в обучении и воспитании детей.

Традицией в школе является проведение Дней открытых дверей. Совместно с сертифицированными педагогами я провела День открытых дверей в форме обучающего семинара - практикума по теме «Самостоятельное обучение учащихся как фактор повышения качества учебно- воспитательного процесса». Основа практикума – групповая форма работы, в ходе которого родители создавали и защищали проекты по теме «Современная школа глазами родителей». В завершении семинара - практикума проведено анкетирование «Самостоятельное обучение: «за» и «против». Результаты анкет показали, что «за» - 91 % и «против» - 9 %.

Применяя в своей работе инновационные формы работы , я отметила, что появилась заинтересованность со стороны родителей и увеличился процент посещаемости ими школы.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Литература

Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982

Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985

Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985

Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988

Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001

Воспитание без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21

Не бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21

Избиение детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21

Семья - http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7&

Семья школа любви- http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html

Статья "Совместная деятельность педагогов и родителей..."
  • Директору-завучу
Описание:

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование и воспитание  своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

Автор Байтубетова Клавдия Ерашевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 641
Номер материала 40212
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓