Реализация воспитательных целей на уроках математики в процессе
решения текстовых задач
Современное образование невозможно без
обращения к личности. Воспитание у наших учеников самостоятельности,
инициативы, активности – требование сегодняшнего дня, вследствие чего
возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса,
его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.
Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько
организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой
невозможно не выучиться.
Проблемы воспитания младших школьников
на уроках математики рассмотрены в трудах педагогов и психологов: А. Бычковой,
Я.И. Груденова, Т.Г. Клюевой, Т.Н. Михайловой, А.А. Медяновой, Н.Ф. Пономаренко
и других, учеными отмечено, что ни один школьный предмет не может
конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже
выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует
выработке таких качеств, как собранность и систематичность.
Математика учит строить и оптимизировать
деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять
ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Решение
задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и
укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных
усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося
воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в
преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не
впадать в уныние при неудачах.
В общем педагогическом
процессе развивается и процесс воспитания. Воспитание, по мнению Б.Т.
Лихачева, это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально
организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и
воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.
Воспитательный процесс
имеет ряд особенностей, отмечает И.П. Подласый: целенаправленность, многофакторность,
длительность, непрерывность, комплексность, вариативность (неоднозначность)
и неопределенность результатов, противоречивость
Таким образом, воспитание
это процесс целенаправленного формирования личности: специально организованное,
управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников,
ориентированное на достижение цели воспитания. Цель воспитания по новым ФГОС
для начальной школы – создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с формированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Воспитательная цель при обучении
математике – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и
извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания. Для реализации
воспитательного потенциала урока математики необходимо: проведение
систематической диагностики уровня воспитанности ученика и класса в целом;
продумывание видов деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с
поставленными воспитательными задачами; осуществление выбора оптимальных
способов и приемов для начала урока; использование на этапе актуализации
опорных знаний работы по готовым чертежам, тренажеры, работу в парах, применять
интерактивную доску; использование различных средств гуманитаризации, разных
видов контроля, творческих домашних работ; применение различных способов
оценивания; проведение этапа рефлексии на каждом уроке.
Будучи элементом воспитания, урок не
перестаёт оставаться частью жизни ребёнка. И характер протекающей на уроке
жизни становится качеством наглядного образа жизни, достойной человека, ибо на
уроке каждый проживает достойно этот кусок своей жизни – конечно, если
организатором урока является педагог-профессионал. А процесс воспитания на
уроке – это сама жизнь ребёнка, и должна она проживаться на уровне современной
культуры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.