Инфоурок Музыка Другие методич. материалыСтатья "Роль дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании личности старшеклассника"

Статья "Роль дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании личности старшеклассника"

Скачать материал

Роль дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании личности старшеклассника

        В условиях социально-экономических перемен, реформирования российского образования изменился и статус учителя. Происходит выдвижение новых требований к профессионально-педагогической компетентности учителя и воспитателя. Этот вопрос, также широко дискутируется и в сфере музыкального воспитания подрастающего поколения. Разрабатываются концепции  художественно-эстетического развития и общего образования молодежи. Поэтому становится очевидной необходимость взаимодействия дополнительного и общего образования как эффективного ресурса реализации образовательных программ и как средства стимулирования роста духовного потенциала личности.

        Одно из направлений дополнительного образования в нашем лицее – это вокальная  исполнительская деятельность. Именно такие занятия, основанные на изучении музыкально-художественного опыта прошлого, помогают формировать художественный вкус через соприкосновение с искусством, воспитывать зрителя и слушателя, раскрывать творческий потенциал личности. Названный вид художественной деятельности способствует выработке и развитию комплекса умений и навыков. В процессе активной художественно-эстетической деятельности происходит выявление потенциальных особенностей и переход их в актуальные. Такая деятельность отличается своей эмоциональной насыщенностью и активностью. Можно выделить следующие характеристики, формирующиеся у обучающихся в условиях реализации программ дополнительного музыкального образования в нашем лицее:

·        способность к сопереживанию;

·        знание основ искусства и владение способами художественной деятельности;

·        способность восприятия музыкального материала и умение его анализировать;

·        способность создавать целостные образы;

·        потребность в художественной деятельности и вовлеченность в работу.

В музыкально-педагогической практике издавна ведутся дискуссии о том, кого следует обучать музыке – всех, или только особо одаренных. Большинство педагогов считает, что профессии музыканта лучше обучать тех, кто имеет отличные музыкальные способности и осознанное стремление к музыке; но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания, а умение слушать и понимать ее – элементарным признаком эстетической культуры, которой так не хватает сегодня молодому поколению. Музыка активно воздействует на психику человека и способна передавать его эмоциональное состояние. Существуют убеждения в том, что именно музыка и музыкальное образование на уровне обучения в средней общеобразовательной школе является одним из основных путей возрождения национальной духовности, высокого уровня культуры и образованности народа. Включение названного вида художественной деятельности в современную систему общего образования способствует интегрированию данного процесса в единой образовательной сфере, поскольку самоопределение человека в жизни предполагает не только развитость ума, но и чувств. И мир, также, невозможно постигнуть лишь одной логикой, формулами и понятиями.

        Целью обучения лицеистов в вокальной студии является формирование у них определенных эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, освоение элементарных музыкально-теоретических знаний и приобретение вокально-исполнительских навыков. Вокальная музыка имеет некоторые преимущества перед инструментальной. Во-первых, звучание выразительного человеческого голоса (уникального инструмента, данного человеку от природы) очень естественно, чего нельзя сказать даже о самом певучем музыкальном инструменте. Во-вторых, в вокальном жанре музыка сочетается со словом, что способствует увеличению силы ее воздействия на человека. В России хоровое пение исстари было очень распространено. В связи с этим, пение можно назвать одним из ведущих способов музыкальной деятельности человека, поскольку сейчас оно является единственным общедоступным способом музицирования. Петь может практически каждый за некоторым исключением. Но мало только петь. В вокальной работе кроме пения необходимо использовать комплексный подход к музыкальному развитию личности обучаемого. Прежде всего – это вокальные многоголосные гармонические, ритмические, артикуляционные и дыхательные упражнения, музыкальная грамота в необходимом объеме. Для того, чтобы обучающимся захотелось петь, педагогу во время первого занятия необходимо продемонстрировать красоту звучания певческого голоса, постараться сделать процесс обучения интересным и увлекательным, убедить воспитанников в успешности достижения цели при условии систематичности посещения занятий и трудолюбия.       

        Вокальная работа начинается с обязательного этапа музыкального прослушивания. Яркие певческие голоса красивого тембра и широкого диапазона в природе встречаются довольно редко. Поэтому в начале работы руководитель должен определить элементарные музыкальные данные участников – музыкальный слух, память, чувство ритма, тембр, диапазон, манеру звукообразования и другие индивидуальные качества. Задача руководителя на данном этапе работы – создать благоприятную доброжелательную обстановку, атмосферу доверия. Прослушивание проводится индивидуально с каждым участником. В процесс прослушивания также входит проверка чувства ритма и музыкальной памяти. На основании выполнения всех заданных упражнений складывается предварительное мнение о музыкальных и вокальных данных участника. Далее идет ответственный момент в выборе направления работы с вокальным ансамблем. От того, насколько точно он будет определен руководителем, зависит перспектива всей последующей работы. Направленность репертуара  вокального ансамбля во многом зависит от личного вкуса, художественных позиций, теоретических и практических знаний руководителя. Организуя учебно-творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого и актерского мастерства не только всего коллектива, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого участника ансамбля. Такая работа помогает развить личностные качества исполнителя, определить творческого лидера, играющего немаловажную роль в  вокальном  коллективе.

        Деятельность учащихся на вокальных занятиях осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме. Занятия музыкой, а особенно классическим ее направлением, повышают общий культурный уровень лицеистов, воспитывают дисциплинированность, организованность, ответственность, порядочность. Учащиеся, приобщаются к истокам национальной культуры, у них воспитывается культура восприятия художественного произведения, развивается культура слушания музыки, разбиваются стереотипы мышления, например, по вопросу слушания и исполнения классической музыки только людьми преклонного возраста, меняются стереотипы поведения, происходит осмысленное осознание результатов тех или иных поступков. Таким образом, путь формирования личности будущего современного студента - нынешнего старшеклассника – это объемная совокупная работа, включающая в себя систему формирования внешних и внутренних профессиональных и социальных качеств личности. Создавая свой образ, мы совершенствуемся, а личностное начало как внутреннее состояние человека всегда проявляется через конкретную деятельность, в том числе и творческую. Приобщение старшеклассника к ценностям мировой художественной культуры и искусства, лучшим образцам современной музыки – это непременное условие формирования его общей и эстетической культуры, а также и собственного внутреннего имиджа.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Роль дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании личности старшеклассника""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В статье говорится о том, какое влияние оказывают занятия вокальным исполнительством на развтитие личности учащегося, его эстетическую культуру, формирование внутреннего образа.

Также, в тексте статьи перечисляются методы работы на музыкальных занятиях, описывается значимость этапа музыкального прослушивания для работы вокальным исполнительством. 

Целью обучения лицеистов в вокальной студии является формирование у них определенных эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, освоение элементарных музыкально-теоретических знаний и приобретение вокально-исполнительских навыков.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 299
    • DOCX 21 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коновалова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коновалова Наталья Викторовна
    Коновалова Наталья Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 54787
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении эстрадному вокалу

Преподаватель эстрадного вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 267 человек

Курс повышения квалификации

Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек