Главная / Начальные классы / Статья "Приемы развития общеучебных универсальных действий на уроках в начальной школе с помощью интерактивных средств обучения"

Статья "Приемы развития общеучебных универсальных действий на уроках в начальной школе с помощью интерактивных средств обучения"

Приемы развития общеучебных универсальных действий

на уроках в начальной школе

с помощью интерактивных средств обучения

Мясина Г.Т., учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г. Волгограда,

Терещенко А.В., кандидат пед. наук, доцент ВГСПУ

В последние несколько лет научные исследования, связанные с методикой преподавания различных предметов в начальной школе, так или иначе рассматривают вопрос о внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). Самым сложным во внедрении стандарта является переход к новой парадигме образования, перенос цели образования на новое явление в российской педагогике – развитие компетенций ученика.

Несомненно, данная революция в образовательной системе России зрела давно. Она продиктована противоречием между накопленным объемом знаний мировой науки, требующим освоения ребенком за школьную жизнь, и традиционной методикой обучения, направленной на усвоение им лишь определенного объема знаний, а также некоторого набора умений, действий в определенных ситуациях. При этом ограниченность объема усвоенного материала является следствием психологической особенности мозга любого человека. Это противоречие породило концепцию необходимости неуниверсального выпускника среднего учебного заведения. Согласно данной концепции, дети, обучающиеся по стандартам первого поколения, на выходе из школы имеют некоторый одинаковый для всех набор знаний, умений и навыков. Однако индивидуальный потенциал каждого ученика не раскрыт по максимуму, ребенок несет объемный «багаж» знаний, который никогда в жизни не использует. Исправить данную ситуацию призван стандарт второго поколения, лозунгом которого явились слова В.А. Сухомлинского: «Учить учиться». Эти слова являются столь всеобъемлющими, что охватывают множество действий ученика, направленных на самоорганизацию и самообучение. ФГОС предполагает, что формирование данных действий является основной задачей современной школы, а знаниевая сторона обучения должна строиться, исходя из соблюдения индивидуальных траекторий развития и обучения каждого ученика.

Данная концепция, названная концепцией развития универсальных учебных действий (УУД), предполагает несколько блоков видов УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. [1, с. 28] Несмотря на целостность и стройность научной теории, лежащей в основе ФГОС, педагогу-практику предстоит тяжелый переход к новой концепции. Возникает множество вопросов о том, как по-новому преподать тот знаниевый материал, что всегда изучался за тот же период времени, в чем заключается новизна методики преподавания, как задействовать скрытые резервы мозга каждого ученика, чтобы построить, а затем и следовать индивидуальной траектории его развития.

Мы придерживаемся мнения о том, что раскрытие потенциала учащихся, стремление к выполнению новой цели образования, возможно только с использованием новых средств. [2, с.404] Мы также считаем, что невозможно учителю сразу, мгновенно перейти на «чистое» исполнение ФГОС, у каждого педагога будет своеобразный адаптационный период, на протяжении которого он будет трансформировать свой методический стиль под новые условия деятельности. Исходя из утверждения о том, что интерактивные средства обучения способствуют повышению активности учащихся на уроке, [2, с. 404], нами была построена система методических приемов формирования УУД с помощью интерактивного оборудования. При построении данной системы мы опирались на несколько положений:

  • для активизации учащихся необходимо специально, целенаправленно включать в урок работу с интерактивным оборудованием;

  • каждый урок невозможно развивать сразу все УУД на одном уровне, все равно необходимо выбирать одно универсальное действие как цель занятия;

  • в период адаптации учителя к ФГОС наилучшим объектом экспериментов являются познавательные УУД как некий «мостик» между знаниевой и компетентностной парадигмами образования.

В рамках данной статьи мы сузим объект рассмотрения до общеучебных универсальных действий, так как процесс именно их формирования остался не до конца раскрытым в книге А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», определяющей деятельность педагога при внедрении ФГОС. [1, с. 90-108]

Рассмотрим приемы работы с интерактивным оборудованием последовательно для каждого общеучебного универсального действия.

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Работа ведется с помощью технологии проблемного диалога, при этом на интерактивной доске располагаются рисунки, сменяющие один другой.

hello_html_m7e3dff0f.gif

hello_html_m52f0c337.gif

hello_html_6886c082.gif

1 рисунок.

С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (С экосистемой озера.)

Как вы помните, круговорот веществ в озере не полностью замкнут. Это значит, что живые организмы не успевают использовать некоторые вещества.

2 рисунок.

Они накапливаются и условия в озере меняются. Как? (Растения покрывают не только берега, но и дно).

3 рисунок.

Опишите, что происходит дальше. (Растения покрывают не только дно, но и поверхность озера. Корнями растения прочно сплетаются друг с другом, образуя сплошной ковёр-сплавнину. Бывшее озеро по прошествии многих лет превращается в другую экосистему – болото).

Сформулируйте, что мы будем изучать сегодня (Мы будем изучать экосистему болота, в которую превратилась экосистема озера.)

Рисунки наложены друг на друга и убираются в корзину в процессе диалога. Данный ход (перемещение объекта в корзину) является, на наш взгляд, наиболее грамотным приемом удаления объекта при освоении нового содержания, так как учащиеся лучше осваивают материал при наглядной манипуляцией с объектом.

  1. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний

Работают два устройства: документ-камера и интерактивная доска. Текст высвечивается на доску через документ-камеру. Текстовыделителем, цветными карандашами показываются необходимые фрагменты в тексте. Например, работа по формированию читательских умений по рассказу В.Бианки «Неслышимка».

Задание. Дедушка. Старый учёный, любил и знал природу. Приведите примеры из текста, которые подтверждают это.

1) Обращал внимание внучки на крик птиц, их песни, полёт.

2) Научил внучку различать по голосам певчих птиц (она знала уже около 20, а он, значит, гораздо больше)

3) Знал название горбатенькой птички. И т.д.

Ответ выделяется маркером.

Задание. Автор перечисляет в рассказе разные незаметные нашему слуху «маленькие звуки», например, шелест травы. Найдите в тексте ещё не менее трёх «маленьких звуков», выделите их. (Шорох мышей, звон капель, тихое пение ручейка)

Предупредительный диктант со зрительной подготовкой.

Задание. Найдите слова с орфограммой-буквами безударных гласных в корне, подчеркните орфограмму. Найдите другие орфограммы в словах, объясните их написание. Обозначьте орфограммы.

Следует отметить, что данный вид работ предполагает деятельность каждого ученика. Поэтому работа на доске строится параллельно с работой с раздаточным материалом.

  1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Задание. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Озаглавьте.

Каждая часть на интерактивной доске выделена цветом. Части можно перемещать, используя стилус.

Задание. Составьте и запишите предложение из слов, используя предложенную схему.

Слова под чертой настроены на множественное клонирование, поэтому могут выбираться сколько угодно раз.

hello_html_6347cd25.png

hello_html_m39533213.png

  1. Выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий

Рисунок 1. По условию задачи необходимо выбрать наиболее эффективную краткую запись. Какая будет эффективной? Та, что дает наглядное представление о способе решения задачи.

Рисунок 2. Предложите способ решения задачи.

Каждое из чисел на схеме настроено на множественное клонирование. Таким образом, выясняя последовательно способы решения задачи, «с места» вытягиваются необходимые данные, схема «оживает», включается восприятие движения.

Рисунок 3. Знаки при записи способа решения задачи проставляем вручную с помощью карандаша. Так включаем моторную память.

Какой способ решения задачи наиболее эффективный? Тот, который поможет решить задачу быстрее, в котором меньше действий.

hello_html_m55419fb8.png

hello_html_568caa6c.png

hello_html_74b215b8.png

Задание. Пройдите в центр лабиринта, используя некоторые из чисел-ворот и действие сложение. В сумме должно получиться 18. Найдите все возможные способы. Изменится ли количество способов, если можно было бы выполнять не только сложение, но и вычитание?

Каждый способ обозначается цветной линией с помощью карандаша. Неправильные способы удаляются с доски.

hello_html_507c4c7c.png

  1. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Задание. Решите уравнение.

На любом этапе решения уравнения ребенок может получить помощь в виде неполного алгоритма, спрятанного в виде закладки за нижний край доски. Алгоритм вытаскивается пошагово, включая тот шаг, что забыл ребенок. Остальные шаги алгоритма остаются спрятанными. На закладку также можно поместить и правильное решение уравнения для контроля.

hello_html_m18fb2395.png

hello_html_61851aa5.png

Задание. Распределите фигуры на два столбика.

Рисунок 1. Фигуры перемещаются из нижней части таблицы с помощью стилуса. Розовые поля остаются нетронутыми.

Рисунок 2. С помощью стрелочки-смайликов вытягиваем закладку, которая имеет прозрачный фон и правильные ответы для контроля (на розовых полях).

hello_html_m4563724e.png

hello_html_m23eaa47a.png

  1. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Задание. Для прочтения предлагается текстовый фрагмент.

Как вы думаете, как наиболее интересно мы можем прочитать этот текст? (Так как в тексте много прямой речи, мы можем прочитать его по ролям)

Рисунок 1. Предлагается волчок, который случайным образом определит роль, исполняемую ребенком при чтении. Долей может быть большее количество.

Рисунок 2.

Задание. Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части. Поставьте эти части рядом с подходящими рисунками.

hello_html_6e651e23.png

hello_html_272a574f.png

  1. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

При работе над данным универсальным действием удачно использование документ-камеры. Например, перед детьми ставится проблема: к праздничному концерту для ветеранов, который состоится завтра, класс попросили изготовить сувениры на память – цветы из бумаги. Необходимо выбрать цветок для изготовления, составить алгоритм работы, а также выполнить этот алгоритм необходимое количество раз. Алгоритмы и приемы работы могут предлагать как дети, так и учитель. Разработчик демонстрирует все манипуляции через документ-камеру на доску, проговаривая каждый шаг. Этапы работы попутно фиксируются на доске с помощью фотографий экранов. Таким образом, получим алгоритм работы в картинках.

Библиография:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ пособ. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

  2. Сабанова Л.В., Терещенко А.В. Использование интерактивной доски при организации дидактических игр как средство активизации деятельности учащихся/ Информация и образование: границы коммуникаций (INFO’13): сб. науч. трудов/ Под ред. А.А. Темербековой, Н.П. Гальцовой. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. – С. 404-406

Статья "Приемы развития общеучебных универсальных действий на уроках в начальной школе с помощью интерактивных средств обучения"
  • Начальные классы
Описание:

В этой статье представлен опыт использования интерактивной приставки Mimio и документ-камеры для формирования у учащихся начальных классов общеучебных универсальных действий.    

Задачи, стоящие передо мной при написании статьи были:

         показать возможности интерактивного оборудования на разных этапах урока в формировании общеучебных универсальных действий и создание насыщенной интерактивной среды в работе с учащимися;

      раскрытие творческого потенциала учителей начальных классов в моделировании современного урока и использование эффективных приемов работы с интерактивной доской.

Автор Мясина Галина Тихоновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 690
Номер материала 40116
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓