ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Широкова С.А
Система
Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает
существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования,
в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.
Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных
нововведений.
В
современных условиях коренное изменение роли и функций педагога определяет
необходимость корректировки задач работы по повышению его профессиональной
компетентности на основе:
- повышения уровня
психолого-педагогической культуры педагогов;
- выращивания новых ценностей на
основе имеющихся знаний и опыта;
- организации процесса
самопознания и рефлексии;
- профилактики «синдрома
эмоционального выгорания»;
- формирования мировоззренческих и
деятельностных основ личностно ориентированного взаимодействия педагога с
детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса;
- формирования у педагогов
мотивации достижения;
- развития профессиональной
инициативы и творческого потенциала личности педагогов [1, режим
доступа ftp://lib.herzen.spb.ru/text/bendyukov_7_17_78.pdf].
Традиционно
в системе дошкольного образования решение задач профессионального развития
педагогов осуществляется во взаимодействии методических служб детских садов,
муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального
образования, других образовательных и научных учреждений и организаций,
ассоциаций, занимающихся повышением квалификации и профессиональной
переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных
учреждений, аттестационными службами.
В
современных условиях модернизации системы дошкольного образования все большее
значение приобретает грамотная организация методической службы в ДОО. По нашему
мнению, рост видового разнообразия организаций, осуществляющих образование
дошкольников, введение новых программ, стандартов, изменение требований к
профессиональной компетентности педагога определяю необходимость планомерной
работы методических служб именно на уровне ДОО.
Важное
значение в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОО отводится
организации методической работы с педагогами, направленной на повышение
профессионального уровня, обмен положительным опытом и внедрение новаций в
практическую деятельность педагогов на основе использования современных
технологий обучения и воспитания.
Сфера
деятельности методической службы ДОО в различных
областях деятельности достаточно обширна. Среди важнейших направлений можно
выделить следующие:
- мониторинг потребностей
педагогических кадров в переподготовке, повышении квалификации,
совершенствовании профессионального мастерства;
- организация методических
мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических кадров,
их профессиональной компетентности и педагогического мастерства;
- методическое и дидактическое
обеспечение образовательного процесса;
- организационно-методическая
помощь педагогам в обобщении и распространении опыта работы, в подготовке
к прохождению аттестации;
- пропаганда и внедрение новых
программ, педагогических технологий и методик дошкольного образования;
- инициирование
опытно-экспериментальной работы, обмена опытом с инновационными ДОО;
- организация методической работы
с кадрами инновационных ДОО, перевод учреждений в режим развития;
- организация сотрудничества с
муниципальными методическими службами, институтами повышения квалификации,
вузами, НИИ [4, с.8].
Фактически
решение этих задач направлено на развитие профессиональной компетентности
педагогов ДОО.
Совершенствование
профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической
работы, включающими:
- повышение уровня теоретической и
психологической подготовки педагогов;
- формирование инновационной
направленности в деятельности педагогического коллектива на основе
изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучение новых образовательных
программ, образовательных государственных стандартов;
- изучение новых нормативных
документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи
педагогам в самообразовании,
- помощь в овладении
информационно-коммуникационными технологиями [3, с.23].
Развитие
профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в области
формирования математических представлений следует рассматривать важнейшим
направлением современной методической и профессиональной подготовки в ДОО.
Эффективное формирование математических представлений у дошкольников педагогами
ДОО может обеспечить только организованная, целенаправленная деятельность, в
ходе которой педагог продуманно ставит перед детьми познавательные задачи,
помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Рассматривая
условия развития профессиональной компетентности педагогов ДОО, необходимо
отметить, что основными задачами методического руководства работой по
формированию элементарных математических представлений в ДОО выступают:
- организация работы по повышению
профессиональной квалификации педагогов;
- оказание своевременной квалифицированной
помощи по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду»;
- организация контроля за работой
воспитателей по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском
саду» и усвоением детьми предусмотренных программой знаний, умений и
навыков;
- изучение, обобщение,
распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских
идей [2, режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm].
Эффективность
методического руководства работой педагогов по формированию математических
представлений у дошкольников определяется следующими требованиями:
1.
Плановость.
2.
Целенаправленность.
3.
Систематичность.
4.
Использование дифференцированного подхода.
5.
Контроль (проверка исполнения).
6.
Координирование.
7.
Непрерывность повышения квалификации и др. [5, стр. 17].
Реализация
задач методического руководства осуществляется через коллективные и
индивидуальные формы работы с кадрами, наиболее популярными из которых являются
семинары-практикумы, проблемные кружки.
В
ходе проблемных кружков обсуждается инновационные подходы к формированию
математических представлений у дошкольников.
Важнейшей
составляющей процесса развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в
формировании математических представлений у дошкольников выступает
методическая работа. Эффективность организации методического руководства
работой педагогов ДОО по формированию математических представлений дошкольников
обеспечивается: плановостью, целенаправленностью, систематичностью,
использованием дифференцированного подхода, контролем (проверка исполнения),
координированием, непрерывностью повышения квалификации. Методическое
руководство процессом формирования математических представлений у дошкольников
осуществляется с использованием индивидуальных форм работы с педагогами и носит
дифференцированный характер.
Список использованной литературы:
- Бендюков М.А. Психология
профессионального развития в условиях рынка труда [Электронный ресурс] –
Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/bendyukov_7_17_78.pdf
- Борытко Н.М.
Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал
«Эйдос» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm
- Зеер Э. Компетентностный подход
к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк //
Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23–30.
- Майер А.А. Модель
профессиональной компетентности педагога дошкольного образования //
Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1
(35). – С. 8-15.
- О концепции математического
развития дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - №5.- С. 17-20.
- Федеральный закон об образовании
в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об
образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012,
№ 53 (ч. 1), ст. 7598.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.