Главная / Математика / Статья "Развитие дополнительного образования детей"

Статья "Развитие дополнительного образования детей"

Название документа Развитие дополнительного образования детей.docx

Развитие дополнительного образования детей: проведение кружков, подготовка к олимпиадам.

К формам современного дополнительного математического образования относятся:

  • очно-заочные школы и летние физико-математические школы для одаренных детей;

  • системы спецкурсов, факультативов, кружков, которые ведут вузовские преподаватели;

  • научно-исследовательская работа школьников (в рамках подготовки их к научно-практическим конференциям разного уровня:
    городским, региональным, федеральным);

  • олимпиады (городские (районные), областные (республиканские), зональные (окружные), всероссийские);

  • подготовительные курсы (в вузах и школах);

  • репетиторское образование и т.п.

Задача учителя математики и будет определяться тем, чтобы учащиеся тех классов, в которых он ведет математику, смогли использовать те из перечисленных форм, которые им нужны. Главное — владеть информацией обо всех формах внешкольной работы, которые могут посещать его ученики. И здесь надо думать больше об учениках, а не о собственном престиже. Не каждый учитель обладает такими качествами, которые позволят ему подготовить призера региональной или всероссийской олимпиады, каждый имеет свой «потолок» в интеллектуальном развитии — без привлечения других специалистов добиться продвижения ученика невозможно. Только совместная работа учителя математики и педагогов дополнительного образования (многие из которых — работники вузов) может принести успех.

В последние годы проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад. Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.

Основная цель школьных олимпиад:

-выявление талантливых ребят,

-развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся,

-создание необходимых условий для поддержки одаренных детей,

-распространение научных знаний среди молодежи.

Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы учащихся на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз на льготных условиях.

Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? А как добиться хороших результатов в спорте? Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. 

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы о необходимых условиях подготовки учащихся к олимпиадам:

-Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов.

-Создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их интеллектуального развития и профессиональной ориентации;

-Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;

-Развитие у учащихся логического мышления, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач;

-Активизация работы факультативов, кружков, развитие других форм работы со школьниками;

-Совершенствование процесса обучения математики через организованную систему работ.


Как можно готовить учащихся к олимпиадам?

Одним из способов является включение в домашнее задание задач, требующих нестандартного мышления.

Для развития интереса к решению нестандартных задач по математике в программу школьных занятий включается рассмотрение занимательных задач, задач-шуток, софизмов, задач прикладного характера.

Также для подготовки учеников используется дидактический материал предыдущих олимпиад, конкурсов по математике и математического конкурса «Кенгуру».

Кружки (факультативы, спецкурсы) являются основной формой работы с наиболее способными учащимися по математике. Только здесь можно рассмотреть особые типы задач, относящихся к олимпиадным задачам.
В частности, в 5-6-х классах на учебных курсах я рассматриваю различные типы логических задач, задачи на применение некоторых инвариантов, математические ребусы, задачи на разрезание, геометрические упражнения со спичками и др. 
Одним из направлений для подготовки к олимпиадам является и заочная работа в различных школах при вузах. Среди таких известных всероссийских школ есть школа «Авангард». Уровень предлагаемых там задач очень высок, большинство идей в предлагаемых заданиях встречается в различного уровня олимпиадах. И выполнение такого рода заданий будет способствовать, конечно же, подготовке учащихся к олимпиадам.
Только задействовав все эти четыре направления в подготовке учащихся к олимпиадам (хотя это для жизни не главное, куда важнее интеллектуальное развитие ученика, подготовка его к современной жизни, где без острой конкуренции уже не обойтись), можно ожидать успеха.

В 2015году мои ученики стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников ( 7, 9, 11 классы), а ученик 11класса стал победителем Ползуновской межрегиональной олимпиады по математике.

Электронные источники для подготовки учащихся к олимпиадам.

 

http://www.mccme.ru/olympiads/mmo/ - Московский центр непрерывного математического образования. Московские математические олимпиады. Задачи окружных туров олимпиады для школьников 5-11 классов начиная с 2000 года. Задачи городских туров олимпиады для школьников 8-11 классов начиная с 1999 года. Все задачи с подробными решениями и ответами. Новости олимпиады. Победители и призеры олимпиад. Статистика.

 

http://olympiads.mccme.ru/regata/  - математические регаты.

 

http://olympiads.mccme.ru/matboi/  - Математический турнир математических боев.

 

http://olympiads.mccme.ru/turlom – Турнир имени М.В.Ломоносова.

 

http://kyat.mccme.ru/  - Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».

 

http://abitu.ru/distance/zftshl.html - Заочная физико-математическая школа при МФТИ.

 

http://attend.to/dooi - Дистанционные олимпиады.

 

http://aimakarov.chat.ru/school/school.html - Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. Задачи для 3-11 классов с 1998 года по настоящее время.

 Без решений. Раздел занимательных и веселых задач. 

 

 http://zaba.ru/  - Олимпиадные задачи по математике: база данных. Около 8000 задач школьных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и турниров по математике. Многие задачи с ответами, указаниями, решениями. До 2001 года (включительно). Возможности поиска. 

 

http://homepages.compuserve.de/chasluebeck/matemat/task_1.htm - Задачи некоторых математических олимпиад и турниров. Задания региональных (Москва, Урал, Луганск, Волгоград и др.) и других (МФТИ, Соросовская и т.д.) олимпиад по математике, а также математических турниров (Ломоносовские игры). Для 6-11 классов. Указания и решения доступны зарегистрированным пользователям.  

 

 http://www.shevkin.ru Проект Shevkin.ru. Задачи школьных математических олимпиад.

 











Статья "Развитие дополнительного образования детей"
  • Математика
Описание:

Задача учителя математики и будет определяться тем, чтобы уча­щиеся тех классов, в которых он ведет математику, смогли исполь­зовать те из перечисленных форм, которые им нужны. Главное — владеть информацией обо всех формах внешкольной работы, кото­рые могут посещать его ученики. И здесь надо думать больше об учениках, а не о собственном престиже. Не каждый учитель облада­ет такими качествами, которые позволят ему подготовить призера региональной или всероссийской олимпиады, каждый имеет свой «потолок» в интеллектуальном развитии — без привлечения других специалистов добиться продвижения ученика невозможно. Только совместная работа учителя математики и педагогов дополнительно­го образования (многие из которых — работники вузов) может при­нести успех.

Автор Романова Ольга Яковлевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 318
Номер материала 16369
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓