Главная / Начальные классы / Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Первые ступеньки

Проектная деятельность в начальной школе – это первая ступенька освоения исследовательского вида деятельности. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем, реферат или доклад. Необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как один из способов достижения результата проекта. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Я начала знакомить своих учеников с данной работой уже в первом классе. С помощью родителей мы реализовывали социальный проект «Росток дружбы». Целью работы стал опыт по проращиванию семян цветов (уход за рассадой, ведение дневников наблюдения) с последующей посадкой цветов в открытый грунт (клумбы) и оказание помощи детскому саду в озеленении территории. Этот проект мы продолжили и во втором классе, озеленяя и создавая красивые клумбы на пришкольном участке. Знакомство с проектной деятельностью состоялось. Учитель и родители выполняли роль наставников и непосредственных помощников. Ребята наблюдали, принимали активное участие, но под чутким руководством взрослых. В конце второго класса ученики попытались сделать индивидуальные проекты по следующим темам: «Моя родословная», «Старинные математические задачи», «Как рисуют словами?» и.т.д. На школьной Академии Творчества ребята уже делали первые попытки публично защищать свои проекты и представлять «продукты» исследований. В третий класс ребята пришли полные решительности начать большую серьёзную исследовательскую работу, руководителем по-прежнему оставался учитель, родители уже почти не принимали участия в данной работе. Изучение морфемики и словообразования, фразеологии, этимологии побудило ребят к работе над новым проектом, который мы назвали: «Язык живой?». Интересные библиоуроки, знакомство с различными словарями, увлекательные викторины, посвящённые родному языку, помогли ребятам создать свои странички из различных словарей и представить свои работы в коллективном «Словаре современного школьника» («продукт проекта»). В основе подготовки проекта оказалось сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность.

На районном конкурсе проектов среди учащихся начальных классов наш лицей представил проект учащегося 3-го класса «Дождь – природное явление?», в котором ребенок изучил данное явление, создал классификацию дождей, установил связь с историей, мифологией, астрологией. Продуктом данного исследования явилось наглядное пособие для проведения уроков окружающего мира во втором и третьем классах.

В 2014-2015 учебном году в 4-ом классе мои ребята хорошо понимают, что такое «проектная деятельность». Они решили создавать буктрейлер (небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.) Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств... Над этим проектом мы и будем работать в ближайшее время.

Непременным условием проектной деятельности является чёткое понимание цели, наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования (выработка концепции, определение задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), а также сама реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Учитель начальных классов 1 ККВ Тураева Е.Г.

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"
  • Начальные классы
Описание:

       Проектная деятельность в начальной школе – это первая ступенька освоения исследовательского вида деятельности. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем, реферат или доклад. Необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как один из способов достижения результата проекта. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. 

Автор Тураева Екатерина Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 450
Номер материала 24510
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓