Муниципальное общеобразовательное
учреждение
Удельнинская гимназия
Ярославцева
Я.А.
педагог-психолог
Психологическое сопровождение
деятельности педагогов начальной школы в период реализации ФГОС НОО.
Анализ основных аспектов профессиональной
деятельности школьного психолога в период перехода к ФГОС НОО, мы еще раз
указываем на смещение акцентов в процессе формирования целеполагания, выборе
методов, форм и средств организации взаимодействия с участниками
педагогического процесса. Так, Квашнина А.С. считает, что нужна такая модель
психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога
являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и
воспитывающие их. В
рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача
психологической службы заключается именно в сопровождении педагога. Для
дальнейшего раскрытия данного вопроса необходимо проанализировать понятие
«психологическое сопровождение».
Логвинова И.М. и Копотева Г.Л. под
психологическим сопровождением понимает систему организационных,
диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов,
направленных на создание оптимальных условий для перехода педагога к
“самопомощи”. Можно
сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает
условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу», к
позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными
трудностями», т.е. поиск скрытых ресурсов личности, опора на ее возможности и
создание на этой основе условий для развития. Поскольку педагогу в данной
ситуации предстоит быть не только исполнителем, но и непосредственным субъектом
инновационных процессов, формирование готовности к инновационной деятельности –
это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения
в условиях внедрения ФГОС НОО. Ученые отмечают, что инновации (реализация ФГОС
НОО является именно инновационной деятельностью), как правило, приводят к
изменениям психологического состояния участников образовательного процесса,
влияют на степень их уверенности в своих силах.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. выделяют
следующие составляющие готовности учителя к инновационной деятельности:
·
наличие мотива включения в эту деятельность;
·
комплекс знаний о современных требованиях
к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях
образования, о том, что определяет потребности и возможности развития
существующей педагогической практики;
·
совокупность знаний и способов решения
задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в
области педагогических инноваций.
Таким образом, под психологической
готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность
рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая
готовность к инновационной деятельности – целостный психологический
феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их
применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим
инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной
деятельности и пр.) и практического (деятельностного) компонентов. Основной
характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической
деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую
активность. Поэтому составляющей деятельности школьного психолога по
сопровождению педагогов в период перехода к ФГОС НОО является работа, которая
характеризуется:
·
созданием творческой атмосферы в различных
образовательных учреждениях, мотивации интереса в педагогическом сообществе к
новшествам;
·
созданием социокультурных и материальных
(экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
·
инициированием поисковых образовательных
систем и механизмов их всесторонней поддержки;
·
интеграцией наиболее перспективных
нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные
системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих
образовательных проектов.
Целесообразно систематизировать
основное содержание работы школьного психолога в период внедрения системы
инновационного образования:
1.
Психологи как специалисты по работе с
эмоциональными состояниями, установками и мотивами поведения способны оказать
поддержку, в том числе информационно - просветительскую всему школьному
сообществу.
2.
В профессиональные обязанности психолога
входит определение степени инновационных рисков при внедрении тех или иных
новшеств в конкретной ситуации, и представление этого анализа администрации,
педагогам и родителям учащихся.
3.
Проведение экспертизы уже внедренных в
образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и
целесообразности.
4.
Включение в проектирование инновационной
деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее
благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений.
Специалисты считают, что именно психологическая безопасность – главный критерий
оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот
критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную
аргументацию.
Митина Л.М. выделила ряд личностных
качеств педагога, наличие которых определят его готовность к работе в
инновационной среде:
– рефлексия, которая характеризует
способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего
духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в
профессиональной деятельности;
– саморазвитие как творческое
отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного
влияния на внешний и внутренний мир;
– самоактуализация как фактор
непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих
личностных возможностей;
– профессиональное
самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных
формах: самовоспитание – целеустремленная деятельность человека
относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и
устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанными
потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;
самообразование – обновление и усовершенствование имеющихся у
специалиста знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня
профессиональной компетентности.
Исходя из вышесказанного, можно
предположить, что для эффективного сопровождения деятельности педагогов в
условиях инновационного образования необходимо решить двуединую задачу:
·
создать необходимые мотивационные условия
повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов
педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать
готовность к инновационной педагогической деятельности;
·
формировать (воспитывать) у членов педагогического
коллектива соответствующие потребности и мотивы. (Мотив – это стойкое
внутреннее свойство личности, которое изнутри побуждает ее к осуществлению
определенных действий).
В рамках реализации основной цели
данного исследования акцентируется внимание именно на достижении педагогом
внутреннего успеха, т.е. на достижении удовлетворённости собой и своей
профессиональной деятельностью. Педагог, испытывающий убеждение в своей личной
и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает
позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у
них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает
развивающее воздействие на их личность. Таким образом, успешный педагог –
источник успеха учащихся. Успех – пусковой механизм саморазвития и
самосовершенствования. Таким образом, чтобы профессионально расти, учитель
должен почувствовать себя успешным. Задача психолога в контексте данного
вопроса – формирование ориентирования на успех в профессиональной
деятельности, объективного оценивания не только профессиональных, но и
личностных достижений и затруднений.
Отмечаем, что Квашнина С.А. выделяет
основные характеристики успешной педагогической деятельности:
·
высокая компетентность в
специально-предметной сфере профессионального знания;
·
психологическая компетентность;
·
педагогическая самостоятельность;
·
методическая оснащенность реализуемых
программ.
Необходимо обозначить еще одно
направление деятельности школьного психолога – создание условий для мотивации
к педагогическому творчеству, совершенствованию форм и методов обучения и
воспитания. Принципиально отметить позицию Шмельковой Л.В., которая
выражается в том, что в условиях перехода к ФГОС НОО важно обеспечить не только
непрерывное профессиональное развитие педагога, но и сформировать у него
способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в
непрерывно обновляющейся педагогической действительности.
Как уже было отмечено, успех в
инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности
или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня
профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально –
психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных
обстоятельств. Инновационная деятельность педагога в образовательном
учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов
личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения
у него эмоционального выгорания. В процессе реализации ФГОС НОО педагог
нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках
индивидуального подхода. Специфика индивидуального подхода к сопровождению
педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи,
оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации
школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе
создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления
у него эмоционального выгорания. Квашнина С. А. утверждает, что в настоящее
время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе
стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя
требуется “готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть
готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях”.
Квашина С.А. обозначает следующие
задачи психологической службы при сопровождении инновационной деятельности
педагогов:
·
задача управления инновационными
социально-психологическими рисками (преодоление
инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических
коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
·
задача психологической экспертизы инновационных
проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их
психологической безопасности и целесообразности;
·
задачи активного участия в
подготовке инновационных проектов различного масштаба и
в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Необходимо выделить содержание
деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ:
1.
Психологическая экспертиза кадрового
потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка
профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности,
потенциала их становления).
2.
Психологическая оценка целесообразности
содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов
образовательного процесса (коллектив педагогов, детей).
3.
Выявление мотивов участников инновационной
деятельности на начальном этапе.
4.
Участие в планировании программ
профессионального совершенствования педагогов.
5.
Прогнозирование результата с позиции психологического
аспекта.
Таким образом, выделяются следующие
направления в работе психолога рамках введения ФГОС НОО:
1.
Сопровождение реализации инновационных
программ: приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на
личностное совершенствование педагога, на работу над собой); формирование
оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии
и др.
2.
Сопровождение ребенка (мониторинг развития
детей в динамике как форма контроля качества).
3.
Психологическая диагностика (объективная
оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния,
психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности
педагогов).
4.
Психологический анализ факторов успехов и
причин недостатков.
5.
Внесение предложений по корректировке
инновационной деятельности на основе анализа.
6.
Если говорить об отдельном учителе, то
задача психолога при сопровождении педагога в инновационной деятельности
заключаются в следующем:
·
обеспечение возможности для реализации
творческого потенциала педагогов;
·
поддержка педагога-профессионала в
стремлении к непрерывному профессиональному росту;
·
оказание помощи учителю в выстраивании
успешной профессиональной карьеры.
Ведущие педагоги - психологи выделяют
следующие формы работы психолога с педагогическим коллективом:
1.
Участие психолога в педагогических советах
и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
2.
Проведение семинаров, направленных на
развитие психологической культуры педагогов.
3.
Проведение с педагогами психологических
тренингов и видео-тренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и
выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное
слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д.
4.
Проведение психолого-педагогических
консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности
применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе
образовательного процесса.
5.
Индивидуальные консультации для учителей
по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их
индивидуального и личностного развития.
6.
Посещение уроков с целью психологического
анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ
включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития
мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По
итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
7.
Совместная с учителем подготовка уроков,
ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля,
возможностей и индивидуальных особенностей.
8.
Видеосъемка уроков и обсуждение с
педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое
состояние и развитие учеников.
9.
Проведение сеансов психологической
разгрузки.
10.
Организация “круглых столов”, дискуссий,
направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и
взаимодействие всех участников педагогического процесса.
11.
Психотерапевтическая работа с педагогами.
Подводя итог, еще раз необходимо
отметить, что в рамках перехода системы образования к реализации ФГОС НОО,
профессиональные обязанности психолога расширяются. Психолог в инновационном
сопровождении педагога может выступить помощником учителя, фасилитатором,
внушающим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на
специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть
педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим
и принимающим позицию учителя, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного
анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры
"психологизированной" дидактики, партнером по педагогической
деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.
Список используемых материалов.
1. Зимняя
И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 - с.211
2. Квашнина
С. А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной
деятельности, статья представлена на сайте http://festival.1september.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.