Главная / Музыка / Статья "Роль дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании личности старшеклассника"

Статья "Роль дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании личности старшеклассника"

Роль дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании личности старшеклассника

В условиях социально-экономических перемен, реформирования российского образования изменился и статус учителя. Происходит выдвижение новых требований к профессионально-педагогической компетентности учителя и воспитателя. Этот вопрос, также широко дискутируется и в сфере музыкального воспитания подрастающего поколения. Разрабатываются концепции художественно-эстетического развития и общего образования молодежи. Поэтому становится очевидной необходимость взаимодействия дополнительного и общего образования как эффективного ресурса реализации образовательных программ и как средства стимулирования роста духовного потенциала личности.

Одно из направлений дополнительного образования в нашем лицее – это вокальная исполнительская деятельность. Именно такие занятия, основанные на изучении музыкально-художественного опыта прошлого, помогают формировать художественный вкус через соприкосновение с искусством, воспитывать зрителя и слушателя, раскрывать творческий потенциал личности. Названный вид художественной деятельности способствует выработке и развитию комплекса умений и навыков. В процессе активной художественно-эстетической деятельности происходит выявление потенциальных особенностей и переход их в актуальные. Такая деятельность отличается своей эмоциональной насыщенностью и активностью. Можно выделить следующие характеристики, формирующиеся у обучающихся в условиях реализации программ дополнительного музыкального образования в нашем лицее:

  • способность к сопереживанию;

  • знание основ искусства и владение способами художественной деятельности;

  • способность восприятия музыкального материала и умение его анализировать;

  • способность создавать целостные образы;

  • потребность в художественной деятельности и вовлеченность в работу.

В музыкально-педагогической практике издавна ведутся дискуссии о том, кого следует обучать музыке – всех, или только особо одаренных. Большинство педагогов считает, что профессии музыканта лучше обучать тех, кто имеет отличные музыкальные способности и осознанное стремление к музыке; но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания, а умение слушать и понимать ее – элементарным признаком эстетической культуры, которой так не хватает сегодня молодому поколению. Музыка активно воздействует на психику человека и способна передавать его эмоциональное состояние. Существуют убеждения в том, что именно музыка и музыкальное образование на уровне обучения в средней общеобразовательной школе является одним из основных путей возрождения национальной духовности, высокого уровня культуры и образованности народа. Включение названного вида художественной деятельности в современную систему общего образования способствует интегрированию данного процесса в единой образовательной сфере, поскольку самоопределение человека в жизни предполагает не только развитость ума, но и чувств. И мир, также, невозможно постигнуть лишь одной логикой, формулами и понятиями.

Целью обучения лицеистов в вокальной студии является формирование у них определенных эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, освоение элементарных музыкально-теоретических знаний и приобретение вокально-исполнительских навыков. Вокальная музыка имеет некоторые преимущества перед инструментальной. Во-первых, звучание выразительного человеческого голоса (уникального инструмента, данного человеку от природы) очень естественно, чего нельзя сказать даже о самом певучем музыкальном инструменте. Во-вторых, в вокальном жанре музыка сочетается со словом, что способствует увеличению силы ее воздействия на человека. В России хоровое пение исстари было очень распространено. В связи с этим, пение можно назвать одним из ведущих способов музыкальной деятельности человека, поскольку сейчас оно является единственным общедоступным способом музицирования. Петь может практически каждый за некоторым исключением. Но мало только петь. В вокальной работе кроме пения необходимо использовать комплексный подход к музыкальному развитию личности обучаемого. Прежде всего – это вокальные многоголосные гармонические, ритмические, артикуляционные и дыхательные упражнения, музыкальная грамота в необходимом объеме. Для того, чтобы обучающимся захотелось петь, педагогу во время первого занятия необходимо продемонстрировать красоту звучания певческого голоса, постараться сделать процесс обучения интересным и увлекательным, убедить воспитанников в успешности достижения цели при условии систематичности посещения занятий и трудолюбия.

Вокальная работа начинается с обязательного этапа музыкального прослушивания. Яркие певческие голоса красивого тембра и широкого диапазона в природе встречаются довольно редко. Поэтому в начале работы руководитель должен определить элементарные музыкальные данные участников – музыкальный слух, память, чувство ритма, тембр, диапазон, манеру звукообразования и другие индивидуальные качества. Задача руководителя на данном этапе работы – создать благоприятную доброжелательную обстановку, атмосферу доверия. Прослушивание проводится индивидуально с каждым участником. В процесс прослушивания также входит проверка чувства ритма и музыкальной памяти. На основании выполнения всех заданных упражнений складывается предварительное мнение о музыкальных и вокальных данных участника. Далее идет ответственный момент в выборе направления работы с вокальным ансамблем. От того, насколько точно он будет определен руководителем, зависит перспектива всей последующей работы. Направленность репертуара вокального ансамбля во многом зависит от личного вкуса, художественных позиций, теоретических и практических знаний руководителя. Организуя учебно-творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого и актерского мастерства не только всего коллектива, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого участника ансамбля. Такая работа помогает развить личностные качества исполнителя, определить творческого лидера, играющего немаловажную роль в вокальном коллективе.

Деятельность учащихся на вокальных занятиях осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме. Занятия музыкой, а особенно классическим ее направлением, повышают общий культурный уровень лицеистов, воспитывают дисциплинированность, организованность, ответственность, порядочность. Учащиеся, приобщаются к истокам национальной культуры, у них воспитывается культура восприятия художественного произведения, развивается культура слушания музыки, разбиваются стереотипы мышления, например, по вопросу слушания и исполнения классической музыки только людьми преклонного возраста, меняются стереотипы поведения, происходит осмысленное осознание результатов тех или иных поступков. Таким образом, путь формирования личности будущего современного студента - нынешнего старшеклассника – это объемная совокупная работа, включающая в себя систему формирования внешних и внутренних профессиональных и социальных качеств личности. Создавая свой образ, мы совершенствуемся, а личностное начало как внутреннее состояние человека всегда проявляется через конкретную деятельность, в том числе и творческую. Приобщение старшеклассника к ценностям мировой художественной культуры и искусства, лучшим образцам современной музыки – это непременное условие формирования его общей и эстетической культуры, а также и собственного внутреннего имиджа.

Статья "Роль дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании личности старшеклассника"
  • Музыка
Описание:

В статье говорится о том, какое влияние оказывают занятия вокальным исполнительством на развтитие личности учащегося, его эстетическую культуру, формирование внутреннего образа.

Также, в тексте статьи перечисляются методы работы на музыкальных занятиях, описывается значимость этапа музыкального прослушивания для работы вокальным исполнительством. 

Целью обучения лицеистов в вокальной студии является формирование у них определенных эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, освоение элементарных музыкально-теоретических знаний и приобретение вокально-исполнительских навыков.

 

Автор Коновалова Наталья Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 298
Номер материала 29810
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓