Главная / Классному руководителю / Статья "Сотрудничество семьи и школы"

Статья "Сотрудничество семьи и школы"

Касымова Елена Анатольевна (идентификатор 101-254-689)

Сотрудничество семьи и школы.

(Из опыта работы)


Слово- ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, к этому нужно привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников.

* Физиологические особенности младших школьников.

* Особенности адаптации ребёнка в школе.

* Значение режима дня в жизни школьника.

* Взаимоотношения взрослых в семье – пример подражания для маленьких.

* Права и обязанности ребёнка в семье.

* Здоровье ребёнка – основа успешности в учении.

* Как научить ребёнка выполнять домашнее задание самостоятельно, и др.

Считаю, что следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему так происходит и кто в этом виноват? Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.

Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.

Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании уч-ся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство должно начинаться с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию. Это поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.

Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих уч-ся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Большое внимание учитель младших школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе.

Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей уч-ся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками уч-ся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий уч-ся, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приёмами развития читательских умений уч-ся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши, их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребёнком дома, как работать с малышом по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить ребёнку непонятный материал, если ребёнок встретился с какими-то трудностями.

Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, Кл руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

Формы взаимодействия.

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести родительские собрания, вечера вопросов и ответов.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Наиболее распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

Если подбор родителей класса таков, что это люди, которые уже имеют старших детей, то в таком случае они многое знают и практически, и теоретически о том, что означает иметь ребёнка-школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

  1. Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией.

Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета.

В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Ещё одна важная функция родительского комитета класса - оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе (организация праздников, экскурсий, походов).

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе (ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой).

Классный руководитель, вовлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, изготовление сувениров самими уч-ся, и много-много различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.




Статья "Сотрудничество семьи и школы"
  • Классному руководителю
Описание:

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

В предоставленной  работе «Сотрудничество семьи и школы» раскрыт смысл педагогического взаимодействия семьи и школы. Он состоит в  создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), в развитии его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Названы направления, по которым  осуществляется это взаимодействие.

 

 

Автор Касымова Елена Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 292
Номер материала 41449
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓