Главная / Директору-завучу / Статья "Проектирование взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО".

Статья "Проектирование взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО".

ПРОЕКТИРОВАНИЕ Взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО.

Агапова Н.Н., заведующий

МБДОУ 15, г. Коломна

Основные требования ФГОС ДО к реализации образовательной программы отражают необходимость включения в деятельность ДОО различных форм взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:

  • диагностирование семей;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), обмен опытом;

  • вовлечение родителей в педагогический процесс: совместные мероприятия для детей и взрослых, совместное творчество детей и взрослых;

  • участие родителей (законных представителей) в управлении дошкольной организацией;

  • индивидуальная работа.

Ведущая идея системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Взаимодействие это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения. Это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Педагогический коллектив работает над реализацией проекта «Социальное партнерство с родителями как условие социализации детей дошкольного возраста».

Цель проекта: установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Задачи:

  • разработка и внедрение новых форм работы с родителями;

  • установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами;

  • пропаганда педагогических знаний;

  • привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Проект реализуется в три этапа, каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный.

Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

 Задачи данного этапа:

  1. Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства.

Формы работы: посещение семей, анкетирование, сбор семейного анамнеза, мониторинг социального состава семьи, проведение родительского собрания для определения целей и задач проекта взаимодействия.

  1. Определение содержание и формы работы с  родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»).

Формы работы: педагогический совет - круглый стол.

  1. Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для определений направлений  взаимодействия.

Формы работы: беседы, индивидуальные консультации, диагностика, встречи «Вопросов и ответов», заседания «Семейной гостиной» и «Школы молодых родителей».

  1. Разработка плана - программы сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический

Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

  1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта.

Формы работы: педагогический совет, лекторий - ознакомительная лекция для педколлектива, тренинг для педагогического состава.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

Формы работы: мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, публикации статей на сайте ДОУ и сайтах профильных организаций, выпуск электронного журнала на сайте ДОУ.

  1. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей  по различным направлениям деятельности детского сада.

Формы работы: семинары – практикумы, обучающие тренинги и мастер – классы, встречи за круглым столом.

  1. Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями.

Формы работы: заседание семейной гостиной, информационные калейдоскопы.

  1. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов

Формы работы: мастер-классы и семинары для родителей, индивидуальные

консультации, создание памяток и рекомендаций.

  1. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей.

Формы работы: мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, оформление стендов, публикации статей на сайте ДОУ, выпуск электронного журнала.

  1. Разработка методических материалов для реализации проекта.

Формы работы: методические заседания, педагогические совещания, мозговой штурм.

  1. Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.

Формы работы: административные совещания, заседания Управляющего совета.

 Третий этап – заключительный.

 Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

  1. Проведение анализа проделанной работы.

Формы работы: мониторинг, диагностика, заседание гостиной.

  1. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.

Формы работы: размещение информации на сайте, создание страницы на сайте, трансляция опыта работы на методических объединениях.

  1. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

Формы работы: анализ реализации проекта, открытое обсуждение с привлечением экспертов.

Таким образом, проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:

  • установление позитивных отношений с родителями;

  • расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;

  • построение партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

  • гармонизация детско – родительских отношений;

  • привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

  • использование новых, интерактивных форм сотрудничества с родителями, позволяющих вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности развития ДОУ.    

Литература.

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

  2. Грибоедова Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006.

  3.  Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей. - М.: Просвещение, 2005.

  4. Горшненина В.В. и др. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. - Волгоград: Панорама, 2006.

  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

  6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

  7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.

  8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М.: Аркти, 2004.



Статья "Проектирование взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО".
  • Директору-завучу
Описание:

В статье представлен опыт работы детского сада по проектированию взаимодействия с родителями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО, отражены основные требования ФГОС к реализации образовательной программы, отражающие необходимость включения в деятельность ДОУ различных форм взаимодействия с семьей. Раскрыта необходимость установления именно партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, а также создания атмосферы взаимоподдержки и общности интересов средствами реализации управленческого проекта "Социальное партнерство с родителями как условие социализации детей дошкольного возраста".

Автор Агапова Нина Николаевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1418
Номер материала 8938
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓