Главная / Классному руководителю / статья "Роль традиций в сплочении классного коллектива"

статья "Роль традиций в сплочении классного коллектива"

Роль традиций в сплочении классного коллектива

Классный руководитель – главное звено в воспитании детей в современной школе. Он сотрудничает с семьей, социальным педагогом, психологом, учителями предметниками, обеспечивает социальную среду ребенка. Каждый класс индивидуален, приходится изучать его, находить индивидуальный подход к каждому ученику, и формировать дружный, «зрелый» коллектив. Чувство «Мы» позволяет ребенку чувствовать себя уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью, адаптироваться к «взрослой» жизни. Работа по формированию сплочённого коллектива проводится последовательно, целенаправленно. И помогают нам в этом наши традиции класса. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции школьного ученического коллектива создают атмосферу взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимопонимания. Они обеспечивают социально-психологические предпосылки для возникновения у личности чувства своей значимости, нужности, востребованности, формируют ответственное отношение к делу. Ведь сейчас, как никогда обществу нужны люди, способные принять важные решения, взять ответственность на себя. Владеющие умениями поддерживать взаимоотношения, имеющие высокий уровень культуры общения.

Я имею достаточно большой опыт по формированию классного коллектива. Теперь я могу сказать, что за многие годы в моих классах выработались традиции,  и они передаются из поколения в поколение. Основой моей работы как классного руководителя, является воспитательная система. Я опираюсь на системно-деятельностный подход.

 Для включения ребенка в активную коллективную деятельность необходимо делать так, чтобы ему было интересно. В нашем классе существуют разные виды традиций: культурно-исторические, спортивно-оздоровительные, лицейские и классные традиции. Как классный руководитель я вижу, что каждый ребенок, независимо от своих индивидуальных особенностей, любит участвовать во внеклассных и межшкольных мероприятиях, поддерживая тем самым традиции, которые выработались годами. Приятно смотреть на детей, когда они увлечены общим делом, когда у них «загораются глаза» от новых идей, фантазий, которые необходимо воплотить в жизнь. Формирование классного коллектива – задача непростая.

С данным классом я работаю 7-ой год. Взяв детей в 5-ом классе, постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок- организм». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной.

 Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

1.Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2.Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

3.Организация видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальным качествам учащихся в моём классе.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. Прежде всего был составлен психологический портрет всего класса. Первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.

Для сплочения коллектива в первую встречу был проведён классный час в игровой форме «(имя ученика) любит...». Они  рассказывали о себе, что их привлекает, чем любят заниматься. Я рассказала о себе. Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. С этого начался наш совместный путь к сплочению коллектива класса.

Перечислить все творческие дела, которые проводились в эти годы в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.

 В результате совместной с детьми работы сложились и традиции класса. Прежде всего, был создан актив класса по принципу кабинета министров, а я являюсь консультантом. Под руководством актива осуществляется вся воспитательная работа в классе.

Я приведу примеры некоторых традиций, в результате которых формируется гражданская идентичность личности, коллектив становится более сплочённым, дружным.

В течение всего периода учёбы с пятого класса по настоящее время, когда ребята учатся уже в 11-ом классе, одной из традиций нашего класса стали экскурсии и поездки. Где мы только не были: в ДСОЛ Тимуровец, Чкаловец и Юбилейный, побывали и в историческом музее в Колыване, в Казахстане катались на катке Медео, отдыхали в Лукоморье. Всего не перечислишь…

E:\Лукоморье\P1140018.JPGhello_html_m37fa533e.png

В Лукоморье Путешествие по Оби

В начале 2012-го учебного года все девятые классы ездили на ст. Учебная, проведя там занятия по спортивной подготовке и просто отдохнули в лесу, отведали уху, сваренную на костре и душистый чай из лесных трав.

hello_html_f3f880.png

Слушаем инструктаж

hello_html_m6f486fe4.png

Песни у костра

hello_html_4e11a5d6.png

Наш Гудрат не уступит «Змею»

hello_html_m32c1eb5f.png

Весёлая скакалка


Неоднократно ездили на тематические экскурсии в Центр атомной энергетики, где ребята с удовольствием участвуют в виртуальных путешествиях и викторинах.

E:\Видео,doc\9а\2012-09-27 002Центр атомной энеогетики\P1170376.JPG


Огромное впечатление на нас произвела выставка «Гений да Винчи». Уникальная выставка работ Леонардо да Винчи, где были представлены макеты изобретений и проектов Гения эпохи Возрождения, а также факсимиле и репродукции выдающихся работ Леонардо, созданные спустя пять столетий с использованием высоких технологий, и, раскрывающие тайны многих шедевров.

C:\Users\Нина и Валера\Pictures\Гений ДА Винчи\P1180732.JPG

hello_html_1c9d1bec.png

hello_html_718eed52.png

C:\Users\Нина и Валера\Pictures\Гений ДА Винчи\P1180765.JPG


Группа ребят 9-х классов принимала участие в акции «Бал осенних листьев», убирая территорию нашего зоопарка и дендрария.

E:\Видео,doc\9а\2.10.12 Бал осенних листьев\DSCN0535.JPG


Мы съездили в новый планетарий, где посмотрели научно- популярный фильм об одной из гипотез о прошлом нашей планеты и совершили увлекательную и познавательную экскурсию по планетарию, в том числе посетили башню Фуко.

hello_html_3ce55943.png

hello_html_2d8758e2.png


В рамках Недели науки совместно с ребятами 9б класса стала поездка в музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, в котором до октября 2012 года хранилась Алтайская принцесса, которая в настоящее время передана в специально построенное здание в Горно-Алтайске. Здесь мы познакомились с археологическими находками, сделанными в Сибири и на Дальнем Востоке.

Благодаря экскурсоводу мы «погрузились» в эпохи палеолита и неолита, увидели находки археологов, познакомились с бытом народов Сибири.

hello_html_m74c837e2.png

hello_html_m2db970d9.png

H:\музей\IMAG1140.jpg

Много раз были мы и в нашем зоопарке, где содержится около 10 000 особей 748 видов животных. Более 350 видов занесены в Международную Красную Книгу, Красную Книгу России и Новосибирской области. Здесь собрана одна из лучших в мире коллекций представителей семейства кошачьих.

C:\Users\Нина и Валера\Pictures\9а\2012-11-02 001В зоопарке\P1170927.JPGУникальный экземпляр мешкоглазки

hello_html_45cfa8d9.png

Хозяин


В 2013 году посетили музей железнодорожной техники, где познакомились с уникальной коллекцией паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири.

hello_html_17166f7.png

hello_html_m4b045231.png

В этом учебном году мы посетили анатомический музей НГМА, куда попасть так долго мечтали.

J:\DCIM\125_PANA\P1250403.JPG

J:\DCIM\125_PANA\P1250412.JPG


Ещё одна традиция- выезды в оздоровительные лагеря на выходные дни и праздники.

hello_html_35c43f2c.png

В Чкаловце

hello_html_m4baeac02.png

ДСОЛ «Юбилейный»

hello_html_m7fc60a30.png

Новый Год в Юбилейном

Уже несколько лет подряд ребята нашего класса в составе группы учащихся нашего лицея принимает участие в несении Вахты Памяти у вечного огня на Мемориальном комплексе «Монумент Славы воинов-сибиряков», что имеет неоценимое значение в воспитании у подрастающего поколения уважения к культурному и историческому прошлому России, способствует укреплению чувства ответственности за сохранение памяти о героях России, формирует у сверстников уважение к традициям Поста № 1 и способствует их поддержанию.

Это помогает молодым людям осознать себя гражданином России, укрепляет преемственные связи поколений.

Во время несения Вахты ребята стоят на посту у Вечного огня, проходят медико-санитарную подготовку, приобретают практические навыки разборки-сборки автомата Калашникова, выпускают боевой листок, отрабатывают практические навыки действий при ЧС и ГО и т.д..

   Есть вечные ценности, есть вечные темы, актуальность которых не вызывает сомнения, патриотизм – это одна из вечных тем.

hello_html_4b131113.png

Вахта памяти- пост №1

hello_html_4078007f.png

Собираем автомат на время

hello_html_m3995cb62.png

У вечного огня


Уже несколько лет в лицее проводятся Пушкинские балы, в которых мы принимаем участие.

hello_html_m77d337a.pnghello_html_2637649a.png

Танец

Каждый учебный год начинается с Дня Знаний и торжественной линейки, в которой мы принимаем участие- это тоже стало традицией. В этом учебном году мы заканчиваем обучение в стенах нашего лицея и нам немного грустно, что звонок прозвенел для нас на День Знаний последний раз. Мы уйдём в большой мир Знаний, но традиции, которыми мы жили все эти годы, останутся в нашей памяти.

hello_html_m4f995936.png

Учащиеся нашего класса- Черемисина Анастасия и Дмитрий Матюшин в этом году были ведущими линейки.

E:\10А\IMG_8752.JPGE:\11А\фото 11 А класс\DSC_0129.JPGE:\11А\фото 11 А класс\DSC_0307.JPG


Ещё одна традиция- поздравление учителей с их профессиональным праздником. На концертах, посвящённых Дню учителя, всегда царит непринуждённая и праздничная атмосфера, позволяющая детям высказать слова признания и благодарности своим воспитанникам.hello_html_3b98d0e6.png hello_html_m17fd20f0.png

Ну и конечно же незыблима традиция классных часов, на которых рассматриваются важные вопросы, решаются назревшие проблемы и не только это… В прошлом учебном году ребята выбрав желаемые темы и направления, в течение всего учебного года разработав тематику классных часов, проводили их.

E:\10А\2013-09-02 001День знаний\DSC_1008.JPG

Оля проводит классный час, посвящённый Конституции Р.Ф.


Традиции нашего класса благотворно влияют на каждого ученика. Ребятам доставляет радость участвовать в интереснейших мероприятиях. Это формирует у них гражданскую позицию, сплачивает их и хочется верить, что они будут достойными гражданами нашего Российского государства. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой для добра».

статья "Роль традиций в сплочении классного коллектива"
  • Классному руководителю
Описание:

     В статье предлагается из опыта работы классного руководителя как главного звена в воспитании детей в современной школе по сплочению классного коллектива через систему традиций.

Работа по формированию сплочённого коллектива проводится последовательно, целенаправленно. И помогают нам в этом наши традиции класса, которые помогают создать атмосферу взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимопонимания. Они обеспечивают социально-психологические предпосылки для возникновения у личности чувства своей значимости, нужности, востребованности, формируют ответственное отношение к делу. Ведь сейчас, как никогда обществу нужны люди, способные принять важные решения, взять ответственность на себя. Владеющие умениями поддерживать взаимоотношения, имеющие высокий уровень культуры общения.

  Я имею достаточно большой опыт по формированию классного коллектива. Теперь я могу сказать, что за многие годы в моих классах выработались традиции,  и они передаются из поколения в поколение.

В нашем классе существуют разные виды традиций: культурно-исторические, спортивно-оздоровительные, лицейские и классные традиции. Как классный руководитель я вижу, что каждый ребенок, независимо от своих индивидуальных особенностей, любит участвовать во внеклассных и межшкольных мероприятиях, поддерживая тем самым традиции, которые выработались годами.

С данным классом я работаю с 5-го класса. Сейчас они учатся в 11-ом классе.

Перечислить все творческие дела, которые проводились в эти годы в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.

В статье приведены примеры некоторых традиций, формирующих гражданскую идентичность личности, сплачивающих классный коллектив.

Автор Вышинская Нина Ивановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 772
Номер материала 18493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓