Лазарева Наталья Вильгельмовна, воспитатель
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная)
школа-интернат»
Социальное партнёрство как одна из форм
организации внеклассной работы детей-сирот с ограниченными возможностями
здоровья
В статье рассматривается сотрудничество с
Центром Развития Детского и Юношеского Творчества, как одной из ступенек в
подготовке воспитанников к самостоятельной деятельности.
Процесс
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во все времена был
сложным и противоречивым.
Социализация
(от лат. socialis — общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом
определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать
в качестве полноправного члена общества.
В
процессе социализации воспитанник приобретает качества, необходимые для жизни в
обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом ребёнок сам
активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных
отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации
соответствующих социальных ролей и функций.
Опыт
работы показывает, что воспитанники из числа детей-сирот являются жертвами
социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном
обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных
заведений.
Своеобразная
закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных
связей воспитанников, сферы реализации усвоенных социальных норм и социального
опыта, формирование единственной ролевой позиции - позиции сироты - проявляются
в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут
ассоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот становятся жертвами
различного рода преступлений.
Образовательное
учреждение не может только собственными усилиями обеспечить процесс
социализации, т.е. включение человека в ту или иную социальную группу или
общность, формирование человека как представителя данной группы, носителя ее
ценностей, норм, установок, ориентаций. Необходимо взаимодействие с окружающим
социумом.
Мы
работаем с детьми, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие
необходимость его социальной защиты. Работа сложная и, вместе с тем, интересная,
требующая немалых душевных сил. Эти дети в меньшей степени, чем их нормальные
сверстники испытывают потребность в познании. Им требуется значительно больше
времени, чтобы воспринять предлагаемый материал. У детей нарушены и процессы
познавательной деятельности, и эмоционально-волевая сфера, и нравственная, и
психические процессы, а также ярко выражена несформированность практических
навыков и умений в общении с другими детьми. Для этих детей характерно неумелое
и неадекватное поведение в коллективе.
Мы
поставили перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой
деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности.
Развитие
творческих способностей у детей с осложнёнными дефектами здоровья способствует
формированию творчески активной личности, для которой основной вид деятельности
творчество, а также формированию коммуникативных умений и навыков, что
способствует их успешной социализации.
Социальное
партнерство является важнейшим драйвером развития творческих способностей
детей и взрослых и опирается на принципы:
1.учета
запросов общественности
2.
установления коммуникаций между школой и социумом
Для этого, мы организовали занятия
в кружках «Акварель», «Мастерок», клубе «Доверия» на базе Центра развития
детского и юношеского творчества, также посещение детской городской библиотеки
и музея. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия,
бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей
работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий дети вооружаются
специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о
практическом применении своих поделок, дети работают просто с увлечением.
В
нашей группе на протяжении трёх лет сложилась эффективная система
взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее
оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых. Поскольку она
предполагает участие в различных выставках, конкурсах, где наиболее полно раскрываются
творческие возможности каждого воспитанника.
В
Центре развития детского и юношеского творчества создана комфортная среда и
условия для организации образовательной деятельности, позволяющие добиться
хороших результатов не только в области общения, но и в формировании
положительного эмоционального фона, способствующего общему оздоровлению детей.
И
мы считаем, что сотрудничество с Центром развития детского и юношеского
творчества - это одна из ступенек в подготовке их к самостоятельной деятельности.
Именно в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к
занятиям в кружках, развития творческого потенциала , ведь
каждый ребёнок должен побывать в ситуации успеха.
Сложившиеся
взаимоотношения воспитанников школы-интерната с Центром
развития детского и юношеского творчества, городской библиотекой
им. А.С.Пушкина и музеем представляют собой налаженные связи, способствующие
социализации и адаптации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья к
самостоятельной жизни в обществе.
.
Список литературы:
1.Василькова
Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М., 2000.
2.Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными
возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
2008.
3.Зайцева Л.А., Кунцевич Т.П. Особенности образовательного процесса в
центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации/Л.А.Зайцева, Т.П.
Кунцевич.- Мн., 2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.