Главная / География / Статья "Реализация краеведческого аспекта на уроках географии согласно требованиям стандартов нового поколения"

Статья "Реализация краеведческого аспекта на уроках географии согласно требованиям стандартов нового поколения"

Название документа реализация краеведческого аспекта.docx

hello_html_17f82f32.gifhello_html_m2300068e.gifhello_html_45641cf9.gifРеализация краеведческого аспекта на уроках географии
согласно требованиям стандартов нового поколения


Денежкина О.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ялкынская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан


«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, т е. «вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности».
Особенностью реализации деятельностного подхода при внедрении государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Развитие этих качеств в полной мере происходит на уроках предметов естественно-научного цикла и внеурочное время, в том числе это касается и географии. В настоящее время, как никогда эти качества востребованы в нашем постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Реализация регионального компонента образования через предметы естественно - научного цикла в последнее время занимает заметное место в поиске подходов к повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение современных педагогических технологий в образовательном процессе. Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях. Все это позволяет учителю «конструировать» образовательный процесс не «вообще», а применительно к его целям, задачам и условиям. Ресурсы современного урока для реализации краеведческого аспекта:
*
Информационный ресурс урока, который включает в себя развитие информационной компетентности, умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения поставленных проблем;
*
Мотивационный ресурс, как развитие способности к самоорганизации – умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы;
*
Технологический ресурс – урок, как поле использования современного технологического инструментария;
*
Коммуникативный ресурс – возрастание роли личностного коммуникативного ресурса ученика, его способность работать в команде. Формирование коммуникативной компетентности, как умения эффективно сотрудничать с другими людьми.
Понимание результата – как компетентность в решении учебных и личностных задач на основе развития опыта учебной и метапознавательной деятельности. Как способность к самообразованию – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Модель педагогического взаимодействия показывает, как постепенно изменяется педагогическое кредо учителя: «Я над вами», «Я вместе с вами», «Я рядом с вами».
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Проектируя условия для обеспечения возможности осуществления проектной деятельности, основным тезисом современной концепции метода проектов является следующее высказывание ученика: «Я знаю, для чего эти знания мне нужны. Я знаю, как я могу применить, то, что я изучаю».
Какова же роль географии в достижении целей основного общего образования? Согласно новому стандарту поменялись цели и требования к результатам обучения. Главными целями являются: формирование системы географических знаний, как компонента научной картины мира, комплексное представление о географической среде как среде обитания, познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), предпрофильная ориентация учащихся. Согласно этим целям реализация краеведческого аспекта становится, не просто возможна, а необходима! На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя примеры из географии родного края. Это знакомые учащимся примеры, окружающая их среда, и, проявив интерес на локальном уровне, ребятам будет легче отработать учебные действия на более крупных, глобальных уровнях.
Меняются требования к результатам обучения. Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе обучения, состоят из трех частей: предметный результат, метапредметный результат, личностный результат. На уроке географии формирование умений, то есть знаний в действии происходит при постоянном обращении к краеведению, к примерам, знакомым ребятам с детства. Краеведение позволяет конкретизировать сложные и отвлеченные вопросы программы, делает их более доходчивыми, жизненно интересными. На примере своего региона, области, города, района и даже села можно проследить, проанализировать, закрепить понятия о природных явлениях, о жизни и хозяйственной деятельности человека, затронуть экологические проблемы родного края.
В условиях современности для сохранения жизнеспособности, биоразнообразия, устойчивости и вариативности экосистем человеку важно выработать в себе так называемое экологическое сознание. Значимо, чтобы, исходя именно из этого сознания, человек выстраивал свое взаимодействие с миром, свою стратегию жизнедеятельности. Ибо, не разрушив мир, человек сохранит и себя. И это важно не только на планетарном уровне, но и на уровне каждой отдельной личности. Каждый из нас часть мира, каждый
из нас мир в себе… Практически любая тема курса географии 6, 8, 9 классов может быть насыщена примерами и элементами краеведческой и экологической работы.
Например, в 6 классе по теме «Реки» на карте можно найти исток и устье своей маленькой речки Актай (с тат. «Белый жеребенок»), обратить внимание на то, к какой речной системе она относится и каким притоком является. А в 8 классе по той же теме можно найти уклон и падение реки. На занятиях экологического кружка «Фенолог» ребята проводили визуальное описание гидрологических параметров воды в реке, озере и водопроводе, очищали берега озера и реки от бытового мусора,
распространяли листовки «Цени свой край», определяли сечение реки.

hello_html_75e255a2.png

озера

hello_html_9f8885a.gif




Река Актай



hello_html_m3786d19d.gif

На уроке географии 6 класса по теме «Озера» учащиеся могут определить тип озерной котловины местного озера и тип озера по стоку. На уроках географии в 8 классе по теме «Почвы» обучающиеся на местном материале определяют типы почв, их структуру, механический состав.
А в 9 классе изучая тему «Сельское хозяйство Татарстана» ребята определяют, какие сельскохозяйственные культуры лучше всего произрастают на этих почвах.

hello_html_3bba42a6.gif

hello_html_m7d559b63.gif

hello_html_3bba42a6.gif

Учащиеся 6 класса ежедневно наблюдая за погодой, ведут Дневники погоды и заполняют Календарь природы, а так же стенд «Фенологические наблюдения по сезонам» в кабинете географии.





Календарь природы


hello_html_3fd2164f.gif

hello_html_m20e1faa7.gif

Наблюдения за погодой ведутся с помощью Географической площадки, которая оборудована всем необходимым для этих целей.




Входной аншлаг УЭТ

Географическая площадка


Данные о погоде можно применить при изучении темы «Атмосфера» в 6 классе для построения графиков температур, розы ветров, расчета среднемесячных и среднегодовых температур, амплитуды колебания температур.
При изучении тем «Природные комплексы», «Среды обитания», «Природные зоны» на уроках природоведения в 5 классе учащиеся могут познакомиться воочию посещая станции школьной учебной экологической тропы (УЭТ): школьный музей Леса, Дендрарий, Муравейники, Болото, Озеро, Река.


Дендрарий

hello_html_a2952b2.gif

hello_html_37b7b45f.gif




hello_html_47b38eef.gif


C:\Users\Олежка\Desktop\ФЕНОЛОГ\УЭТ фото\SAM_1779.JPG







Более подробно можно изучать краеведческие и экологические аспекты родного края в кружковых объединениях. На занятиях экологического кружка «Фенолог» ребята разрабатывают различные проекты, участвуют в конкурсах, используя краеведческий материал и изучая и анализируя экологическую обстановку родного края. Все указанное выше оборудование сделано воспитанниками нашего кружка.

Лучшие проекты обучающихся были представлены на конкурсах разного уровня: муниципального, республиканского, межрегионального, федерального и международного. Неоднократно дети нашей школы были победителями и призерами этих конкурсов.

География — уникальный предмет школьной программы. Содержание предмета переходит в действие, а по новым стандартам именно умение действовать в реальной жизни и в реальных условиях — желаемый результат! И от изучения на локальном, местном уровне своего края, региона к изучению более крупных объектов через введение элементов краеведения практически на каждом уроке географии — это и есть реализация краеведческого аспекта согласно новым стандартам образования.

hello_html_m3112a383.gif

hello_html_76da2b02.gif






Макет Саяно-Шушенской ГЭС


Экомода



Список литературы:

  1. «ФГОС общего образования», изд-во «Просвещение», М, 2012

  2. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии». М., «Просвещение», 1988 г.

3. Герасимова Т.П., Крылова О.В. «Методическое пособие по физической географии. 6 класс» М., «Просвещение», 1991 г.

4.Журнал «География в школе» 2002 г, №5,

5.Журнал «География в школе», 2004 г., №7

6. Козлова Ю.В. «Краеведение», М. «ТЦ Сфера». 2007.


Интернет-ресурсы:

1. http://geo.1september.ru – сайт «Все для учителя географии»

2. http://geo.mes.ru – сайт «Ассоциация учителей географии России»

3. www.standart.edu.ru

Статья "Реализация краеведческого аспекта на уроках географии согласно требованиям стандартов нового поколения"
  • География
Описание:

   Какова же роль географии в достижении целей основного общего образования? Согласно новому стандарту поменялись цели и требования к результатам обучения. Главными целями являются: формирование системы географических знаний, как компонента научной картины мира, комплексное представление о географической среде как среде обитания, познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), предпрофильная ориентация учащихся. Согласно этим целям реализация краеведческого аспекта становится, не просто возможна, а необходима!
    
Меняются требования к результатам обучения. Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе обучения, состоят из трех частей: предметный результат, метапредметный результат, личностный результат. На уроке географии формирование умений, то есть знаний в действии происходит при постоянном обращении к краеведению, к примерам, знакомым ребятам с детства. Краеведение позволяет конкретизировать сложные и отвлеченные вопросы программы, делает их более доходчивыми, жизненно интересными.

 

Автор Денежкина Ольга Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 675
Номер материала 17307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓