Главная / Школьному психологу / Статья "Школа ранней профессионализации"

Статья "Школа ранней профессионализации"



«Школа ранней профессионализации: проблемы и пути решения».

Корабль жизни поддаётся всем ветрам и бурям,

если не имеет трудового балласта. Стендаль.

Введение.

Говорить о проблемах личностного и профессионального развития человека - задача необычайно сложная. Она предполагает не меньше, чем изображение картины всей душевной жизни: от появления мыслей о том, кем я стану, когда буду взрослым, до момента, когда  человек прекращает всякую трудовую деятельность, перестаёт быть личностью. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Джона Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Е.И. Рогова, Е.А. Климова и других. Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, К.А. Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А. Шибановым, М.У. Пискуновым, С. Н.Чистяковой.

Но все они приходили к одному и тому же мнению – без труда человек не станет личностью, а не став личностью – человек не будет человеком.

Проблема личности и ее профессионального самоопределения, становится одной из центральных в гуманитарных науках в связи с демократизацией и гуманизацией школьного образования, подготовкой подрастающего поколения к жизни и труду.

Желания подростков получить первый трудовой опыт и его осуществление является одним из противоречий их профессионального самоопределения.

Названное противоречие позволяет обозначить проблему исследования: каковы условия развития социально значимой (трудовой) деятельности старшеклассников в современных условиях.

Актуальность данной проблемы и ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Школа ранней профессионализации: проблемы и пути решения».

Объект исследования: социализация учащихся в современных условиях.

Предмет исследования: процесс и результат получения трудового опыта старшеклассников.

Цель исследования: теоретическое обоснование и систематизация причин, обеславливающих получение социально значимого раннего трудового опыта.

Гипотеза исследования: старшеклассники приобретут первый социально значимый трудовой опыт, если будут выполняться следующие условия:

  1. трудовое воспитание в школе будет направлено на воспитание конкурентно-способной личности;

  2. учреждения и организации, принимающие на работу несовершеннолетних, будут выполнять законы, утвержденные Трудовым законодательством;

  3. старшеклассники и их родители будут проинформированы об условиях приема, работы и оплаты труда;

  4. будут скоординированы силы педагогов, родителей, Центра занятости населения по оказанию помощи, контролю за выполнением и соблюдением законов о труде несовершеннолетних.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи.

  1. Проанализировать систему трудового воспитания.

  2. Выявление мотивации первого трудового опыта старшеклассников.

  3. Анализ правового положения, условий и рынка труда для несовершеннолетних.

  4. Выявление причин, побуждающих старшеклассников получить ранний профессиональный опыт и причин, мешающих реализации их планов.

  5. Разработка рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников при осуществлении ранней профессионализации.

Переход страны к рыночным отношениям, обнищание многих семей, и особенно многодетных, вынуждают подростков искать работу, обучаясь ещё в школе. Не всегда этот поиск завершается успешно в результате различных причин: незнание своих прав, не соблюдение определённых требований, недостаток информации, материальная сторона и другое. Вот почему тема данного исследования особенно актуальна сейчас.

Методы исследования: теоретический, проблемный, сравнительный, беседы, анкетирование, изучение результатов личного опыта старшеклассников, анализ социологической, психолого-педагогической литературы.

База исследования: Тираспольский межшкольный учебно-производственный комбинат.

Очень важно поддержать и помочь таким подросткам, которые хотят пройти "школу" ранней профессионализации, так как именно в таком возрасте возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы (4).

Но есть ли у них определённые знания, умения, навыки, качества, которые помогут на первом этапе профессионализации? Анализ программ трудового обучения в школе подтверждает, что они содержат эти задачи и воплощаются в жизнь.

При разработке конкурсной работы, мы руководствовались различными нормативно-правовыми и инструктивными документами по проблеме ранней профессионализации старшеклассников.

Их можно условно разделить на:

  1. Международные документы;

  2. Республиканские законы и постановления правительства ПМР;

  3. Локальные нормативные документы.

Итак, вхождение в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитывать еще более трудолюбивую, чем раньше, к тому же конкурентно-способную личность.

Под термином "трудолюбивая" личность подразумевается такое воспитание детей, при  котором бы они любили труд и умели трудиться.

Конкурентно-способная личность, по мнению Андреева В. А.,- это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенству;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

Выводы по I главе.

Педагогические условия, способствующие воспитанию трудолюбивой, конкурентно-способной личности.

Человек – существо социальное, общественное. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация – это процесс и результат усвоения последующего активного производства индивидом социального опыта (11). Первый социальный опыт трудового воспитание ребенка начинается с формирования его в семье. Далее он продолжается в других социальных институтах (начальная, средняя школа, и т.д.). Процесс может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях.

На ее процесс существенное влияние оказывает определенные педагогические условия, способствующие воспитанию трудолюбивой, конкурентно способной личности.

1. Раннее приобщение ребенка к посильному домашнему труду в семье.

2. Ориентация на развитие и саморазвитие общетрудовых умений и навыков.

3. Педагогическое стимулирование у учащихся интереса, потребности в активной трудовой деятельности.

4. Разнообразие методов, форм организации трудовой деятельности .

5.Целенаправленное применение методов проектов, системы  усложняющихся трудовых творческих заданий.

6.Ориентация учащихся в процессе трудовой деятельности не столько на количество (объем выполненной работы), сколько на качество конечного продукта.

7. Знакомство учащихся с правилами НОТ.

8.Организация выставок, конкурсов детского творческого труда.             

Глава II. Экспериментальная часть

Учитывая, что не каждая школа может организовывать такие условия, где каждый желающий школьник сможет получать первый трудовой и оплачиваемый опыт работы, Россия предоставила права и льготы несовершеннолетним работникам, оговорив их в Трудовом законодательстве.

Каждый человек может начать свою трудовую деятельность, еще обучаясь в школе. В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним. Однако в области охраны труда,  рабочего времени, отпусков и т. д. несовершеннолетние работники пользуются преимуществом по сравнению с совершеннолетними.

Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних.

Молодым людям трудно устроиться на работу, особенно в современных условиях. Учитывая это, государство помогает молодым работникам реализовать их право на труд, квотируя для них рабочие места на предприятиях, т.е. устанавливая минимальную численность молодых людей, подлежащих устройству на данное предприятиеРаботодателям, выделяющим рабочие места для молодых работников, предоставляются льготы и компенсации.

Для помощи людям в поиске работы создана Федеральная государственная служба занятости. В её состав входят Федеральная служба занятости России, региональные органы, городские, районные центры занятости, центры профориентации.

II. 2  Особенности трудоустройства несовершеннолетних граждан в ПМР.

Как же обстоят дела с трудоустройством несовершеннолетних в ПМР?

 Для выявления мотивации к трудовой деятельности, что является немаловажным фактором к проявлению первой профессиональной пробы, мы провели "Анкету по выявлению мотивации к трудовой деятельности" у старшеклассников, обучающихся в МУПК по специальности "психолого-педагогическая подготовка", "воспитатель ДОУ" и "младшая медицинская сестра" (Приложение №2).

Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что из 174 опрошенных учащихся 37,9%  имели первый опыт работы. Однако, судя по результатам опроса старшеклассники устраивались на работу по-разному:  кто-то с помощью родителей - 15,5%  опрошенных, с помощью знакомых - 16,7%  и только - 2,9%  с помощью Центра занятости.

 Хотя практически два первых ответа можно объединить, т.к. в разговоре многие ребята говорили,  что устраивались на работу с помощью родителей через знакомых. А 48,9%  старшеклассников указали, что устроились другим способом. Однако не все из них удовлетворены результатами своего первого трудового опыта, в первую очередь из-за нарушения работодателями Трудового законодательства. Для того, чтобы не происходили такие казусы, старшеклассникам необходимо знать свои права и обязанности.

В частности в ПМР существует Положение "О временном трудоустройстве граждан",  утверждённое Министром экономики ПМР 16 апреля 2004г. Оно направлено на организацию трудоустройства учащихся общеобразовательных учреждений, начального и среднего профессионального образования в свободное от учёбы время (Приложение №3).

Основной задачей содействия по трудоустройству несовершеннолетних граждан на временную работу является их приобщение к труду, получение профессиональных навыков,  адаптация к трудовой деятельности.

Согласно данному Положению, трудоустройство несовершенных граждан в возрасте от 14 до 15 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей (опекуна, попечителя).

Данные нашего опроса говорят о том, что 55,1%  родителей согласны с тем, что их дети хотят работать после 9-10 класса, однако это не говорит о том, что родители знают о существовании Положения и что они (родители) писали заявление о согласии на работу.

  Необходимо также учитывать, что только 53,4% опрошенных учащихся советовались с родителями, а на мнение других учащихся могли повлиять советы друзей, учителей, средства массовой информации.

В данном Положении указывается, что в целях организации эффективного трудоустройства несовершеннолетних граждан этим может и должно заниматься  государственное учреждение "Центр занятости населения". В его обязанности входит проведение анализа состояния рынка труда, изучение потребностей несовершеннолетних граждан в трудоустройстве и возможностей работодателей в обеспечении их занятости путём проведения опросов, анкетирования, а также на основе анализа данных о количестве обращений несовершеннолетних граждан в "Центр занятости".

В результате проводимой работы были определены и закреплены основные мероприятия по содействию занятости молодежи, проводимые в ГУ "Центр занятости" в городе Тирасполь:

1. содействие в трудоустройстве на постоянную работу;

2. организация трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу;

3. создание новых рабочих мест для молодёжи, повышение конкурентоспособности на рынке труда;

4. в организациях профориентационных услуг и психологической поддержки молодёжи.

"Центр занятости" направляет несовершеннолетних граждан на работу с облегчёнными условиями труда, не требующую специальных профессиональных знаний и навыков, в частности на:

а) благоустройство и озеленение парков и скверов города, района;

б) благоустройство и ремонт детских игровых и спортивных площадок;

в)  благоустройство пойм, берегов рек и водоёмов;

г) сельскохозяйственные работы;

д) благоустройство улиц;

е) распространение печатной продукции;

ж) иные виды работ, с соблюдением законодательства (Приложение №1).

В каком направлении хотели бы работать наши старшеклассники, если бы перед ними стоял выбор?

- Сфере обслуживания отдали предпочтение - 32%;

- Образованию (детские сады, школы) - 49,4%;

- Аграрно-технической сфере - 10%;

- Строительным специальностям - 8,6%;

Следует отметить, что опрос был проведён до того, как учащимся были сообщены данные о средней заработной плате в данных сферах, предоставленные "Центром занятости" (Приложение №4,).

Как же "Центр занятости" выполняет поставленные перед ним задачи?

Содействие в трудоустройстве на постоянную работу.

Данное мероприятие реализуется по следующим направлениям:

1. оперативное информирование молодых людей о возможностях трудоустройствах на имеющиеся у предприятий и организаций свободные вакантные места;

2. кадровый подбор по заявкам предприятий и организаций.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу.

Работа по организации общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан - наиболее социально значимое мероприятие, содействующее занятости молодёжи. Так, например:

за 2006 год было трудоустроено на рабочие места 143 несовершеннолетних гражданина, причем в трудоустройстве принимал участие не только Центр занятости, но и предприятия и учреждения разного типа собственности;

за 2010 год – 151 человек, но в трудоустройстве принимал участие только центр занятости и финансирование производилось за счет средств местного бюджета (Приложение №1,1а).

 Более пристальное внимание уделяется такому направлению в обеспечении занятости социально не защищённых групп молодёжи, как квотирование рабочих мест.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка.

Из года в год продолжается работа по профориентации и психологической поддержке молодёжи. Основными направлениями здесь являются:

- профессиональная ориентация и профессиональное консультирование;

- психологическая поддержка;

- профессиональный подбор кадров;

- социально-психологические исследования среди молодёжи.

 За 2006 год силами сотрудников Центра занятости было проведено 27 обследований молодёжи города Тирасполь.

 Цель данных обследований - профессиональная ориентация и психодиагностика, позволяющая молодым людям определиться с выбором будущей профессии, в соответствии со своими склонностями и способностями.      Более 600 молодых людей в возрасте до 18 лет получили профессиональное консультирование, направленное на определение человеком собственных склонностей и приоритетов в выборе профессий.

Интересно, для чего подростки устраиваются на работу, с какой целью и куда они собираются потратить заработанные деньги?

Проведённый опрос 174 учащихся в МУПК показал, что подростки устраиваются на работу не только с целью получения первого опыта работы, пробы своих сил, а в том числе и с целью улучшения материального благополучия.

Так 20,7% опрошенных отложили бы свои полученные деньги в результате работы на будущую учёбу, 14,4%  ребят отдали бы деньги родителям, оставили бы себе на личные расходы-59,1%,  в том числе некоторые поняли, что имеют в виду будущую учёбу.

Заключение

Таким образом, на современном этапе развития нашего общества, как никогда ранее, возникает актуальнейшая проблема управления таким социальным процессом, как ранняя профессионализация. Она обусловлена желанием старшеклассников иметь независимость в материальном плане от родителей, иметь "карманные деньги", а также желанием обеспечить оплату учебы для получения будущей профессии.

Однако самим подросткам тяжело справиться с возникшими в связи с этим проблемами. Необходимость помочь им осознать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и предприимчивости, инициативности, профессиональной, экономической и правовой грамотности. (5)

Адаптация современного молодого человека к рыночным отношениям напрямую связано с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством и, конечно, с пониманием экономических вопросов. Старшеклассник, готовится к самостоятельной жизни, не зависимо от выбранной им профессии. Он должен иметь, прочные экономические и правовые знания и уверено чувствовать себя в жизни. (7)

Отношение человека к трудовой деятельности - это не просто психофизиологическое, но и социальное явление, чему социологи уделяют большое внимание. По их мнению, отношение человека к труду обусловлено 3 главными факторами.

1) социально-экономическими;

2) технологическими или профессиональными;

3) психолого-педагогическими.

Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод об отсутствии у несовершеннолетних школьников навыков, опыта, определенного объема знаний основ трудового и правового законодательства, а также определенного уровня интеллектуального, эмоционального и психологического развития.

Несмотря на то, что 97% из 128 опрошенных учащихся 10-11-х классов считают, что у детей есть права, они решают свои проблемы сами, реже обращаются к родителям, друзьям, в суд. О чем говорят данные анкеты «Молодежный образ жизни», разработанной Европейской ассоциацией свободного времени и молодежи, Московским городским дворцом творчества и юношества, Всероссийским центром изучения общественного мнения и Российским молодежным Евроклубом (Приложение № 5, № 5А).

Поэтому, основными причинами, толкающими подростков, старшеклассников получить ранний трудовой профессиональный опыт являются:

1. материальная независимость от родителей;

2. желание утвердиться в жизни;

3. получение первого трудового опыта;

4. оплата будущей учебы;

5. желание помочь родителям решить некоторые материальные вопросы.

Основные причины, мешающие реализовать задуманные планы, идеи, мечты старшеклассников:

1. недостаточное владение информацией о рынке труда, наличие вакансий;

2. незнание законов трудового законодательства и не соблюдение его в должной мере работодателем;

3. недостаточная информационная работа центра занятости о предоставлении своих услуг: консультаций, семинаров, тестирования, анкетирования, работы службы СМИ, юридической консультации, помощи, особо нуждающимся, в социальной защите.

С переходом страны к рыночной экономике проблема профессионального самоопределения приобретает всё большее значение для девушки и юноши. Сознательный, обоснованный и современный выбор профессии важен не только старшеклассникам, но и родителям, учителям, всем тем, кто заинтересован в том, чтобы выбор своего места в обществе не превратился для молодых людей в серию проб и ошибок, которые приносят горькие разочарования, психологические, а иногда и социальные потери.

Показателями процесса развития личности как субъекта своей профессиональной деятельности являются:   

   1. информация о профессии (потребности страны, конкретного региона, района, содержание условий труда по избранной профессии);

   2. выраженность в профессиональных интересах (интересы проявляются в течение ряда лет);

   3. наличие специальных способностей к определённому виду деятельности    (биологии, физике);

   4. практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятий в кружке, группе по интересу);

   5. состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности;

    6. реальный уровень профессиональных притязаний.

Объединение сил всех структур (школы, родителей, Центра занятости) могли бы оказать неоценимую услугу старшеклассникам в выборе будущей профессии и становлении профессионала.

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников при осуществлении ранней профессионализации.

Школьникам:

  1. Соотнести свое желание работать до достижения совершеннолетия с мнением родителей, педагогов и психологов.

  2. Изучить информацию о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих поиск работников через службу занятости населения по месту жительства.

  3. При принятии решения по поиску места работы обращаться в ГУ «Центр занятости» населения для получения психологической, профориентационной и юридической поддержки, а также осуществления его дальнейшего контроля.

  4. Осуществляя конституционное право свободного выбора и права на труд руководствоваться Трудовым и правовым законодательствами и «Положением о временном трудоустройстве граждан» Министерства экономики ПМР.

Родителям:

  1. Учитывая самостоятельность решения ребенка в реализации жизненных целей разъяснять социальные и правовые моменты при его осуществлении.

  2. Соотносить выбранное место работы ребенка с его возрастом, противопоказаниями по состоянию здоровья, условиями труда и оплатой труда.

  3. Обратиться за помощью и разъяснениями прав и обязанностях несовершеннолетних детей при временном трудоустройстве юристам, психологам, профконсультантам.

  4. При временном трудоустройстве несовершеннолетних детей руководствоваться трудовым и правовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, исключая корыстные цели.

  5. Осуществлять контроль за соблюдением трудового и правового законодательства по месту работы несовершеннолетнего ребенка.

Педагогам:

  1. Осуществлять контроль и коррекцию выбора работы несовершеннолетними.

  2. Оказывать консультативную профориентационную помощь при ее выборе школьникам и их родителям.

  3. Проводить профориентационные беседы, экскурсии в Центр занятости, на предприятия и в учреждения.







Статья "Школа ранней профессионализации"
  • Школьному психологу
Описание:

Статья "Школа ранней профессионализации: проблемы и пути решения" посвящена теоретическому обоснованию и систематизации причин, обуславливающих получение социально значимого раннего трудового опыта старшеклассниками. Актуальность данной проблемы и ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования. Объект исследования: социализация учащихся в современных условиях. предмет исследования: процесс и  результат получения трудового опыта старшекласниками. Методы исследования: теоретический, проблемный, сравнительный, беседы, анкетирование, изучение результатов личного опыта старшеклассников, анализ социалогической, психолого-педагогической литературы.

 

 

Автор Залевская Татьяна Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 495
Номер материала 52498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓