Главная / Музыка / Статья "Слушаем классическую музыку" или некоторые особенности восприятия музыки в начальной школе.

Статья "Слушаем классическую музыку" или некоторые особенности восприятия музыки в начальной школе.



Статья для публикации.

«Слушаем музыку»

Зылькова Алла Алексеевна

учитель музыки МБОУ «сош» с УИОП

город Салехард



От установки, которая даётся педагогом перед слушанием музыки во многом зависит её восприятие учащимися. Иногда беседа сводится к сообщению названия произведения, показу портрета композитора и к поискам изобразительных моментов и сюжетности. Нередко бывает так, что учитель не сообщает название пьесы и её автора, а предполагает ответить на вопросы типа: «Что вы представляете себе, слушая это музыкальное произведение?», «Как бы вы назвали данную пьесу?» Оба варианта беседы имеют общий недостаток: музыка предстаёт перед детьми как изображение конкретных явлений действительности вне опоры на эмоционально-образное содержание. В первом случае учащиеся ищут в музыке конкретные жизненные ситуации, во втором –становятся в положение предсказателей названия пьесы. Это рождает у них неуверенность в своих способностях понимать музыку, так как, не зная названия произведения, угадать его очень трудно.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности как в раннем, дошкольном, так и в школьном возрасте. Гуманистический подход в образовании, выдвинутый психологами и педагогами предполагает внимание к развитию творческих способностей учащихся,их лучших личностных качеств. Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. На уроках музыки в школе дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: пения, пластического интонирования, игры на музыкальных инструментах, слушания музыки,а также, получая общие сведения о музыке как виде искусства и специальные знания о способах и приёмах исполнительства. И исполнительство, и творчество учащихся базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на «живое» её звучание. Развитое восприятие обогащает все виды музыкальной деятельности учащихся. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, учитель на протяжении





всего урока побуждает учащихся прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка перестанет быть звуковым фоном, когда характер и настроения, выраженные в ней, учащиеся будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретённые знания и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать решению главной задачи музыкального образования – развитию эмоциональной отзывчивости и привитию интереса и любви к музыке

Каковы методы и приёмы, которыми располагает учитель для того чтобы воплотить в жизнь эту важную задачу? Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Остановимся на более распространённых из них: наглядный, словесный и практический. Наглядно-слуховой является важнейшим методом музыкального образования. Музыка на уроках может звучать как в «живом» исполнении ,так и на СD дисках. Известно, что, записанная на диски, музыка, хотя и обогащает процесс обучения, но не может заменить «живого» исполнения, которое более действенно. А. Г. Рубинштейн назвал исполнение музыки вторым творением, сравнивал исполнителя с актёром.

По мнению Б.В.Асафьева, именно исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое исполнение подобно речевой интонации в актёрском сценическом искусстве. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью ,наличием пауз, акцентов, повышением высоты. Скорбная речь человека тиха, прерывается возгласами, паузами. Музыка скорбного печального характера обычно тоже медленная, тихая с остановками, интонациями вздоха, плача. Б.В.Асафьев употребляет понятие интонация в двух значениях: первое - «зерно-интонация»-наименьшая выразительно-смысловая частица, клеточка образа(например, интонация малой секунды с акцентом на первом звуке обычно выражает вздох, плач).Второе значение интонации-интонирование, равное протяжённости музыкального произведения.Cоздавая музыку, композитор интонирует внутри себя или импровизируя за фортепиано. Слушатель интонирует «на память», напевая или наигрывая то, что оставило впечатление. Индивидуальность каждого исполнения исходит из своеобразия интонирования музыкального образа (в пределах выполнения всех указаний композитора).Одно и то же музыкальное произведение звучит по-разному в



зависимости от избранной исполнителем интонации. Учащиеся воспринимают произведение в выбранной исполнителем интерпретации, поэтому необходимо учитывать возможности их восприятия.

Значение словесного метода в музыкальном образовании велико. С помощью яркого исполнения и умело проведённой дискуссии учитель может не только привить учащимся интерес и любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности но, и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

Дискуссия может включать в себя: сведения о музыке как виде искусства, композиторе, о жанровой принадлежности произведения. Не отрицая важности этих знаний, хочется особо подчеркнуть необходимость осознания учащимися тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. Пояснения, которые характеризуют эмоциональную сферу музыки, следует считать важнейшими, углубляющими её восприятие.

Музыкальное искусство содержательно. Что мы понимаем под содержанием музыки? В своей книге «Психология музыкальных способностей» Б.М.Теплов пишет, что в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Основа содержания музыки - выражение настроений и чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного-определения эмоционально-образного содержания музыки. Важно дать учащимся понять, что, и изображая какие-то конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Шум ветра может быть передан в музыке нежным, приветливым, а может быть грозным, злым, сметающим всё на своём пути. Такая изобразительная картина передаёт душевное смятение, тревогу. Даже отдельное звукоподражание, например птичье пение в музыке всегда эмоционально окрашено: может весёлым, беззаботным, игривым, жалобным. Различение этих эмоциональных состояний является важным для понимания учащимися сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, настроения, существующие в реальной жизни, а не только изображающие явления действительности. Не следует навязывать учащимся представление о музыке как о звуковой иллюстрации каких-либо явлений. Моменты изобразительности должны отмечаться в опоре на различение характера музыки, чувств, настроений, выраженных в ней. Беседа направляется на то, чтобы восприятие музыки становилось более дифференцированным. При повторных прослушиваниях произведений учащиеся могут выделять выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ. Необходимо заострить внимание на очень важном моменте: ученики с достаточной лёгкостью различают отдельные выразительные средства музыки – темп, динамику, регистр. Но этого мало. Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Ученикам необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает звуками. Ребята младшего школьного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Учащиеся могут определить выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Важно, чтобы они поняли, что характер музыки передаётся определённым сочетанием выразительных средств: радостный, весёлый характер музыки создаётся яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передаётся с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. То же можно сказать и об определении количества частей в произведении (музыкальной формы). Сам по себе вопрос несущественен без связи его с изменением характера музыки. Почему мы определили такое количество частей а не другое? Ведь содержание музыки разворачивается во времени и необходимо прочувствовать и осознать эти изменения осмыслить соподчинённость программы произведения.

Беседы о музыкальном произведении должны постоянно усложняться. Какие чувства передаёт музыка? (характеристика эмоционально-образного содержания). О чём рассказывает музыка? (выделение программности и изобразительности). Как рассказывает музыка? (характеристика средств музыкальной выразительности).

Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с младшими школьниками. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную обедняет её восприятие.

Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и тончайшие нюансы. Ведь в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Торжественная музыка бывает окрашена радостью светом, но и бывает и торжественная скорбь.

Что представляют собой слова характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, и каково их место в лексиконе младших школьников?



Характеристики «нежная», «задумчивая», «тревожная» являются словами-образами. Это затрудняет применение их учениками, так как слова употребляются в непривычных для младших школьников значениях (сравним словосочетания: «светлая» бумага и «светлая» музыка). Именно образные характеристики(эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи. Вспомним замечательные слова В.А.Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца….Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». Как показывает опыт работы при применении предлагаемой методике словарь учащихся характеризующий эмоционально-образное содержание музыки существенно обогащается. Остановимся на характеристике некоторых приёмов развития музыкального восприятия. Эффективен приём контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (на пример два марша) пьесы с одинаковым названием(на пример два разных «Дождика» контрастные произведения в пределах одного настроения(например два разных весёлых) и др. Для сравнения используются и музыкальные произведения, различные по характеру, но близкие по тематике или имеющие одинаковые названия, например пьеса Д. Шостакович «Шарманка» и пьеса П. Чайковского «Шарманщик поёт». В обоих произведениях есть изобразительные эффекты, передающие однообразно повторяющиеся, монотонные звуки шарманки, но какое разное настроение, разные чувства выражены в них.

Аналогичный приём использован и в других приведённых конспектах: при сравнении пьес «Итальянской песенки» и «Неаполитанской песенки» Петра Ильича Чайковского. Различение детьми оттенков одного настроения помогает глубже и тоньше различать характер музыки, а также понимать, что одним словом можно только очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов-образов, например, при сравнении пьес Г. Свиридова «Парень с гармошкой» (весёлая плясовая бойкая) и П. Чайковский «Мужик на гармонике играет»(весёлая маршевая тяжёлая).Остановимся на характеристике наглядного приёма «цвет-настроение». Он позволяет применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции учеников на музыку, закрепить представление о её характере. Определённый цвет связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой и розовый) -с нежным, спокойным характером музыки; тёмные, густые тона(тёмно-коричневый, тёмно-синий) -с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона(красный) -с решительным торжественным.

Предлагаем словарь, характеризующий эмоционально -образное содержание музыки усвоенный учениками младших классов. При его составлении использовался следующий принцип: слова сходного эмоционально-образного содержания объединялись в одну группу, например весёлая, шутливая, сверкающая и т д. Это деление носит условный характер, так как некоторые слова могут быть отнесены к нескольким группам:

спокойная торжественная мужественная нежная страшная

добрая праздничная смелая ласковая злая

гладкая бодрая боевая задумчивая тяжёлая

протяжная маршевая отважная мечтательная сердитая

хороводная важная богатырская прозрачная тёмная

плавная гордая грозная светлая недовольная

Объединение различных видов искусства(музыки поэзии живописи) всегда важно и желательно. Нужно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чтение стихотворений может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если учитель хочет сопоставить стихотворение с музыкой лучше причитать его после определения учащимися её характера. Показ картин перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает учеников от музыки, направляет восприятие по конкретному обусловленному руслу, что не всегда оправданно. Целесообразнее использовать показ картин и презентаций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у учеников уже сложились определённые представления о музыкальном образе. Задание усложняется, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае ученики поставлены в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставлять и музыкальные произведения со стихотворениями. Иногда можно предложить ученикам выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, спокойному настроению музыки, тёмные – тревожному, таинственному, яркие, сочные краски - весёлому характеру музыки.

Оркестровка музыкальных произведений используется для развития творчества учеников. Оркестровать произведение -значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот приём способствует дифференцированию восприятия -выделению наиболее ярких выразительных средств музыки(интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов) изобразительных моментов. Приём оркестровки побуждает учеников внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров музыкальных инструментов с её звучанием. Тембровые особенности музыкальных инструментов придают звучанию образность. Их применение повышает интерес к музыкальному произведению. Этот приём углубляет представление младших школьников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности.

Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия учеников является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений)Слушая музыку, ученики имеют возможность передавать её особенности в движениях(общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы и др.)Учитель объясняет учащимся, что, выбирая движения, прежде всего необходимо прислушаться к характеру музыки, а не только опираться на текст песни, подсказывающей действия отдельных персонажей.





Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности. Но все методические приёмы будут эффективны в том случае, если музыкальное произведение исполняется ярко, вызывает у учеников сопереживание, эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.















Статья "Слушаем классическую музыку" или некоторые особенности восприятия музыки в начальной школе.
  • Музыка
Описание:

От установки,которая даётся учителем перед слушанием музыки,во многом зависит её восприятие учащимися.Иногда беседа сводится к сообщению названия произведения,показу портрета композитора, презентации на тему персонажа пьесы или песни, а затем при повторных прослушиваниях, к поискам изобразительных моментов и сюжетности.Поэтому музыка предстаёт перед учащимися как изображение конкретных явлений действительности вне опоры на эмоционально-образное содержание.Школьники ищут в музыке конкретные жизненные ситуации или ставятся в положение угадывателей названия пьесы,а это рождает у них неуверенность в своих способностях понимать музыку.

Автор Зылькова Алла Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 704
Номер материала 48052
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓