Главная / География / Статья "Применение интерактивного метода как метода обучения в сотрудничестве на уроках географии".

Статья "Применение интерактивного метода как метода обучения в сотрудничестве на уроках географии".


Актуальность. Современная задача, стоящая перед образовательными организациями - готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям, происходящим в мире, влияет на происходящие социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.

Анализ собеседования, анкетирования в процессе обучения обучающихся показывает, что у них: низкий показательный уровень; низкая активность в изучении; недостаточно развиты мыслительные способности; не могут четко оформить свою мысль; не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями. С другой стороны, обучающиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность, правильно мыслить, правильно действовать.

Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения современного поколения. По этому, в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой интерактивных метод обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с учителем.

Один из интерактивных методов, используемых в преподавании географии является обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но раз­работка технологии совместного обучения в малых группах нача­лась лишь в 1970-е годы. Первые описания этого метода появились в пе­чати в конце 1970-х — начале 1980-х годов в разных странах мира (Великобритания, Канада, Западная Германия, Австралия, Ни­дерланды, Япония, Израиль и др.). Но основная идеология обуче­ния в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса, университета Миннесота и группой Дж.Аронсона, а также группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета.

Идеологии обучения в сотрудничестве в Северной Америке и в Израиле и Европе несколько отличаются. Вместе с тем, их объединяют общие прин­ципы и подходы. В Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных про­граммой. В Израиле и в Европе такое обучение в большей мере ассоциируется с проектной деятельностью на уроках, с организа­цией дискуссий. Оба варианта этого метода, как бы их авторы ни старались найти существенные отличия друг от друга, весьма успешно дополняют друг друга и на самом деле служат прекрасной подготовкой к собственно проектной деятель­ности учащихся.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой пе­дагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный под­ход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, уме­ниями и навыками каждым учеником на уровне, соответствую­щем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Студенты учатся вместе работать, учиться, творить, все­гда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Практически все преподаватели, использующие в своей практике обучение в со­трудничестве, отмечают, что их обучающиеся становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и за­интересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это — уже успехи нравственного воспитания.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Выделяется несколько вариантов обучения в сотрудничестве.

1. Обучение в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достиг­нут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими чле­нами этой же группы при работе над темой, проблемой или вопро­сом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого уче­ника состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник ко­манды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каж­дый учащийся.

Метод сводится к трем основным принципам:

а) «награды» команда/группа получает одну на всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;

б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого обучающегося означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной провер­ке, которые могут быть предложены учителем любому обучающемуся отдельно, вне группы;

в) равные возможности каждого школьника в достижении успеха означают, что каждый обучающийся приносит своей группе очки, ко­торые он зарабатывает путем улучшения своих собственных преды­дущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других обучающихся этой или других групп, а с собствен­ными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возмож­ности продвинутым, средним и отстающим обучающимся в получении очков для своей команды.

В настоящее время можно выделить три основных варианта работы в команде:

1.1. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу обучающихся, состоя­щую из четырех человек. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает обучающимся в группах его закрепить, постараться разобраться, по­нять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят сво­ей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание вы­полняется следующим обучающимся, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объяс­няется вслух учеником и контролируется всей группой.

После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим зада­нием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо рас­смотрение заданий каждой группой, если задания были разные.

Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми обучающимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового мате­риала. Над заданиями теста обучающиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуаль­ную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Это — чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым обучающимся.

  1. Разновидностью такой организации групповой деятельно­сти является командно-игровая деятельность. При объяснении нового материала, организуется групповая работа для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю сорев­новательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три студента за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые — со слабыми, сильные — с силь­ными). Задания даются опять же дифферен­цированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «план­ки» стола. Это означает, что слабые студенты, соревнуясь с равны­ми им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствую­щим награждением.

1.3. Разновидностью совместной групповой работы мо­жет служить, как указывалось выше, индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам про­веденного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. В принципе разные коман­ды могут заниматься разной деятельностью. Члены команды по­могают друг другу при выполнении своих индивидуальных зада­ний, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каж­дого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивиду­ально, вне группы, и оцениваются самими студентами (специаль­но выделенными в группе оценщиками).

2. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан проф. Эллиотом Аронсоном в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Учащиеся организу­ются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучаю­щие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встре­чаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвра­щаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Учащиеся кров­но заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполни­ли свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого обучающегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Р.Славин разработал модификацию этого метода «Пила-2», который предусматривал работу учащихся группами в 4—5 человек. Вместо того что­бы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы полу­чает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все обучающиеся проходят индивидуальный кон­трольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

3. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» разработан в университете штата Миннесота и 1987 году. Аудитория разбивает­ся на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 чело­век. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные воз­можности — работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждо­го ученика. По мнению разработчиков данного метода, преподаватель должен уделять большое внимание вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каж­дого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

Внутри группы обучающиеся самостоятельно определяют роли каж­дого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каж­дого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с дру­гой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осу­ществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Преподаватель также обяза­тельно контролирует не только успешность выполнения академи­ческого задания группами обучающихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

4. Исследовательская работа обучающихся в группах также являет­ся разновидностью метода обучения в сотрудничестве. В этом варианте акцент дела­ется на самостоятельную деятельность. Обучающиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают под­тему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуаль­ные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, дол­жен внести свою лепту в общую задачу. На основе заданий, выполненных каждым обучающимся, совмест­но составляется единый доклад, который и подлежит презента­ции на занятии перед всей аудиторией.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся еще более важна, чем способ организации, условия и ме­тодика работы над заданием.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и рав­ные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревно­вание лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответ­ственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для чле­нов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные дости­жения. Это значит также, что каждый студент учится в силу соб­ственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оце­ниваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый уче­ник затрачивает максимум усилий — каждый для достижения сво­его уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог.

Использование метода обучение в сотрудничестве при изучении цикла географических предметов раскрывает широкие возможности в ознакомлении с различными видами и направлениеми гоеграфии. Так изучение гоеграфии в 10 классе, предлодженной методикой, позволяет познакомиться с гараздо большим объемом материала, чем при традиционных методах. Данная методика позволяет обучающимся почувствовать себя специалистами в своей сфере деятельности и лучше понять особенности выбранного ими направления.

При использовании интерактивного метода обучения в сотрудничестве каждый обучающийся становится: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма.

Анализ предлагаемой работы показал, что перенос интерактивных методов обучения на изучение географии не теряет актуальности и современности, способствующей развитию предприимчивости, активности, критическому мышлению, самостоятельности, ответственности, пониманию других людей и сотрудничеству.

Список использованной литературы

  1. Управление интерактивными учебными занятиями // Кристофер, Э. Тренинг лидерства: общественно-политическая литература. – СПб.; М.; Харьков: Питер 2002. – С. 44-51

  2. Метод ситуаційного навчання та інші інтерактивні методи навчання // Ситуаційна методика навчання: теорія і практика: методический материал.-К.: Центр інновацій та розвитку, 2001.-С.62-69

  3. Уроки с использованием техник интерактивного обучения // Довгопол, И.И.- Симферополь: НАТА , 2006.-С. 203-208

  4. Интерактивное обучение: новые подходы // Довгопол, И.И. Современные образовательные и педагогические технологии.- Симферополь: НАТА , 2006.-С. 72-77



Статья "Применение интерактивного метода как метода обучения в сотрудничестве на уроках географии".
  • География
Описание:

Актуальность. Современная задача, стоящая перед образовательными организациями - готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям, происходящим в мире, влияет на происходящие социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.

Современные тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения современного поколения. По этому,  в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Автор Чеглазова Мария Евгеньевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 490
Номер материала 20368
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓