Батюкова
А.А., учитель французского языка; ГБОУ школа № 351 с углубленным изучением
французского языка Московского района Санкт-Петербурга,
E-mail:
aap.bat@gmail.com
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В
статье рассмотрены условия развития духовно-нравственного воспитания школьников
через систему обновления содержания образовательных программ. Показана
возможность планирования работы учителей в этом направлении.
Ключевые
слова: содержание, портрет выпускника, условия деятельности, повышение уровня
предметно-методологической компетенции учителей.
«Ребенок
развивается,
если имеет условия
для креативной деятельности
в соответствующей среде»
Сеймур Пейперт
математик, программист,
психолог и педагог
В новом Федеральном образовательном стандарте (далее
ФГОС) одной из приоритетных задач становится духовно-нравственное развитие,
воспитание и социализация обучающихся. Особое внимание уделяется образовательным
программам, которые и определяют содержание образования.
«Образовательные программы определяют содержание
образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной,
этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на
свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого
человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.» [1]
Впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей
системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования.
Целью воспитания и социализации обучающихся является
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России.
Воспитание - активное социальное взаимодействие
взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия).
Учащийся
Родитель
Учитель
Все участники данной сферы должны принимать равное
участие в процессе воспитания, у каждого из которых свои функции. Для решения
воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями иными
субъектами духовной, культурной, социальной жизни должны обращаться
к содержанию:
- общеобразовательных
дисциплин;
- произведений
искусства и кино для детей и юношества;
- периодической
литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- традиционных
российских религий;
- фольклора
народов России;
- истории
своей семьи;
- жизненного
опыта своих родителей и прародителей;
- общественно
полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически
организованных социальных и культурных практик;
- других
источников информации и научного знания.
Миссия школы – воспитание гражданина России.
Принципы
и особенности организации содержания воспитания и социализации:
- эффективные
подходы в учебно-воспитательном процессе
- новые
педагогические технологии (образовательные и воспитательные)
- создание
и организация условий, инициирующих детское действие.
Программа воспитания и социализации обучающихся
направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни,
который основан на системе духовных идеалов многонационального народа России,
базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, учитывает
историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и
их родителей (законных представителей), включает в себя воспитательную,
учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, реализуется в
совместной социально-педагогической деятельности всех социальных
субъектов-участников воспитания.
На основе национального воспитательного идеала
формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Портрет будущего выпускника – гражданина России может
выглядеть таким образом.
ü
Патриот,
носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к
судьбам Родины.
ü
Уважающий
ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные
проблемы современности, свою роль в их решении.
ü
Креативный,
мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении
своей жизни.
ü
Уважающий
других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного
результата.
ü
Осознающий
себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и несущий за них
ответственность.
Что же необходимо нашим школьникам для успеха?
ü
Способность
творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.
ü
Уметь
работать в команде и обладать навыками общения.
ü
Определять
приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную
ответственность за них.
ü
Эффективно
использовать знания реальной жизни.
ü
Компьютерная
грамотность.
Успешность школьников требует развития у них универсальных
учебных действий (далее УУД).
Одной
из наиболее эффективных стратегий развития УУД является проектирование учебных
ситуаций, которые специально ориентированы на развитие определенных УУД. Эти
ситуации могут быть построены на изучаемом предметном содержании, могут иметь
интегрированный надпредметный характер.
Формирование УУД происходит в урочной и внеурочной деятельности,
при участии в творческих делах, проектной деятельности. Как результат
образуется «портфель достижений».
Учебная
деятельность
В содержании учебных предметов важное место теперь
играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь - воспитательные.
Система базовых национальных ценностей не только отражается
в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние
на его организацию.
Результативность обучения – самооценка учащихся,
оценка родителей, оценка учителя. Лист достижений показывает метапредметные результаты,
предметные достижения школьников. Школьники успешно сдают государственную
итоговую аттестацию, участвуют в предметных олимпиадах, сдают международные
экзамены по иностранному языку.
Внеурочная
деятельность
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных
воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр
и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов
и других форм дополнительного образования. Основной педагогической
единицей внеурочной деятельности является культурная практика —
организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие. Традиционные
события нашей школы:
- Дни культуры.
- Театральные
фестивали.
- Фестиваль французской
поэзии «PATRIMOINE».
- Праздник
Рождество.
- Интеллектуальные
игры и конкурсы.
Результативность участия учащихся – расширение их опыта
конструктивного, творческого поведения в культуре. Школьные события,
ставшие традиционными, приносят более высокие результаты для всех участников.
Внешкольная
деятельность
Основной педагогической единицей внешкольной деятельности
является социальная практика — педагогически моделируемая
в реальных условиях общественно-значимая задача.
Традиционные мероприятия:
- международные
проекты «Европейские каникулы», «Международный диалог» и другие,
- языковые
практики, организованные и проводимые Французским институтом,
- образовательные
экскурсии.
Результативность: участие в решении задач,
поставленных при проведении социальных практик, формирует у педагогов
и учащихся социальную компетентность и опыт конструктивного
гражданского поведения.
При организации и проведении всех мероприятий используются
Интернет-технологии:
Ø
Школьный
сайт, сайт кафедры иностранных языков
Ø
Интерактивные
уроки
Ø
Виртуальные
экскурсии и путешествия
Ø
Системы
тестирования
Ø
Интернет-проекты
Ø
Интернет-олимпиады
Преимущества использования социальных сетевых сервисов
в педагогической практике:
- Использование
открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.
- Самостоятельное
создание сетевого учебного содержания.
- Освоение
информационных концепций, знаний и навыков.
- Наблюдение
за деятельностью участников сообщества практики.
«Знания не следует сообщать учащемуся, но его надо
привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно овладевал. Такой метод
обучения наилучший, но он самый трудный…» (А.
Дистервег, педагог и политик).
Основная педагогическая задача учителя иностранного
языка – организация условий, инициирующих детское действие. В рамках
системно-деятельностного подхода учителю необходимо знать: принципы построения
урока; примерную типологию уроков; критерии оценивания урока. Чтобы быть на
уровне современных требований, учителю необходимо не только знать иностранный
язык и методику его преподавания, но и хорошо владеть технологией личностно
развивающего взаимодействия с детьми, учитывая закономерности их развития,
создавать условия для формирования универсальных учебных действий, осуществляя
личностный, системно-деятельностный, компетентностный подходы в обучении. Для
включения учителя в такую деятельность нужна специальная подготовка.
Параллельно с разработкой нового содержания школьного
образования должна вестись работа по соответствующему обновлению содержания
педагогического образования. Учитель только тогда реализует весь
образовательный потенциал школьного предмета, когда владеет умением превратить
его цели, содержание и способы действий в ресурсы личностного развития и
социализации каждого ученика.
Социальность содержания, как атрибут деятельности,
нацеливает учителя на отбор или акцентирование таких фактов в учебной работе,
которая развивает ученика как члена общества, гражданина, патриота.
Переходя на новые стандарты образования, учитель
должен виртуозно владеть содержанием курса, чтобы использовать это содержание
как средство духовно-нравственного развития учащихся. Анализируя свою работу и
беря курс на повышение качества образовательного процесса, методическое
объединение учителей иностранных языков (далее МО) нашей школы ориентируется на
повышение предметно-методологической компетентности учителя. Разработан план
работы МО с учетом требований нового стандарта и обновления содержания
образовательных программ.
Цель
плана – создание разнообразных условий для повышения уровня
предметно-методологической компетенции учителей.
Задачи:
1. Формирование навыков разработки дидактических и лекционных материалов.
2. Повышение информационно-технологической грамотности.
3. Организация кабинета как дидактического ресурса.
4. Взаимодействие педагогов и интеграция деятельности педагогов разных
предметов.
5. Усиление внимания к вопросам воспитания качества гражданина в подростковой
среде, воспитания информационной культуры.
Обновив содержание образовательных программ, мы будем
готовы в достаточной мере внедрить в работу требования ФГОС.
Библиографический
список:
1. «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об
образовании в Российской Федерации" (Статья 12. Образовательные программы).
2.
Н.Л.Галеева, Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного
процесса, М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 72 с.
3.
О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская, Новая дидактика современного урока в условиях
введения ФГОС ООО: методическое пособие / - СПб.: КАРО, 2013. - 144 с. - (Серия
"Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО").
4.
Н. Д. Никандров, В. В. Козлов, А. М. Кондаков, В. В. Фирсов , А. М. Абрамов, В.
П. Дронов. Под редакцией В. В. Козлова и А. М. Кондакова, Сочинение академиков
и член-корреспондентов РАО: "Фундаментальное ядро содержания общего
образования". Серия «Стандарты второго поколения», М. : Просвещение, 2009.
— 48 с., (Стандарты второго поколения). УДК 37.01 ББК 74.202 © Российская
академия образования, 2009. © Издательство «Просвещение», 2009. ©
Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2009 Все права защищены.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.