Главная / Русский язык и литература / Статья "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Статья "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка

Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Анастасьевская СОШ»


В связи с введением обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему.

Задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся?

А научить всех учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, с которым я познакомилась, изучив опыт работы учителя г. Новокузнецка Горовой Татьяны Петровны. В основу этого метода положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Выделяют следующие свойства интеллект-карт:

  1. Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  2. Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  4. Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  5. Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  6. Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

  • отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;

  • позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;

  • приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

  • практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока: 1) изучение нового материала; 2) закрепление материала; 3) обобщение материала; 4) написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы; 5) подготовка проекта, презентации.

Использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:

  • адаптироваться к условиям ЕГЭ;

  • задействовать оба полушария головного мозга;

  • повышать работоспособность;

  • формировать общеучебные умения и навыки;

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности улучшать все виды памяти развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность формировать орфографические и пунктуационные навыки обогащать словарный запас.

Статья "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
  • Русский язык и литература
Описание:

В связи с введением обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему.

Задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся?

 

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной  компетенции обучающихся.

Автор Кулеш Светлана Анисимовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 896
Номер материала 49141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓