Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыСтатья "Психологическое сопровождение деятельности педагогов начальной школы в период реализации ФГОС НОО."

Статья "Психологическое сопровождение деятельности педагогов начальной школы в период реализации ФГОС НОО."

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

 

Ярославцева Я.А.

педагог-психолог

 

Психологическое сопровождение деятельности  педагогов начальной школы в период реализации ФГОС НОО.

Анализ основных аспектов профессиональной деятельности школьного психолога в период перехода к ФГОС НОО, мы еще раз указываем на смещение акцентов в процессе формирования  целеполагания, выборе методов, форм и средств организации взаимодействия с участниками педагогического процесса.  Так, Квашнина А.С.  считает, что нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их.[1]  В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается именно в сопровождении педагога. Для дальнейшего раскрытия данного вопроса необходимо проанализировать понятие «психологическое сопровождение».

Логвинова И.М. и  Копотева Г.Л. под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий для перехода педагога к “самопомощи”.[2] Можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу»,  к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями», т.е. поиск скрытых ресурсов личности, опора на ее возможности и создание на этой основе условий для развития. Поскольку педагогу в данной ситуации предстоит быть не только исполнителем, но и непосредственным субъектом инновационных процессов, формирование  готовности к инновационной деятельности – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в условиях внедрения ФГОС НОО. Ученые отмечают, что инновации (реализация ФГОС НОО является именно инновационной деятельностью), как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.[3]

Сластенин В.А., Подымова Л.С. выделяют следующие составляющие готовности учителя к инновационной деятельности:[4]

·               наличие мотива включения в эту деятельность;

·               комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики;

·               совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Таким образом, под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность  рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и практического (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность. Поэтому составляющей деятельности  школьного психолога по сопровождению педагогов в период перехода к ФГОС НОО является работа, которая характеризуется:

·       созданием творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивации интереса в педагогическом сообществе к новшествам;

·       созданием социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

·       инициированием поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

·       интеграцией наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.

Целесообразно систематизировать основное содержание работы школьного психолога в период внедрения системы инновационного образования:

1.             Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками и мотивами поведения способны оказать поддержку, в том числе информационно - просветительскую всему школьному сообществу.

2.             В профессиональные обязанности психолога входит  определение степени инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представление  этого анализа администрации, педагогам и родителям учащихся.

3.             Проведение экспертизы уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности.

4.             Включение  в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Специалисты считают, что именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот  критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.[5]

Митина Л.М. выделила ряд  личностных качеств педагога, наличие которых определят его готовность к работе в инновационной среде:[6]

– рефлексия, которая характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;

– саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир;

– самоактуализация  как фактор непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;

– профессиональное самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание  – целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанными потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;
самообразование  – обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что для эффективного сопровождения деятельности педагогов в условиях инновационного образования  необходимо решить двуединую задачу:

·           создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности;

·           формировать (воспитывать) у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. (Мотив  – это стойкое внутреннее свойство личности, которое изнутри побуждает ее к осуществлению определенных действий).

В рамках реализации   основной цели данного исследования акцентируется внимание именно на достижении педагогом внутреннего успеха, т.е. на достижении удовлетворённости собой и своей профессиональной деятельностью. Педагог, испытывающий убеждение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность. Таким образом, успешный педагог – источник успеха учащихся. Успех – пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, чтобы профессионально расти, учитель должен почувствовать себя успешным. Задача психолога в контексте данного вопроса – формирование  ориентирования на успех в профессиональной деятельности, объективного оценивания не только профессиональных, но и личностных достижений и затруднений.

Отмечаем, что Квашнина С.А. выделяет основные характеристики успешной педагогической деятельности:[7]

·               высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания; 

·               психологическая компетентность; 

·               педагогическая самостоятельность;

·               методическая оснащенность реализуемых программ.

Необходимо обозначить еще одно направление деятельности школьного психолога – создание условий для мотивации к  педагогическому творчеству, совершенствованию форм и методов обучения и воспитания. Принципиально отметить позицию  Шмельковой  Л.В., которая выражается в том, что в условиях перехода к ФГОС НОО важно обеспечить не только непрерывное профессиональное развитие педагога, но и сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.[8]

Как уже было отмечено, успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально – психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств. Инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания. В процессе реализации ФГОС НОО педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода. Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. Квашнина С. А. утверждает, что в настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя требуется “готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях”.[9]

Квашина С.А. обозначает следующие задачи психологической службы при сопровождении инновационной деятельности педагогов:

·       задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);

·       задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;

·       задачи  активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Необходимо  выделить содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ:

1.             Психологическая экспертиза кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).

2.             Психологическая оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей).

3.             Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе. 

4.             Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов.

5.             Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Таким образом, выделяются следующие направления в работе психолога рамках введения ФГОС НОО:

1.             Сопровождение реализации инновационных программ: приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности; формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой); формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.

2.             Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества). 

3.             Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).

4.             Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков. 

5.             Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа.

6.             Если говорить об отдельном учителе, то задача психолога при сопровождении педагога в инновационной деятельности заключаются в следующем:

·                обеспечение возможности для реализации творческого потенциала педагогов;

·                поддержка педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту;

·                оказание помощи учителю в выстраивании успешной профессиональной карьеры.

Ведущие педагоги - психологи выделяют следующие  формы работы психолога с педагогическим коллективом:[10]

1.             Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.

2.             Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.

3.             Проведение с педагогами психологических тренингов и видео-тренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д.

4.             Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

5.             Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

6.             Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.

7.             Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.

8.             Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.

9.             Проведение сеансов психологической разгрузки.

10.         Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.

11.         Психотерапевтическая работа с педагогами.

Подводя итог, еще раз необходимо отметить, что в рамках перехода системы образования к реализации ФГОС НОО, профессиональные обязанности психолога расширяются. Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя,  фасилитатором,  внушающим ему  уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых материалов.

1.      Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 - с.211

 

2.      Квашнина С. А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности, статья представлена на сайте http://festival.1september.ru

 

3.      О введении федерального государственного стандарта начального общего образования. Беседа с Шмельковой Л.В., зам.начальника отдела развития системы ППК педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки РФ. /Управление начальной школой. 2011., №7, с. 4 -12.

 

4.      Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 2008. – с. 53-57.

 

5.      Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.– с.124-139.

 

6.      Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 2008.,  с. 53-57.

 

7.      Логвинова И.М., Копотева Г.Л.    Повышение профессионального мастерства педагогов в ходе разработки основной образовательной программы школы и введения ФГОС.   /Управление начальной школой.  2011г. № 9, с.. 6 -11.

 

8.      Сабельникова С.И., Муреева Н.М.   ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса (из опыта работы школы). / Управление начальной школой. 2011г., № 8, с. 19 – 23.

 

9.      Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2004., с. 108 - 124



[1]Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 2008.,  с. 53-57.

[2]Логвинова И.М., Копотева Г.Л.    Повышение профессионального мастерства педагогов в ходе разработки основной образовательной программы школы и введения ФГОС.   /Управление начальной школой.  2011г. № 9, с.. 6 -11.

[3]Сабельникова С.И., Муреева Н.М.   ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса (из опыта работы школы). / Управление начальной школой. 2011г., № 8, с. 19 – 23.

[4]Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2004., с. 108 - 124

[5]Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 2008. – с. 53-57.

[6]Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.– с.124-139.

[7]Квашнина С. А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности, статья представлена на сайте http://festival.1september.ru

[8] О введении федерального государственного стандарта начального общего образования. Беседа с Шмельковой Л.В., зам.начальника отдела развития системы ППК педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки РФ. /Управление начальной школой. 2011., №7, с. 4 -12.

[9]Квашнина С. А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности, статья представлена на сайте http://festival.1september.ru

[10] Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 - с.211

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Психологическое сопровождение деятельности педагогов начальной школы в период реализации ФГОС НОО.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Введение нового стандарта начального общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды образовательного учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника воспитательно-образовательного процесса.

Важное место занимают психическое здоровье детей, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы начального общего образования возникает потребность организации психологического сопровождения реализации ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

 

Одной из основных задач педагога-психолога в  условиях модернизации образования становится организация работы по формированию психолого-педагогической  компетентности педагогов и  содействие в активном освоении и рефлексии накопленных современной психолого-педагогической наукой и практикой знаний, способствующих повышению продуктивности психолого-педагогической деятельности, а также побуждение к профессиональному творчеству и росту. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 686
    • DOCX 34.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ярославцева Ярослава Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3639
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 184 человека из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Основы детской патопсихологии и нейропсихологии

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Основы спортивно-психологического консультирования

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе