Развитие
логического мышления младших школьников на уроках математики
Умение решать различные задачи является основным
средством усвоения курса математики в средней школе. Устойчивый интерес к математике у
школьников начинает формироваться в 12 – 13 лет. Но для того, чтобы ученики в
средних и старших классах всерьёз начали заниматься математикой, необходимо,
чтобы раньше они поняли, что размышления над трудными нестандартными задачами
могут доставлять радость.
Начальное общее образование призвано помочь учителю
реализовать способности каждого ученика и создать условия для индивидуального
развития младших школьников.
В младшем
школьном возрасте, как показывают психологические исследования, главное
значение приобретает дальнейшее развитие мышления. В этот период совершается
переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного
возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее
значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического
мышления.
К началу младшего
школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого
уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение,
речь - уже прошли достаточно долгий путь развития.
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда
необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять
своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому
мышлению способствуют задания на уроке, побуждающие детей к размышлению
Развитие у детей
логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение
мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое
условие успешного усвоения учебного материала.
Работу над развитием логического мышления целесообразно
начинать с занятий подготовительной группы по трем направлениям:
1.
Учим выделять существенные признаки
2.
Учим ребёнка сравнивать.
3.
Учим классифицировать предметы
Для развития логического мышления необходимо использовать дидактические
игры. Дидактические игры стимулируют, прежде всего, наглядно – образное
мышление, а затем и словесно – логическое.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу
рационально использовать имеющие знания в мыслительных действиях, находить
характерные признаки в предметах, сравнивать, группировать, классифицировать по
определённым признакам, делать выводы и обобщать.
Так же важно внедрять в уроки математики нестандартные
задачи, за которыми закрепились специальные названия: задачи на соображение, «
задачи с изюминкой», задачи на смекалку и др.
Во всём многообразии можно выделить в особый класс такие
задачи, которые называют задачами – ловушками, «обманными» задачами,
провоцирующими задачами. В условиях таких задач содержатся различного рода
упоминания, указания, намеки, подсказки, подталкивание к выбору ошибочного пути
решения или неверного ответа.
Высоким развивающим потенциалом обладают провоцирующие
задачи. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления –
критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней
оценке, повышают интерес к занятиям математики.
Решение нестандартных задач формирует у учащихся умения
высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать.
Проговаривание с целью доказательства, способствует развитию речи учащихся,
выработке умения делать выводы из посылок, строить умозаключения.
Выполняя творческие задания, учащиеся анализируют условия,
выделяют существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое,
выделяют связи между ними.
Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения, влияет
на уровень развития логического мышления учеников и повышения качества знаний
по математике.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.