Главная / Физика / Статья "Проектно-исследовательская деятельность с одаренными детьми"

Статья "Проектно-исследовательская деятельность с одаренными детьми"











Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми.











учитель физики Леонова С.В.






















Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения и рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких – либо других источников. Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности с взрослыми и товарищами. Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам можно предлагать что – то доказать.

В настоящее время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно - исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффективный путь познания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь, они не избрали.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познава­тельных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления про­блем,  сбора  информации,  наблюдения,  проведения  эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, презентация результатов деятельности, применение средств  ИКТ  в повседневной жизни и др.);

  • развивают системное мышление.


Проектно-исследовательская деятельность способствует:
развитию интереса, расширению и актуализации знаний по физике развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; освоению творческого подхода к любому виду деятельности; становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимся, педагогами; обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации; формированию развивающей образовательной среды для ребенка; профессиональное самоопределение детей; получению предпрофессиональной подготовки; содержательной организации свободного времени детей.

Заинтересовавшись методом проектов, я решила попробовать при­влечь учащихся к этому виду деятельности. 

Проектную деятельность я применяю на уроках и во внеурочной деятельности в следующих направлениях:

-конкурсы («Ученик года»)

-научно-практические конференции

-неделя физики

-кружки «Экология.Безопасность.Жизнь» 9-11 класс, «Физика и экология» 5-6 классы

-элективный курс «От выбора профессии к успеху в жизни» 9 кл.

- предметная олимпиада.

Считаю организацию исследовательской работы учащихся в школе необходимо выстраивать поэтапно. Целесообразно выделить следующие этапы такой деятельности: I- подготовительный (7- 8- й классы); II- развивающий (9-й класc); III- собственно исследовательский (10-11-й классы).

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса к изучению физики и появление наиболее способных к творчеству учеников.
На подготовительном этапе считаю необходимо проводить экспериментальные исследования. Многие учащиеся осознают, что экспериментальное исследование – это метод проверки гипотезы, в которой в неявном виде потенциально содержится новое для исследователя знание. Сначала учащимся предполагается наличие того или иного эффекта, та или иная закономерность в зависимости между физическими величинами, а затем с помощью исследования это гипотетическое знание подтверждается или опровергается.
Экспериментальные исследования важны учащимся, которые изучают физику не только на повышенном, но и базовом уровне, поскольку владение исследовательской компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''.
Помимо элементов творчества, при выполнении такого задания существенным для учащихся является интерес учителя к результатам, получаемым в опытах, обсуждение подготовки и хода эксперимента не в обычной форме контроля выполненного задания, а в форме обсуждения общего дела. Очевидна и общественная польза выполнения работы.
Не всегда и постановка новой лабораторной работы для некоторых учащихся является привлекательной задачей, поскольку оставляет неудовлетворенной тягу к самостоятельному исследованию. Таким учащимся можно предлагать индивидуальные задания исследовательского характера.
К исследовательским, творческим следует отнести те задания, в которых ученик может открыть новые, неизвестные для него закономерности. Или для решения, которых он должен сделать какие-то изобретения. Такое само­стоятельное открытие известного в физике закона или изобретение способа измерения физической величины не является простым повторением известного. Это открытие или изобретение, обладаю­щее лишь субъективной новизной, для ученика является объективным доказательством его способности к самостоятельному творче­ству, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях.

Таким образом, проектная  исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.

Такая работа с учащимися следует главному принципу метода проектов - «Познавая что-либо, я имею четкое представление о том, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».



Статья "Проектно-исследовательская деятельность с одаренными детьми"
  • Физика
Описание:

 

 

Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.  В.А.Сухомлинский.

Основная миссия школы –  развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам, подготовка обучающихся к поступлению в ведущие вузы России, к дальнейшему успешному обучению в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

                              

 

Автор Леонова Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 633
Номер материала 35387
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓