Байтубетова
Клавдия Ерашевна
заместитель
директора по воспитательной работе
КГУ «Соколовская
средняя школа»
Узункольского
района
Костанайской
области
baytubetovak@mail.ru
«Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова,
наставлять и назидать их,
а
прежде всего самому жить по-человечески.
Кто
хочет исполнить свой долг относительно детей,
тот
должен начать воспитание с самого себя».
А.Н.Острогорский
Совместная
деятельность педагогов и родителей как фактор формирования жизненных ценностных
ориентиров подрастающего поколения.
Актуальной
проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный
процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в
образование и воспитание своих детей. Именно родители –
первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо
утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют
ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные
интересы, то они являются для ребенка авторитетом.
Семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации
личности в период детства и отрочества.
В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание
родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и
родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако
взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а
конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и
взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.
Деятельность
педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической
помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно
связаны между собой.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности:
помощь семье в обучении и воспитании детей.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и
формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями —
путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания
специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи
семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного
потенциала.
Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два
компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного
микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту
работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной:
определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение
в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье,
которые приводят к конфликту.
Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье
существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его
нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится
запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.
Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три
составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах
семейного воспитания.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в
себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и
др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по
совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного
ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребенка на воспитание в
приемную семью; контроль за процессом адаптации ребенка в этой семье;
помещение детей в приюты, места временного пребывания детей; содействие
возвращению ребенка в семью и др.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам
обучения и воспитания, социальной защиты. Она проводится в форме
консультирования. Вопросы могут касаться различных аспектов: прав детей,
родителей, внутрисемейных отношений, медико-физиологического развития детей и
пр.
Важный компонент педагогической культуры родителей — их педагогическая
подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических психолого-гигиенических
и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по
воспитанию детей.
Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную,
организаторскую и коммуникационную.
Конструктивная деятельность заключается, прежде всего, в определении цели
воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана
собственной деятельности по воспитанию.
Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она
включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей (режим, труд,
домашняя учебная работа, спорт и т. д.), с другой — организацию своей
собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми,
отдых, общественная работа по воспитанию детей и т. п.).
Коммуникативная деятельность включает, в себя установление оптимальных
взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, членами семьи и
окружающими людьми.
Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной
степени обусловливает уровень педагогического мастерства родителей.
Важным компонентом педагогического мастерства является педагогический такт,
характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть
чутким, справедливым, но и требовательным.
Для повышения педагогической культуры родителей оказывает научно-педагогическое
просвещение. Для этого я провожу лектории, родительские собрания по обмену
опытом, изучение материалов средств массовой
информации, а также в школе действуют университеты родительских знаний.
Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством
практикумов для родителей. Я рекомендую их проводить как в конце родительских
лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе
практикумов родителям предлагаю следующие задания: составить режим дня школьника;
охарактеризовать индивидуальные особенности своего ребенка; на основе
прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей
в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных
методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти
высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают
возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного
воспитания.
Одной из наиболее распространенных массовых форм работы по формированию
педагогической культуры родителей я считаю, проведение общешкольных и
классных родительских собраний, а также конференций для родителей в основном
посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Темы конференций должны
быть конкретными и актуальными для родителей, например: «Игра и труд в жизни младшего
школьника», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Проблемы выбора
профессии у старшеклассников» и др.
Одной из необходимой формой работы с родителями как показывает практика,
является консультации для родителей, особенно индивидуальные, ценны тем, что,
беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться
тем, с чем по, тем или иным причинам неудобно говорить на собрании. В такой
беседе можно найти из многих вариантов тот единственный, который окажет
желаемое воздействие на ребенка.
Совместная
деятельность педагогов и родителей заключается в ознакомлении с инновационными
подходами в обучении и воспитании детей.
Традицией в
школе является проведение Дней открытых дверей. Совместно с сертифицированными
педагогами я провела День открытых дверей в форме обучающего семинара -
практикума по теме «Самостоятельное обучение учащихся как фактор повышения
качества учебно- воспитательного процесса». Основа практикума – групповая форма
работы, в ходе которого родители создавали и защищали проекты по теме «Современная
школа глазами родителей». В завершении семинара - практикума проведено
анкетирование «Самостоятельное обучение: «за» и «против». Результаты анкет
показали, что «за» - 91 % и «против» - 9 %.
Применяя в
своей работе инновационные формы работы , я отметила, что появилась
заинтересованность со стороны родителей и увеличился процент посещаемости ими
школы.
А.С.
Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше
всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении
ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если
родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов
позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким
образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании
жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений
в поведении.
Литература
Азаров
Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982
Афанасьева Т.М.
Семья. М.: Просвешение,1985
Диалоги
о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985
Ковалев
С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988
Культура семейных
отношений: Сборник статей.М.,1985
Селевко
Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001
Воспитание
без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21
Не
бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21
Избиение
детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21
Семья
- http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7&
Семья
школа любви- http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.