Главная / Начальные классы / Статья "Развитие самостоятельности младших школьников на уроках" (1-4 классы)

Статья "Развитие самостоятельности младших школьников на уроках" (1-4 классы)

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ


Тома Э.Э., учитель II категории

Некрасовской ОШ Советского района

Республики Крым


Развитие самостоятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие младшим школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Развитие самостоятельности у детей процесс сложный, порой противоречивый.

Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности ребёнка. Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего детства.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к содержанию школьного образования. Учебно – воспитательный процесс призван решать задачу: воспитание социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается.

Самостоятельность можно развивать на всех уроках в начальной школе. Давать учащимся домашние задания поискового характера. Например, по окружающему миру я задаю творческое задание на дом, написать сообщение на определённую тематику или исследовать наше село, в рамках темы «Природа родного края».

Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.

Одной из главных задач в процессе обучения является развитие умений самостоятельного познания, уделяется большое внимание формированию у младших школьников навыков самостоятельной работы, развитию учебных умений, включению в учебный процесс различного рода систематизирующих обобщений в разных видах  самостоятельных работ. Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы.

Становится очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со стихийностью и неуправляемостью. Наоборот, развитие самостоятельной, познавательной деятельности подчиняется строгим психологическим законам: поэтапное освоение школьниками умения учиться как усложняющейся системы самостоятельной деятельности; основной формой организации учебно – воспитательного процесса становится коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности; причём совместная учебная деятельность сама усложняется от этапа к этапу. Развития умения учиться как универсальной характеристики личности школьника осуществляется в проблемных ситуациях, самостоятельное разрешение которых самими школьниками (под руководством учителя) является основным условием организации учебно – воспитательного процесса; совместная форма учебной деятельности является условием обеспечения индивидуального пути развития каждого школьника.

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. Не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т.е. являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил.

Базовым в едином учебно – воспитательном процессе должен стать процесс воспитания и развития умения учиться (т.е. воспитание и развитие самостоятельной познавательной деятельности). Все учебные предметы обеспечивают развитие умения учиться.

Мышление младших школьников, их самостоятельность будет развиваться наиболее успешно, если они овладеют формами и способами осуществления самостоятельной работы, которая рассматривается в качестве одной из основных составляющих учебного процесса, ориентированного на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

1. Подбери заплатку к сапожку.

2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки.

3. Упражнение Геометрические фигуры.

4. Упражнение Треугольники.

5. Таблица с геометрическими фигурами разной формы.

6. Таблица с геометрическими фигурами разного размера.

7. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета.

8. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами.

Система формирования самостоятельности у младших школьников на уроках включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: обеспечение для учащихся интереса и личностного смысла учебно-поисковой деятельности; содержание учебно-поисковой деятельности; организацию учебно-поисковой деятельности.

На уроках русского языка я применяю различные виды деятельности. Например, изучив новый материал переходим к его закреплению. Много внимания уделяю упражнениям из учебника, но целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.

Частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:

Ребята были в лесу. Вдруг слы¼ во¼ ёлочки кто-то шур¼ . Там ё¼ ! Напала Жучка на ¼ ¼ . Да не тут ¼ ! Наколола она нас и ¼ .

Так же творческий характер носят задания вида:

от, укрылись, деревом, дождя, девочки, под.

доме, мы, в, живём, кирпичном.

растёт, школы, старый, нашей, около, дуб.

на, лошади, лугу, пасутся.

Детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

Змиа.

Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.


Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определить род.

Скоро растает сне... проснутся дерев...я набухнут почки побегут руч...и прилетят гр...чи и скворцы Саша и Ол...га повесят скворечники.


Из каждой группы слов составьте по два предложения.

А) Ярко. Чирикают. Солнце. Громче. Светит. Воробьи.

Б) Днем. Замерзают. Лед. Ночью. Тает. Лужи.


Подчеркните существительные, напишите одушевленность и род.

Храбрый человек; пушистый кот;

Злая собака, дождливая осень.


Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(кто?) ......... познается в беде.

(кто?) ......... сильна крыльями, а (кто?) ......... дружбой.

(что?) ......... с гор потекла - весну принесла.

Волга всем рекам ......... (кто?) .

Весенний (что?) ......... целый год кормит.

Земля кормит людей, как (кто?) ......... детей.

При изучении слов из словаря

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями.

Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:

Упражнение № 1

  1. Как называется крупный населенный пункт? (Город)

  2. Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)

Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”.

  1. вариант “кто?”

II. вариант “что?”

Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

Упражнение № 2

Словарные слова объединяют в тематические группы.

  • Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.

  • Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.

Подбираю к каждой группе картинки.

Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг - друга, по образцу, написанному на доске или плакате.

Задание№1.

Раздаю учащимся карточки, на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний и комментариев.

ложечка, книжечка, лодочка, сказочка, рубашечка.

Какую тему мы изучаем?

Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова и перед согласными.

Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, эти слова имеют отношения к нашей теме?

Имеют. Нет, в этих словах нет сомнений. Здесь согласные проверять не нужно.

И все же это упражнение на нашу тему.

Для чего вам даны эти слова?

Это проверочные слова. Надо самим придумать слова, которые нужно проверить. Чтобы они проверялись этими словами.

Выполняйте письменно, а затем проверим, кто больше подберет слов.

Школьники работают самостоятельно с большим интересом. Подобрали слова и указали, какие согласные в них нуждаются в проверке.

Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития познавательных способностей.



Статья "Развитие самостоятельности младших школьников на уроках" (1-4 классы)
  • Начальные классы
Описание:

 

 

 

 РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

 

Тома Э.Э., учитель II категории

Некрасовской ОШ Советского района

Республики Крым

 

Развитие самостоятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие младшим школьникам навыков самостоя­тельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Развитие самостоятельности у детей процесс сложный, порой противоречивый.

Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности ребёнка. Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего детства.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

        Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к содержанию школьного образования. Учебно – воспитательный процесс  призван решать задачу: воспитание социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается  и развивается.

Самостоятельность можно развивать на всех уроках в начальной школе. Давать учащимся домашние задания поискового характера. Например, по окружающему миру я задаю творческое задание на дом, написать сообщение на определённую тематику или исследовать наше село, в рамках темы «Природа родного края».

Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.

Одной из главных задач в процессе обучения является развитие умений самостоятельного познания, уделяется большое внимание формированию у младших школьников навыков самостоятельной работы, развитию учебных умений, включению в учебный процесс различного рода систематизирующих обобщений в разных видах  самостоятельных работ. Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы.

Становится очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со стихийностью и неуправляемостью. Наоборот, развитие самостоятельной, познавательной деятельности подчиняется строгим психологическим законам: поэтапное освоение школьниками умения учиться как усложняющейся системы самостоятельной деятельности; основной формой организации учебно – воспитательного процесса становится коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности; причём совместная учебная деятельность сама усложняется от этапа к этапу. Развития умения учиться как универсальной характеристики личности школьника осуществляется в проблемных ситуациях, самостоятельное разрешение которых самими школьниками (под руководством учителя) является основным условием организации учебно – воспитательного процесса; совместная форма учебной деятельности является условием обеспечения индивидуального пути развития каждого школьника.

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно  и других условий. Не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т.е. являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил. 

Базовым в едином учебно – воспитательном процессе должен стать процесс воспитания и развития умения учиться (т.е. воспитание и развитие самостоятельной познавательной деятельности). Все учебные предметы обеспечивают развитие умения учиться.

Мышление младших школьников, их самостоятельность будет развиваться наиболее успешно, если они овладеют формами и способами осуществления самостоятельной работы, которая  рассматривается в качестве одной из основных составляющих учебного процесса,  ориентированного на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Раз­витие самостоятельности учащихся необ­ходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становле­ние таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

В результате игровой и учебной  деятельности  восприятие  само  переходит  в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

1. Подбери заплатку к сапожку.

2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки.

3. Упражнение Геометрические фигуры.

4. Упражнение Треугольники.

5. Таблица с геометрическими фигурами разной формы.

6. Таблица с геометрическими фигурами разного размера.

7. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета.

8. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами.

Система формирования самостоятельности у младших школьников на уроках включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: обеспечение для учащихся интереса и личностного смысла учебно-поисковой деятельности; содержание учебно-поисковой деятельности; организацию учебно-поисковой деятельности.

На уроках русского языка я применяю различные виды деятельности. Например,  изучив новый материал переходим к его закреплению. Много внимания уделяю упражнениям из учебника, но целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.

 Частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:

Ребята были в лесу. Вдруг слы¼  во¼ ёлочки кто-то шур¼ . Там ё¼ ! Напала Жучка на ¼ ¼ . Да не тут ¼ ! Наколола она нас и ¼ .

Так же творческий характер носят задания вида:

от, укрылись, деревом, дождя, девочки, под.

доме, мы, в, живём, кирпичном.

растёт, школы, старый, нашей, около, дуб.

на, лошади, лугу, пасутся.

Детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

                                                        Змиа.

Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.

 

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определить род.

Скоро растает сне... проснутся дерев...я набухнут почки побегут руч...и прилетят гр...чи и скворцы Саша и Ол...га повесят скворечники.

 

Из каждой группы слов составьте по два предложения.

А) Ярко. Чирикают. Солнце. Громче. Светит. Воробьи.

Б) Днем. Замерзают. Лед. Ночью. Тает. Лужи.

 

Подчеркните существительные, напишите одушевленность и род.

Храбрый человек; пушистый кот;

Злая собака, дождливая осень.

 

Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(кто?) ......... познается в беде.

(кто?) ......... сильна крыльями, а (кто?) ......... дружбой.

(что?) ......... с гор потекла - весну принесла.

Волга всем рекам ......... (кто?) .

Весенний (что?) ......... целый год кормит.

Земля кормит людей, как (кто?) ......... детей.

                                При изучении слов из словаря

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями.

Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:

         Упражнение № 1

1.      Как называется крупный населенный пункт? (Город)

2.      Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)

Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”.

I.                    вариант “кто?”

 II. вариант “что?”

Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

      Упражнение № 2

Словарные слова объединяют в тематические группы.

·         Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.

·         Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.

Подбираю к каждой группе картинки.

Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг - друга, по образцу, написанному на доске или плакате.

                                                          Задание№1.

Раздаю учащимся карточки, на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний и комментариев.

ложечка, книжечка, лодочка, сказочка, рубашечка.

– Какую тему мы изучаем?

– Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова и перед согласными.

– Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, эти слова имеют отношения к нашей теме?

– Имеют. Нет, в этих словах нет сомнений. Здесь согласные проверять не нужно.

– И все же это упражнение на нашу тему.

–Для чего вам даны эти слова?

– Это проверочные слова. Надо самим придумать слова, которые нужно проверить. Чтобы они проверялись этими словами.

–Выполняйте письменно, а затем проверим, кто больше подберет слов.

Школьники работают самостоятельно с большим интересом. Подобрали слова и указали, какие согласные в них нуждаются в проверке.

Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Таким образом, самостоятельная деятельность учащих­ся является необходимым условием разви­тия познавательных способностей.

 

 

Автор Тома Эмина Эмирсеиновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1137
Номер материала 40922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓