Главная / Физкультура / Статья "Развитие выносливости на уроках физической культуры"

Статья "Развитие выносливости на уроках физической культуры"

МКОУ «Кукуйская оош №25»











РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ













Выполнил: учитель физической культуры

первой категории Архипов А.А.



















Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, например, длительно бежать без снижения скорости бега.

В зависимости от специфики работы различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость как двигательная способность человека - это способность длительное время выполнять мышечную работу умеренной интенсивности с преобладающим участием скелетных мышц. Общая выносливость базируется на усовершенствовании работы вегетативных систем организма, и это создает условия для широкого переноса с одного вида подвижной деятельности на другой. При этом установлено, что перенос общей выносливости с цикличных упражнений на ацикличные больше выраженный, чем наоборот. Среди специальных видов выносливости наиболее важными являются скоростная, силовая и координационная. . Она имеет важное значение, для обеспечения эффективности цикличности подвижных движений, спортивных игр.

Силовая выносливость человека - это ее способность как можно продуктивнее продолжительное время преодолевать относительное внешнее сопротивление.

Имеется в виду разноплановый характер функционирования мышц (фиксирование позы, повторное выполнения максимальных усилий, циклическая работа определенной интенсивности).

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Нет радикального способа повышать выносливость организма, кроме систематического утомления. Если избавить организм от утомления, выносливость постепенно угасает. Утомляя организм, мы стимулируем возобновление процесса, вследствие чего повышается наша выносливость.

Выносливость в значительной мере определяет здоровье человека, его общую физическую работоспособность.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Для воспитания различных видов выносливости требуются разные средства и методы тренировки.

Для развития выносливости применяют самые разнообразные физические упражнения, которые можно выполнять относительно продолжительное время; это, например, бег в равномерном темпе в течение 15 – 20 мин., бег по пересеченной местности (кросс), передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения и др. Важным для учителя является знание факторов, которые предопределяют выносливость, поскольку их учет и разносторонность лежат в основе методики воспитания выносливости:

* структура мышц. Люди, у которых преобладают красные мышечные волокна, имеют генетическую предрасположенность к продолжительной работе. Однако изменить структуру мышц мы не можем, и потому этот фактор мы можем только учитывать;

* внутримышечная координация проявляется в попеременном вовлечении в работу двигательных мышц при продолжительном выполнении упражнения с неограниченной интенсивностью. Она хорошо развивается при выполнении упражнений на фоне незначительного утомления. При жестоком режиме нагрузок и отдыха к работе привлекают каждый раз большую численность двигательных единиц мышц, которые несут основную нагрузку в данном упражнении. Это в свою очередь, ускоряет развитие усталости;

* межмышечная координация помогает при вовлечении в работу лишь тех мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении определенного упражнения. Это влияет на экономию энергии, а, также, обеспечивает возможность выполнения большего объема и интенсивность работы. Хорошая межмышечная коррекция внешне проявляется в плавности и слитности движений, отсутствии скованности. При недостатках тренированности, на фоне утомления снижается активность основных (необходимых) мышечных групп и повышается активность мышц, которые не должны брать участия в выполнении данных двигательных действий. Это приводит к снижению эффективности движений, увеличению энергетических затрат, увеличивается утомления, как следствия, падения трудоспособности. Межмышечная координация усовершенствуется при выполнении заданий только на фоне умеренного утомления;

* продуктивность работы систем энергетического обеспечения. В достижении высоких показателей выносливости, важное значение имеет фактор энергетического обеспечения мышечной деятельности, которая достигается эффективным функционированием системы подачи кислорода в организме (аэробные источники).

Показателями эффективности работы этой системы является ее мощность, емкость подвижность и экономичность:

* мощность – определяется уровнем МПК (выдающиеся атлеты мира в видах спорта на выносливость имеют МПК: женщины 70 мл кг минуту, а мужчины 80 мл кг минуту);

* емкость системы энергетического обеспечения определяется объемом запасов субстратов окислительных реакций, которые могут быть применены при длительном исполнении напряженной работы;

* подвижность системы аэробного энергетического обеспечения характеризуется быстрым развитием процесса окисления в начале интенсивной продолжительной работы и при значительных изменениях интенсивности исполнения продолжительной работы. Чем быстрее разворачивается аэробные процессы до оптимального уровня, тем экономней проходит энергетическое обеспечение и продуктивность работы. При слабой физической подготовке функциональные возможности аэробной системы разворачиваются на 3-5 мин, при хорошей физической подготовке действие системы начинается в конце первой минуты;

* экономичность подвижных действий. Чем меньше энергии растрачивает человек на единицу выполненной работы, тем продуктивней она будет.

Показателями выносливости у школьников могут служить учебные нормативы (бег на длинные дистанции, кроссы, бег на лыжах). В них достигается устойчивое состояние, т.е. мощность работы (скорость бега) соответствует функциональным возможностям организма.

Нормативный уровень выносливости и соответственно функциональные резервы сердечно – легочной системы являются важным фактором в предупреждении многих распространенных болезней. Хорошая общая физическая выносливость положительно скажется на любой будущей профессиональной деятельности. Она повышает устойчивость к утомлению при физической и умственной работе, при работе, требующей концентрации внимания, однообразных двигательных действий.


Физические упражнения как основной способ усовершенствования выносливости должны отвечать таким требованием:

быть простыми по технике исполнения и доступными для всех учеников;

при их исполнении должны активно функционировать большинство скелетных мышц; их исполнение должно вызывать активность функциональных систем, что лимитирует проявление выносливости;

их исполнение позволяет дозировать и регулировать тренировочные нагрузки;

возможность их выполнения продолжительное время (от нескольких минут до нескольких часов).

К перечисленным требованиям следует отнести циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжня и т.д.), но монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их мало эффективными для детей и подростков. Для них остаточно эффективными способами развития являются спортивные и подвижные игры, танцы и аэробика.

Дополнительными способами комплексного развития выносливости является дыхательные упражнения. Они сводятся к регулированию изменений частоты, глубины и ритма дыхания, легочной гипервентиляции и нормирования задержки дыхания, целесообразно синхронизировать дыхания с фазами движений, выборочными применениями дыхания разного типа - ротового и носового, грудного и брюшного.

Эти же упражнения целесообразно применять для развития скоростной выносливости. Для развития силовой выносливости применяется циклические упражнения в усложненных условиях (бег в горку, плавание против течения) и ациклические движения с дополнительной нагрузкой. Повышению эффективности упражнений на развитие выносливости влияет целенаправленное использования факторов внешней среды: температуры воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое облучение, атмосферное давление.





Статья "Развитие выносливости на уроках физической культуры"
  • Физкультура
Описание:

  Тема развитие выносливости на уроках физической культуры вляется очень важной. Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость в значительной мере определяет здоровье человека, его общую физическую работоспособность. Для воспитания различных видов выносливости требуются разные средства и методы тренировки. Физические упражнения являются основным способом совершенствования выносливости. В своей статье я рассказываю о том, каким требованиям должны отвечать физические упражнения

 

Автор Архипов Александр Андреевич
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 658
Номер материала 38763
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓