СОЦИАЛЬНОЕ
ПАРТНЕРСТВО – ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Модернизация системы технического и профессионального
образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного
развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство, - это
основные задачи, отраженные в Государственной программе развития образования до
2020 года.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев
определил профессиональное образование и привлечение к нему работодателей к
участию в профессиональном обучении как один из главных приоритетов политики
Правительства.
Формирование системы социального
партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно
длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и
объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности
включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей
учебных заведений).
Колледж общественного питания и сервиса
города Астаны является положительным
примером организации профессионального обучения в сотрудничестве с работодателями
на уровне начального профессионального образования.
Колледж готовит кадры для сферы обслуживания столицы,
осуществляется подготовка кадров для данной отрасли по следующим профессиям:
«Организация питания» (повар, официант, бармен, повар- кондитер, калькулятор),
«Швейное производство и моделирование одежды» (портной- универсал),
«Архитектура» (исполнитель художественно-оформительских работ).
Мониторинг рынка труда и запросов работодателей
показали в течение последних лет, что в столице наблюдается востребованность в
специалистах данной профессии.
Социальное партнёрство является моделью организации
подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Колледж налаживает
социальный диалог с работодателями. Складывается система организации производственного
обучения студентов от первого курса до выпуска. Будущие специалисты во время
производственного обучения на предприятиях общественного питания осваивают азы
профессии, а во время производственной практики закрепляют полученные знания,
умения и навыки, отшлифовывают их. Отзывы наставников, руководителей практики
на производстве, как правило, хорошие. Стало традицией в состав экзаменационных
комиссий для проведения квалификационных экзаменов включать представителей
организаций, предприятий и частного бизнеса.
В рамках социального партнерства колледж:
- осуществляет подготовку по заявленным профессиям за счет
средств, выделяемых из госбюджета;
- обеспечивает обучение специалистов по учебным планам и
программам согласно стандартам начального профессионального образования
Министерства образования и науки РК;
- вносит в соответствии с предложениями предприятий в
установленном порядке изменения и дополнения в учебные программы по специальным
дисциплинам и производственному обучению.
В свою очередь, предприятия - социальные партнеры,
обеспечивают организацию производственной практики учащихся по заявленным
профессиям, при наличии вакантных рабочих мест принимают выпускников и
обеспечивают их закрепление в трудовом коллективе, организовывают стажировку
преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения с целью
повышения их профессионального мастерства помимо этого они обеспечивают
безопасные условия для производственной практики учащихся, а также проведение
инструктажей по технике безопасности и санитарии.
На протяжении нескольких лет, с
1998 года, колледж заключает договора со многими предприятиями общественного
питания, среди которых можно выделить такие, как отели Radisson, «Rixos», Pekin Palace,
рестораны «Бирхофф», «Багратиони»,
«Жасыбай» и другие.
Одним из направлений работы стало повышение
квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей специальных
дисциплин на мастер – классах, обучающих семинарах, проводимых на базе
социальных партнеров. Так, например педагоги колледжа приняли участие в мастер-классе
» «Современные технологии приготовления и подачи банкетных и фуршетных блюд»,
который проходил в офисе компании «Торговый Дизайн – Астана, мастер – классах,
которые проводили специалисты из Италии, Франции, Израиля.
Макропартнером в системе социальных взаимоотношений
является само государство. Как правило, отношения учебного заведения с другими
социальными партнерами зависят от государственной политики в данной отрасли. В
рамках плана мероприятий Министерства образования и науки РК по исполнению
Плана действий Правительства Республики Казахстан по реализации Послания
Главы государства народу Казахстана проводится обучение для высвобождаемых
работников по специальности «Организация питания».
Учебное заведение будет работать со старыми социальными
партнерами, и устанавливать связи с новыми.
Таким образом, ведущими принципами развития
профессионального образования в колледже являются: гибкость, модульность
образовательных программ; непрерывность, преемственность ступеней образования,
активность технологий обучения, межотраслевой характер управления,
ориентированность на результат.
Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип
взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка
труда, государственными и местными органами власти, общественными
организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех
участников этого процесса. Социальное партнерство в системе общественного
питания - это показатель реальной заинтересованности общества и государства в
ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в
целом. Однако, несмотря на перечисленные успехи в данном направлении во
взаимодействии «учебное заведение – предприятия питания» остается ряд
нерешенных проблем.
Во – первых, сотрудничать или не сотрудничать с колледжем зависит от
степени их личной заинтересованности. Колледж, естественно, может мотивировать
руководителей объектов предприятий общественного питания к сотрудничеству высоким
качеством подготовки специалистов и гарантией предоставления бесплатной и
достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период, но, к
сожалению, его возможности достаточно ограничены.
Во – вторых, для предприятий, которые предоставляют базу
производственной практики, не предусмотрены какие либо налоговые льготы,
дополнительные доплаты, нет в целом государственной поддержки. Поэтому поиск
социальных партнеров, заключение с ними договоров и дальнейшее долгосрочное
сотрудничество является проблемой самого колледжа.
Тем не менее, несмотря на трудности, администрация и
инженерно-педагогический коллектив колледжа общественного питания и сервиса
проводит большую работу в этом направлении, так как каждый понимает, что
несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят
выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального
партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения системы
технического и профессионального образования, инициативы и понимания всей
важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими
выпускниками.
У.А. Кстаубаева, преподаватель колледжа
общественного питания и сервиса
г. Астана
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.