Инфоурок Математика Другие методич. материалыСтатья "Проектная задача как актуальная технология организации современного урока"

Статья "Проектная задача как актуальная технология организации современного урока"

Скачать материал

Проектная задача как актуальная технология организации

современного урока.

Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от стандартного, так называемого, традиционного урока. Это понятно всем. Однако возникает много вопросов относительно того, а что же конкретно представляет из себя этот современный урок?

На сегодняшний день особое место отводится проектной деятельности учащихся. При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

Выделяют три типа задач, используемых в практике развивающего обучения на уроке: учебная, конкретно-практическая, и проектная задачи. Учебные задачи побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач; итог решения  - нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих школьниках. Конкретно-практические задачи  ориентированы на применение освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета; итог решения -  правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ).

Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися  целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной форме.  На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать, целеполагать, планировать, моделировать, проявлять инициативу при поиске способа решения задачи, вступать в коммуникацию.

Проектные задачи – это шаг к проектной деятельности в основной школе (6 -9 кл.). Эти задачи имеют творческую составляющую. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Требования к «проектной» задаче:

-       имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

-       состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

-       двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

-       задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

-       заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях.

Этапы работы над проектной задачей:

1.     Формирование рабочих групп (4-6 человек).  Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.

2.     Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.

3.     Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы. 

4.     Представление результатов решения задачи. Ознакомление с  результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.

5.     Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
 Вариантом организации этого этапа может быть анкета.

  Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование универсальных учебных действий учащихся:

-       самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

-       выдвигать версии решения проблемы, осознавать  конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

-       составлять план решения проблемы;

-       работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-       в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности.

Список литературы:

1.     Алексей Воронцов, Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // http://nsc.1september.ru/article

2.     Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010.

 

Красноборова Н. Ю. учитель МБОУ ЕСОШ №2.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Проектная задача как актуальная технология организации современного урока""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока.

Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от стандартного, так называемого, традиционного урока. Это понятно всем. Однако возникает много вопросов относительно того, а что же конкретно представляет из себя этот современный урок? На сегодняшний день особое место отводится проектной деятельности учащихся. При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

 

Выделяют три типа задач, используемых в практике развивающего обучения на уроке: учебная, конкретно-практическая, и проектная задачи. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 872 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1245
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 356
    • DOCX 23.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Красноборова Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Красноборова Наталья Юрьевна
    Красноборова Наталья Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3696
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 226 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 328 человек

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 196 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов