Главная / Математика / Статья "Проектная задача как актуальная технология организации современного урока"

Статья "Проектная задача как актуальная технология организации современного урока"

Проектная задача как актуальная технология организации

современного урока.

Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от стандартного, так называемого, традиционного урока. Это понятно всем. Однако возникает много вопросов относительно того, а что же конкретно представляет из себя этот современный урок?

На сегодняшний день особое место отводится проектной деятельности учащихся. При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

Выделяют три типа задач, используемых в практике развивающего обучения на уроке: учебная, конкретно-практическая, и проектная задачи. Учебные задачи побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач; итог решения - нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих школьниках. Конкретно-практические задачи ориентированы на применение освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета; итог решения - правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ).

Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать, целеполагать, планировать, моделировать, проявлять инициативу при поиске способа решения задачи, вступать в коммуникацию.

Проектные задачи – это шаг к проектной деятельности в основной школе (6 -9 кл.). Эти задачи имеют творческую составляющую. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Требования к «проектной» задаче:

  • имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

  • задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

  • заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях.

Этапы работы над проектной задачей:

  1. Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.

  2. Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.

  3. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы.

  4. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.

  5. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
    Вариантом организации этого этапа может быть анкета.

Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование универсальных учебных действий учащихся:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять план решения проблемы;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности.

Список литературы:

  1. Алексей Воронцов, Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // http://nsc.1september.ru/article

  2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010.


Красноборова Н. Ю. учитель МБОУ ЕСОШ №2.


Статья "Проектная задача как актуальная технология организации современного урока"
  • Математика
Описание:

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока.

Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от стандартного, так называемого, традиционного урока. Это понятно всем. Однако возникает много вопросов относительно того, а что же конкретно представляет из себя этот современный урок? На сегодняшний день особое место отводится проектной деятельности учащихся. При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

 

Выделяют три типа задач, используемых в практике развивающего обучения на уроке: учебная, конкретно-практическая, и проектная задачи. 

Автор Красноборова Наталья Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 444
Номер материала 41196
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓