Главная / Начальные классы / Статья "Развитие личности учащихся младших классов на уроках литературного чтения"

Статья "Развитие личности учащихся младших классов на уроках литературного чтения"

«Литература в процессе воспитания личности»

Иванович О.Н., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №84, г. Воронеж



Не школа преобразует жизнь, а

напротив того, жизнь создает

для себя школу и приспосабливает ее

к своим потребностям и стремлениям.

Д.И.Писарев



Современная школа переживает новый этап своего развития. Нашему обществу необходимы высококультурные, глубоко нравственные граждане, способные к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Общенациональная задача, стоящая перед школой , определяющая перспективы духовно-нравственного и интеллектуального развития России – содействие процессу становления ребенка-читателя. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Электронная культура – видеопродукция, разнообразные мультимедиа являются конкурентами печатному слову. Современная жизнь со СМИ разрушает вековечные нравственные ценности, заложенные в художественной литературе.

Проблема становления ребенка читателя сегодня актуальна и требует принятия целого комплекса мер для устранения причин:

- недостаточности внимания к чтению детьми художественной литературы;

- отсутствие потребности чтения для «души»:

- влияние электронной культуры.

Научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя начальных классов [2]

В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (внеклассного чтения). В центре урока литературного чтения находятся в единстве личность ребенка и художественное произведение.. Первоначальная задача учителя предварительно разобраться в художественном произведении и подготовиться к уроку. Для этого можно использовать глубокий анализ текста. Жизненные проблемы, нравственные мотивы героев, внутренние и внешние мотивы их поступков, отношение автора к героям, средства проявления авторской позиции – во всем этом и заключается специфика и сила возможного воздействия произведения на читателя, а также использование художественной литературы в процессе формирования эстетического вкуса у детей.

О художественном воздействии литературы на человека писали Чернышевский Н.Г., Толстой Л.Н., Горький А.М., Бахтин М.М., Романовская З.И. и другие. Психологи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений.

В каждом литературном произведении жизнь не просто копируется, а преобразуется, одухотворяется творчеством художника. Человек воспринимает вторичную действительность, созданную фантазией художника и запечатленную в образной форме.

Литературное произведение влияет на становление личности, формирование мировоззрения не прямолинейно и односторонне. Литература заключает в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить ребенка, стать мощным средством его развития.

У младших школьников эмоции и чувства подчиняют себе сознание, и поэтому в процессе формирования эстетического вкуса имеют решающее значение. Младшие школьники в состоянии понять и запомнить то, что хорошо прочувствуют, то, что глубоко затронет его эмоциональную сферу и еще то, что может сам чувствовать в действиях и поступках других людей. Эмоциональная реакция на вопросы или рассуждения учащихся, на свой собственный опыт, на ответ товарища, или на то, что видит, показывает, что ребенок переживает свое отношение к данному явлению. Ребенок не остается равнодушным наблюдателем, потому что эмоциональная реакция обязательна, как обязательна и ответная реакция.

На уроках чтения в начальных классах детей систематически нужно учить понимать искусство, рассматривать специфику литературы как искусства, учить ценить красоту художественного слова. Работа на уроках литературного чтения вооружает ребенка нравственно-эстетическим идеалом, создает художественные образы, которые становятся примером духовной красоты.

Полноценное эстетическое воспитание детей включает в себя и развивает художественно-творческие способности детей.

Общение с подлинно художественным произведением возбуждает творческую энергию ребенка и, что особенно важно, воспитывает – одних меньше, других больше, формирует у детей принципы их непосредственного общения с окружающей средой. Можно считать, что по своей высочайшей значимости это воспитание имеет эстетический характер, так как эстетическое сознание, которое воспитывает настоящее искусство, формирует у человека основы его творческой жизнедеятельности, направленной на совершенствование окружающей его действительности и на самосовершенствование. А в этом и заключена эффективность процесса формирования эстетического вкуса у ребенка в отношении его к миру.

Дети каждый раз открывают « секреты» литературного искусства. Они начинают читать и оказываются в другом мире. В образе ребенка вырисовываются чьи-то жизни, они увлекают своей художественной силой образов. И нужно усилие, чтобы вновь вернуться ребенку из этого мира в реальный. И как часто ребенок, дочитав последнюю страницу рассказа, сожалеет что это – последняя, что с этими героями приходится расставаться.

Литература, художественное слово и личный опыт ребенка воспитывают в учениках художественную наблюдательность, эстетическую восприимчивость, эмоциональную отзывчивость, причем источником этих необходимых для растущего человека качеств и чувств становится окружающий мир. Значит, нужно прежде всего учить их живо представлять себе то многообразие человеческой жизни, которую писатель передает словом.

В процессе формирования у младших школьников эстетических вкусов, воспитательное значение литературы особенно велико. «Детская литература обладает активным воспитательным и познавательным содержанием и оказывает формирующее воздействие на всем протяжении становления личности, начиная с дошкольного возраста». Н.А. Кушаев отмечал, что самое ценное – узнать из книги правду, которую раньше не знал. Только обостренный интерес школьника к познанию самого себя и окружающей действительности неизбежно приводит к встрече с художественной литературой и искусством.

В процессе чтения происходит приобщение младших школьников к искусству, а значит и к развитию их творческих способностей. Именно приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы – одна из важнейших и сложных проблем современной школы. Здесь закономерно встает вопрос о взаимосвязи чтения художественной литературы с общим развитием личности.

Впервые на связь чтения с общим развитием личности указал К.Д.Ушинский. О связи чтения и общего развития говорил Л.Н.Толстой. Он обращал внимание на эстетическое совершенствование в процессе чтения именно хороших книг. Выбор художественной литературы влияет на формирование эстетического вкуса младших школьников.»Идет работа над общим развитием учащегося и организациями творческого чтения специально отобранных художественным произведением».

Таким образом главную задачу уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому, сознательному чтению, мы видим «в развитии детей средствами художественной литературы», в воспитании у них потребности к духовному общению с книгой, в формировании их эстетического вкуса, как осознанной оценочной реакции на художественное явление.

В основе системы развивающего обучения в начальной школе лежит тезис, выдвинутый Л.С.Выготским, об отношении обучении я и развития: обучение должно идти впереди развития. То, как обучение воздействует на развитие детей, раскрывается Л.С.Выготским на основе выделения им двух различных уровней развития ребенка. Низший уровень зона ближайшего развития обнаруживается в решении по преимуществу репродуктивных задач, образец которых дается учителем, то есть в подражательной деятельности. То, что он может сделать с помощью других, завтра сумеет сделать самостоятельно. Высший уровень – завершившееся развитие находит выражение в самостоятельном, творческом решении ребенком интеллектуальных задач. Это является важнейшим положением обучения.

В последние годы авторы образовательных курсов: З.И.Романовская, Г.Н.Кудина, Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, Л.Н.Стрельцова и Н.Д.Тамарченко, В.И.Левин привлекают внимание к проблеме литературоведческого изучения основ учебного материала к урокам чтения в начальной школе, к развитию творческих способностей учащихся средствами учебного материала на уроках.[4]

Учеными-методистами давно признано, что вне литературного развития нельзя сформировать полноценного читателя, поэтому начальные классы являются ответственным звеном в системе подготовки учащихся-читателей и их литературного образования. База литературного развития должна закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия, чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом. Именно «на начальном этапе скрыты немалые неиспользованные возможности литературного развития, которые трудно восполнить в средних и старших классах». (Н.Н.Светловская)

Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной подготовкой детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с внеклассной литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитывать положительное отношение к самостоятельному чтению [1]. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения. С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю. Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним на протяжении месяца (2-4 классы). Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок – творчество учителя и учащихся, и чем больше разнообразия, чем больше живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом. Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности. Это разнообразные виды творческих работ: инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация и пр. [3]. Уместны на уроках также литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание загадок. Поскольку уроки внеклассного чтения проводятся сравнительно редко, то очень важным представляется вопрос об их системе, об их планировании на длительный срок. Планирование уроков на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, сезонными интересами учащихся и другими факторами. Важно привлекать и укреплять связи с библиотекарями, проводить совместные библиотечные уроки.

На данных уроках школьники учатся читать детские книги, овладевают приемами их самостоятельного выбора. Внеклассное чтение служит прекрасным средством воспитания: развивает желание учиться, много знать и уметь, формирует общественное и гражданское самосознание детей.

Нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования ребенка-читателя: в первую очередь о семье, в которой ребенок растет. Своевременный контакт с родителями учащихся позволяет учителю обрести необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

Итак, решить проблему становления ребенка-читателя возможно через:

  1. Приобщение к чтению как форме духовно-нравственного, духовно-интеллектуального общения;

  2. Изменения подхода к обучению чтения;

  3. Установление и укрепление связей между организациями, обеспечивающими процесса становления читателя;

  4. Активизация совместной деятельности родителей и учителя.



Список литературы.



  1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1991.З,188с.

  2. Рейс Г.А. Формирование ученика-читателя в 1 классе.//Начальная школа. – 2011. - №2.- с.21-25

  3. Биржевая Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе.// Начальная школа. – 2011. - №7. – с.35-36

  4. www.superinf.ru



8


Статья "Развитие личности учащихся младших классов на уроках литературного чтения"
  • Начальные классы
Описание:

«Развитие личности учащихся младших школьников на уроках литературного чтения»»

Иванович О.Н., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №84, г. Воронеж

 

                                                                        Не школа преобразует жизнь, а  

                                                                        напротив того, жизнь создает

                                                                       для себя школу и приспосабливает ее

                                                                       к своим потребностям и стремлениям.

                                                                                                           Д.И.Писарев  

 

       Современная школа переживает новый этап своего развития. Нашему обществу необходимы высококультурные, глубоко нравственные граждане, способные  к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Общенациональная задача, стоящая перед школой , определяющая перспективы духовно-нравственного  и интеллектуального развития России – содействие процессу становления ребенка-читателя. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Электронная культура – видеопродукция, разнообразные мультимедиа являются конкурентами печатному слову. Современная жизнь со СМИ разрушает вековечные нравственные ценности, заложенные в художественной литературе.

       Проблема становления ребенка читателя сегодня актуальна и требует принятия целого комплекса мер для устранения причин:

      - недостаточности внимания к чтению детьми художественной литературы;

      - отсутствие потребности чтения для «души»:

      - влияние электронной культуры.

       Научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя начальных классов [2]

       В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (внеклассного чтения). В центре урока литературного чтения находятся в единстве личность ребенка и художественное произведение.. Первоначальная задача учителя предварительно разобраться в художественном произведении и подготовиться к уроку. Для этого можно использовать глубокий анализ текста. Жизненные проблемы, нравственные мотивы героев, внутренние и внешние мотивы их поступков, отношение автора к героям, средства проявления авторской позиции – во всем этом и заключается специфика и сила возможного воздействия произведения на читателя, а также использование художественной литературы в процессе формирования эстетического вкуса у детей.

       О художественном воздействии литературы на человека писали Чернышевский Н.Г., Толстой Л.Н., Горький А.М., Бахтин М.М., Романовская З.И. и другие. Психологи (Л.С.Выготский,   С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений.

       В каждом литературном произведении жизнь не просто копируется, а преобразуется, одухотворяется творчеством художника. Человек воспринимает вторичную действительность, созданную фантазией художника и запечатленную в образной форме.

       Литературное произведение влияет на становление личности, формирование мировоззрения не прямолинейно и односторонне. Литература заключает в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить ребенка, стать мощным средством его развития.

       У младших школьников эмоции и чувства подчиняют себе сознание, и поэтому в процессе формирования эстетического вкуса имеют решающее значение. Младшие школьники в состоянии понять и запомнить то, что хорошо прочувствуют, то, что глубоко затронет его эмоциональную сферу и еще то, что может сам чувствовать в действиях и поступках других людей. Эмоциональная реакция на вопросы или рассуждения учащихся, на свой собственный опыт, на ответ товарища, или на то, что видит, показывает, что ребенок переживает свое отношение к данному явлению. Ребенок не остается равнодушным наблюдателем, потому что эмоциональная реакция обязательна, как обязательна и ответная реакция.

       На уроках чтения в начальных классах детей систематически нужно учить понимать искусство, рассматривать специфику литературы как искусства, учить ценить красоту художественного слова. Работа на уроках литературного чтения вооружает ребенка нравственно-эстетическим идеалом, создает художественные образы, которые становятся примером духовной красоты.

       Полноценное эстетическое воспитание детей включает в себя и развивает художественно-творческие способности детей.

       Общение с подлинно художественным произведением возбуждает творческую энергию ребенка и, что особенно важно, воспитывает – одних меньше, других больше, формирует у детей принципы их непосредственного общения с окружающей средой. Можно считать, что по своей высочайшей значимости это воспитание имеет эстетический характер, так как эстетическое сознание, которое воспитывает настоящее искусство, формирует у человека основы его творческой жизнедеятельности, направленной на совершенствование окружающей его действительности и на самосовершенствование. А в этом и заключена эффективность процесса формирования эстетического вкуса у ребенка в отношении его к миру.

       Дети каждый раз открывают « секреты» литературного искусства. Они начинают читать и оказываются в другом мире. В образе ребенка вырисовываются чьи-то жизни, они увлекают своей художественной силой образов. И нужно усилие, чтобы вновь вернуться ребенку из этого мира в реальный. И как часто ребенок, дочитав последнюю страницу рассказа, сожалеет что это –  последняя, что с этими героями приходится расставаться.

       Литература, художественное слово и личный опыт ребенка воспитывают в учениках художественную наблюдательность, эстетическую восприимчивость, эмоциональную отзывчивость, причем источником этих необходимых для растущего человека качеств и чувств становится окружающий мир. Значит, нужно прежде всего учить их живо представлять себе то многообразие человеческой жизни, которую писатель передает словом.

       В процессе формирования у младших школьников эстетических вкусов, воспитательное значение литературы особенно велико. «Детская литература обладает активным воспитательным и познавательным содержанием и оказывает формирующее воздействие на всем протяжении становления личности, начиная с дошкольного возраста». Н.А. Кушаев отмечал, что самое ценное – узнать из книги правду, которую раньше не знал. Только обостренный интерес школьника к познанию самого себя и окружающей действительности неизбежно приводит к встрече с художественной литературой и искусством.

       В процессе чтения происходит приобщение младших школьников к искусству, а значит и к развитию их творческих способностей. Именно приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы – одна из важнейших и сложных проблем современной школы. Здесь закономерно встает вопрос о взаимосвязи чтения художественной литературы с общим развитием личности.

       Впервые на связь чтения с общим развитием личности указал К.Д.Ушинский. О связи чтения и общего развития говорил Л.Н.Толстой. Он обращал внимание на эстетическое совершенствование в процессе чтения именно хороших книг. Выбор художественной литературы влияет на формирование эстетического вкуса младших школьников.»Идет работа над общим развитием учащегося и организациями творческого чтения специально отобранных  художественным произведением».

       Таким образом главную задачу уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому, сознательному чтению, мы видим «в  развитии детей средствами художественной литературы», в воспитании у них потребности к духовному общению с книгой, в формировании их эстетического вкуса, как осознанной оценочной реакции на художественное явление.

      В основе системы развивающего обучения в начальной школе лежит тезис, выдвинутый Л.С.Выготским, об отношении обучении я и развития: обучение должно идти впереди развития. То, как обучение воздействует на развитие детей, раскрывается Л.С.Выготским на основе выделения им двух различных уровней развития ребенка. Низший уровень зона ближайшего развития обнаруживается в решении по преимуществу репродуктивных задач, образец которых дается учителем, то есть в подражательной деятельности. То, что он может сделать с помощью других, завтра сумеет сделать самостоятельно. Высший уровень – завершившееся развитие находит выражение в самостоятельном, творческом решении ребенком интеллектуальных задач. Это является важнейшим положением обучения.

       В последние годы авторы образовательных курсов: З.И.Романовская, Г.Н.Кудина, Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, Л.Н.Стрельцова и Н.Д.Тамарченко, В.И.Левин привлекают внимание к проблеме литературоведческого изучения основ учебного материала к урокам чтения в начальной школе, к развитию творческих способностей учащихся средствами учебного материала на уроках.[4]

       Учеными-методистами давно признано, что вне литературного развития нельзя сформировать полноценного читателя, поэтому начальные классы являются ответственным звеном в системе подготовки учащихся-читателей и их литературного образования. База литературного развития должна закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия, чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом. Именно «на начальном этапе скрыты немалые неиспользованные возможности литературного развития, которые трудно восполнить в средних и старших классах». (Н.Н.Светловская)

       Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной подготовкой детей к самостоятельному чтению.

       Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с внеклассной литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитывать положительное отношение к самостоятельному чтению [1]. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения. С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю. Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним на протяжении месяца (2-4 классы). Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок – творчество учителя и учащихся, и чем больше разнообразия, чем больше живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом. Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности. Это разнообразные виды творческих работ: инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация и пр. [3]. Уместны на уроках также литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание загадок. Поскольку уроки внеклассного чтения проводятся сравнительно редко, то очень важным представляется вопрос об их системе, об их планировании на длительный срок. Планирование уроков на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, сезонными интересами учащихся и другими факторами. Важно  привлекать и укреплять связи с библиотекарями, проводить совместные библиотечные уроки.

       На данных уроках школьники учатся читать детские книги, овладевают приемами их самостоятельного выбора. Внеклассное чтение служит прекрасным средством воспитания: развивает желание учиться, много знать и уметь, формирует общественное и гражданское самосознание детей.

       Нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования ребенка-читателя: в первую очередь о семье, в которой ребенок растет. Своевременный контакт с родителями учащихся позволяет учителю обрести необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

       Итак, решить проблему становления ребенка-читателя возможно через:

  1. Приобщение к чтению как форме духовно-нравственного, духовно-интеллектуального общения;

  2. Изменения подхода к обучению чтения;

  3. Установление и укрепление связей между организациями, обеспечивающими процесса становления читателя;

  4. Активизация совместной деятельности родителей и учителя.

     

                                       Список литературы.

     

  1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1991.З,188с.

  2. Рейс Г.А. Формирование ученика-читателя в 1 классе.//Начальная школа. – 2011. - №2.- с.21-25

  3. Биржевая Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе.// Начальная школа. – 2011. - №7. – с.35-36

  4. www.superinf.ru

      

      

        

 

                              

Автор Иванович Ольга Николаевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 8671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓