Главная / Другое / статья "Социальное партнерство как одна из форм организации работы с детьми ОВЗ"

статья "Социальное партнерство как одна из форм организации работы с детьми ОВЗ"

Лазарева Наталья Вильгельмовна, воспитатель

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»



Социальное партнёрство как одна из форм организации внеклассной работы детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается сотрудничество с Центром Развития Детского и Юношеского Творчества, как одной из ступенек в подготовке воспитанников к самостоятельной деятельности.

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во все времена был сложным и противоречивым.

Социализация (от лат. socialis — общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В процессе социализации воспитанник приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом ребёнок сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Опыт работы показывает, что воспитанники из числа детей-сирот являются жертвами социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных заведений.

Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей воспитанников, сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта, формирование единственной ролевой позиции - позиции сироты - проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут ассоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот становятся жертвами различного рода преступлений.

Образовательное учреждение не может только собственными усилиями обеспечить процесс социализации, т.е. включение человека в ту или иную социальную группу или общность, формирование человека как представителя данной группы, носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций. Необходимо взаимодействие с окружающим социумом.

Мы работаем с детьми, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Работа сложная и, вместе с тем, интересная, требующая немалых душевных сил. Эти дети в меньшей степени, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал. У детей нарушены и процессы познавательной деятельности, и эмоционально-волевая сфера, и нравственная, и психические процессы, а также ярко выражена несформированность практических навыков и умений в общении с другими детьми. Для этих детей характерно неумелое и неадекватное поведение в коллективе.

Мы поставили перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности.

Развитие творческих способностей у детей с осложнёнными дефектами здоровья способствует формированию творчески активной личности, для которой основной вид деятельности творчество, а также формированию коммуникативных умений и навыков, что способствует их успешной социализации.

Социальное партнерство является важнейшим драйвером развития творческих способностей детей и взрослых и опирается на принципы:

1.учета запросов общественности

2. установления коммуникаций между школой и социумом

Для этого, мы организовали занятия в кружках «Акварель», «Мастерок», клубе «Доверия» на базе Центра развития детского и юношеского творчества, также посещение детской городской библиотеки и музея. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий дети вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают просто с увлечением.

В нашей группе на протяжении трёх лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых. Поскольку она предполагает участие в различных выставках, конкурсах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого воспитанника.

В Центре развития детского и юношеского творчества создана комфортная среда и условия для организации образовательной деятельности, позволяющие добиться хороших результатов не только в области общения, но и в формировании положительного эмоционального фона, способствующего общему оздоровлению детей.

И мы считаем, что сотрудничество с Центром развития детского и юношеского творчества - это одна из ступенек в подготовке их к самостоятельной деятельности. Именно в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям в кружках, развития творческого потенциала , ведь каждый ребёнок должен побывать в ситуации успеха.

Сложившиеся взаимоотношения воспитанников школы-интерната с Центром развития детского и юношеского творчества, городской библиотекой им. А.С.Пушкина и музеем представляют собой налаженные связи, способствующие социализации и адаптации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе.

.

Список литературы:

1.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М., 2000.
2.Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008.
3.Зайцева Л.А., Кунцевич Т.П. Особенности образовательного процесса в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации/Л.А.Зайцева, Т.П. Кунцевич.- Мн., 2005.

 



статья "Социальное партнерство как одна из форм организации работы с детьми ОВЗ"
  • Другое
Описание:

В статье рассматривается  сотрудничество с Центром Развития Детского и Юношеского Творчества, как одной из ступенек в подготовке воспитанников  к самостоятельной  деятельности.

В процессе социализации воспитанник приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом ребёнок  сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

 

Опыт работы показывает, что воспитанники из числа детей-сирот являются жертвами социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных заведений. 

Автор Лазарева Наталья Вильгельмовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 641
Номер материала 27665
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓