Главная / Начальные классы / Статья "Пять этапов организации учебной деятельности"

Статья "Пять этапов организации учебной деятельности"

Добрый день, уважаемые коллеги!

Стратегическая задача образования ХХI века – осознание и раскрытие человеческой души – истинного человека, который создаёт по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. По отношению к человеку образовательные программы, система образования в целом является средством реализации самоцели. Образование – это духовное воспроизводство индивидуальной и общественной жизни. А образование, включающее в себя и воспитание, есть двусторонний процесс сознательно – волевой деятельности учителя и ученика.

По своему понятию учитель есть живой носитель смысла жизни и образования. Он создаёт не только нацию, цивилизацию и культуру. Учитель – сознательный творец эволюции человечества.

Для того организации учебной деятельности существует пять этапов:

Пять этапов организации учебной деятельности.

Первый этап: принятие (конструирование) учебной (учебно-практической) задачи – умение определять цель своей работы. Он включает в себя: создание целостного образа ситуации; определение границ знания и незнания; кристаллизацию проблемы, её формулировку и фиксацию.

Для создания целостного образа ситуации могут быть заданы следующие вопросы:

Что это такое? Из чего состоит?

Для определения границ знания и незнания могут быть заданы следующие вопросы:

Что я об этом уже знаю?

Чего не знаю, не понимаю?

Для кристаллизации проблемы, её формулировки и фиксации могут быть заданы следующие вопросы:

Какую проблему (вопрос) буду решать?

Что смогу сделать, решив проблему?

Зачем я в этом буду разбираться?

Второй этап: планирование работы – умение планировать свою работу. Он включает в себя: определение последовательности действий, ведущих к решению учебной задачи; конструирование разных вариантов этих действий; выбор из них наиболее адекватных.

Для организации данного этапа могут быть заданы следующие вопросы:

Что буду делать сначала что потом? Можно ли по-другому?

Что мне поможет решить проблему?

Сколько времени потребуется?

Третий этап: поиск и построение способа решения учебной (учебно-практической) задачи (реализация плана) – умение открывать новое знание. Он включает в себя: построение способа решения; фиксацию способа решения; конкретизацию.

Для организации данного этапа могут быть заданы следующие вопросы:

О чём идёт речь?

Как связаны части?

Как показать это на модели?

Можно ли действовать, таким образом, если изменится одно из условий?

Что надо изменить в способе действия, если изменится это условие?

Четвертый этап: контроль и оценка хода и результатов работы – умение контролировать и оценивать результат и процесс учебной деятельности. Он включает в себя: контроль как самостоятельное учебное действие состоит в определении соответствия учебных действий условиям учебной задачи и оценивание как выделение результата деятельности, представление предстоящего хода или восстановление хода законченной деятельности, соотнесение с целью.

Для организации данного этапа могут быть заданы следующие вопросы:

Что буду контролировать?

Соответствуют ли мои действия целям и условиям задачи?

Достиг ли я результата? Что делать, если не достиг?

Готов ли я к написанию контрольной работы? Как я могу оценить свою работу?

Пятый этап: рефлексия процесса и результатов работы – осознание собственных успехов трудностей. Он включает в себя рефлексию – обращение к собственным действиям, их рассмотрение и анализ.

Для организации данного этапа могут быть заданы следующие вопросы:

Что вызвало трудности в работе?

Что помогло преодолеть трудности?

Какие мои личные качества мне помогали, какие мешали?

Что делать, чтобы в следующий раз работа получилась?







Разделы рабочей программы

Наполнение разделов рабочей программы

Титульный лист

(Приложение 1)

- полное наименование учредителя;

- полное наименование образовательного учреждения;

- грифы согласования программы методическим объединением школы (или муниципальным профессиональным объединением учителей начальных классов) и завучем по УВР;

- гриф утверждения программы руководителя образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа;

- название учебного курса, для изучения которого разработана программа;

- указание ступени и параллели, на которой изучается предмет;

- фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

- название города или населенного пункта;

- год составления программы.

Пояснительная

записка

- библиографический список программ (примерной, авторской), на основе которой разработана рабочая программа;

- характеристика типа (общеобразовательное, специальное и др.), вида (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и класса обучающихся;

- особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации работы в данном классе;

- в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;

- информация о внесенных изменениях в авторскую программу и обоснование их необходимости;

- образовательная система (в соответствии с образовательной программой учреждения);

- общая характеристика учебного процесса: технологий, методов, форм обучения и режим занятий;

- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;

- обоснование выбора УМК (характеризовать ведущие идеи УМК);

- сроки реализации программы;

- используемые в тексте программы систему условных обозначений.

Планируемые результаты

- подробное описание базовых личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их освоения;

- подробно описывается повышенный уровень усвоения личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами усвоения (выделяются курсивом).

Содержание тем учебного курса

- перечень и название разделов курса и видов учебной деятельности;

- количество часов необходимое для изучения раздела;

Тематическое поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

- перечень разделов и тем, последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические);

- виды и формы учебной деятельности;

- количество и темы контрольных работ.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы

- библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

- цифровые образовательные ресурсы;

- Интернет-ресурсы;

- литература, рекомендованная для учащихся;

- литература, использованная при подготовке программы;

- др.



Проектирование системы оценки качества образовательных достижений младших школьников (ФГОС второго поколения).

Проблемы школьной отметки по А.Б.Воронцову, Г.А.Цукерман.

  • Тормозит развитие оценочной самостоятельности учащихся

  • Приводит к искажению учебной мотивации, отношений с учителем, родителями, самим собой; повышению тревожности, невротизации

  • Является малоинформативной

  • Не дает возможности отслеживать динамику школьной успешности.

  • Используя отметку, учитель делает акцент на недостатках, а не на успехе ученика, так как ориентируется на эталон (высший балл)

  • Отметка снижает интерес к поиску нового и повышает ценность исполнительства и подражания, ибо оценивает результат, а не процесс его достижения.

Планируемые результаты как критериальная база оценки



Образовательные результаты

Предмет оценки

Предметные

Способность использовать предметные знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач (действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием)

Метапредметные

Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных действий (уровень присвоения учащимися универсального учебного действия)

Личностные

Сформированность отдельных личностных результатов с целью оптимизации личностного развития





Глубинные ценности нашего народа

Задача:

  1. Сохранить гражданский мир, способность россиян к солидарному ответственному действию во имя духовного, культурного и материального процветания Родины, обеспечения ее подлинной независимости и свободы, равно как и сохранения прав и свобод граждан.

  2. Понимание образования как единства обучения и воспитания должно быть решительно восстановлено.

Ценности:

  1. Мир – гражданский, этнический, социальный. Вся история буквально кричит и вопиет: революция – это зло.

  2. Справедливость

  3. Правда. «Россию можно строить только на взаимном доверии, а если русские люди будут лгать друг другу, то они (…) погибнут от взаимного недоверия и предательства» И.А.Ильин.

  4. Честность должна стать нормой и в политике, и в экономике, и в личном поведении людей.

  5. Свобода без нравственности превращается в произвол. Популяризация высоко нравственных примеров жизни, примеров добрых честных, целомудренных поступков.

  6. Ответственность за происходящее в стране и в мире

  7. Чистота нравственная и физическая. Культура и религия суть основы экологии души, общественного и личного пространства, то есть на самом деле основы для сбережения страны и народа…

Вера, совесть, Отечество, служение, честь, долг, любовь, уважение к семье и к достоинству ближнего, бережное отношение к истории своей страны и к богоданной природе, осознания себя как продолжателя дел предков, стремление помочь ближнему, благородные помыслы и целомудрие – эти вечные ценности создали все величие нашей страны.



Без любви всё – ничто!

  • Ум без любви делает человека хитрым.

  • Вера без любви делает человека фанатиком.

  • Честь без любви делает человека высокомерным.

  • Власть без любви делает человека насильником.

  • Знание без любви делает человека неуступчивым.

  • Правда без любви делает человека критиканом.

  • Богатство без любви делает человека жадным.

  • Воспитание без любви делает человека двуликим.

  • Обязанность без любви делает человека раздражительным.

  • Приветливость без любви делает человека лицемерным.

  • Справедливость без любви делает человека жестоким.

  • Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Рабочая программа может разрабатываться на 4 года группой учителей, и все пользуются, в конце программы дополнительно делается лист изменений с разделами: дата, приказ № и основание.

Методика проектирования программы духовно нравственного развития и социализации школ разрабатывается по методическим рекомендациям по разработке программы составители А.Н.Свиридова и Г.В.Стюхина АКИПКРО (книга показать).

Внеурочная деятельность необязательно все направления реализовать, зависит от условий школы, и если учащийся не проявляет желания посещать её нельзя заставлять. Первоклассник вправе посещать 1 кружок. Внеурочная деятельность в 1 классе, проводится на 4 уроках за счёт этого часа. Проводится в нетрадиционных формах. Указываете Урок - игра. Экскурсия и т.д. Авторская программа по внеурочной деятельности составляется на ШМО, обсуждается, утверждается и реализовывается. Так же можно на 4 года и коллективом.

Желаю вам быть учителем, который сумел выстроить учебный процесс так, чтобы ученик смог чему – то научиться и чтобы ваше общение с учениками проходило ласковым касанием души другого. Ведь голос – продолжение звучания вашей души. Первый день сентября - это день надежды и веры. Надежды на то, что этот учебный год для наших детей будет успешным, и веры в вас, учителей. Я верю в ваш профессионализм и мастерство. И знаю, что вы любите наших детей и всегда готовы прийти им на помощь.

Всех с наступающим учебным годом, успехов в работе, здоровья. Спасибо за внимание.



Статья "Пять этапов организации учебной деятельности"
  • Начальные классы
Описание:

Стратегическая задача образования ХХI века – осознание и раскрытие человеческой души – истинного человека, который создаёт по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. По отношению к человеку образовательные программы, система образования в целом является средством реализации самоцели. Образование – это духовное воспроизводство индивидуальной и общественной жизни. А образование, включающее в себя и воспитание, есть двусторонний процесс сознательно – волевой деятельности учителя и ученика.

       По своему понятию учитель есть живой носитель смысла жизни и образования. Он создаёт не только нацию, цивилизацию и культуру. Учитель – сознательный творец эволюции человечества

Автор Целюрик Ирина Александровна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 283
Номер материала 11699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓