Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья "Прием «Линии сравнения», технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при отработке навыка определения жанровых особенностей литературных произведений"

Статья "Прием «Линии сравнения», технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при отработке навыка определения жанровых особенностей литературных произведений"

Скачать материал

Прием «Линии сравнения», технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при отработке навыка определения жанровых особенностей литературных произведений

 

О.В.Гиль

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 41 г.Томска

«Психология критического мышления это - направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».

Д. Халперн

 

            Чтение «как чтение и уразумение, как то, что приучает ученика читать и мыслить» (Н.А. Корф, Д.И.Тихомиров) это важнейшее зерно основы учебной деятельности и залог успешности школьников не только на начальном, но и на всех последующих этапах обучения.

            Образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (авторы Темпл Ч., Стил К., Мередит Дж.)

  • формирует самостоятельность мышления;
  • вооружает способами и методами самостоятельной работы;
  • даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;
  • позволяет влиять на цели, способы, методы  и результаты образовательного процесса.

            Для развития критического мышления целесообразно применять специальные приёмы. Приём «Линии сравнения» наиболее продуктивен, когда сравниваются  не мене трёх аспектов. Данный приём способствует развитию умений сравнивать, рассуждать, доказывать свою точку зрения и делать  верные выводы.

            Объектом изучения и применения приёма будет художественное произведения Лессинга Готхольда «Подарок фей».

Лессинга Готхольд

Подарок фей

            К колыбели маленького принца, ставшего впоследствии одним из величайших правителей своей страны, подошли две добрые феи.

            - Я подарю своему любимцу, - сказала одна, - зоркий взгляд орла, от которого в его обширном государстве не укроется ни одна мельчайшая мошка.

            - Твой подарок прекрасен, прервала её другая фея. – Принц будет прозорливым монархом. Однако орлу свойственно не только зоркость, позволяющая ему заметить мельчайшую мошку; орлу свойственно и благородное презрение к преследованию их. И пусть это свойство принц получит в подарок от меня.

            - Благодарю тебя, сестра, за это мудрое ограничение. И в самом деле, многие короли стали бы куда более великими, когда б они, обладая  столь большой принципиальностью, не унижались до занятий мелкими делами.

 

            Определяя жанр, дети выдвинули две гипотезы:

1)      это сказка;

2)      это басня.

Возникли разные точки зрения, так как первичное чтение это первый этап – этап восприятия чувствами. Но наша задача более глубока, наша задача – определить жанр. На данном этапе наиболее уместен будет приём «Линии сравнения». Далее идет второй этап, который называется «восприятие умом и логикой», где организуется анализ прочитанного произведения.

            Методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала: в нашем случае это таблица.

Сказка

Линии сравнения

Басня

 

Задачи жанра

 

 

Картина жизни

 

 

Построение произведения

 

 

 

По горизонтали расположим то, что подлежит сравнению: в данном случае жанры – сказка и басня. А по вертикали необходимо задать различные критерии, по которым это сравнение происходит. При изучении жанров были выбраны следующие линии сравнения:

1)      задачи жанра;

2)      картина жизни (связана с действием героев);

3)      построение произведения (компоненты построения текста).

После заполнения  обучающимися таблицы получилась  такая картина:

Сказка

Линии сравнения

Басня

Вызвать восхищение добрым, с точки зрения народа, героем; осудить злодея; выразить уверенность в конечном торжестве добра.

Задачи жанра

Назвать порок. Высмеять дурные черты характер. Воспитать на отрицательном примере.

По первой линии задача жанра, определить жанр не смогли, потому что  басня и сказка относятся к одному роду литературы – эпосу, и, конечно же, у них будут общие черты.

            Вторая линия показала, что определить жанр ещё довольно сложно.

Сказка

Линии сравнения

Басня

  • Завязка (присказка: формула зачина, времени, места)
  • Вершина
  • Концовка (концевая присказка).

Картина жизни

Вступление, развитие действий, мораль.

Или

Развитие действий, мораль.

Или

Мораль, развитие действий

            Чтобы всё - таки понять, и точно определить жанр, вводим третью линию – линию построения произведения.

Сказка

Линии сравнения

Басня

  • Волшебная: таинственное повествование о действиях героев, раскрывающих их внутренний мир.
  • Основные герои: заступник, злодей, страдалец, помощник.
  • Основные действия: просьба, приказ, испытание, награда.

Построение произведения

Повествование о событиях, в которых проявляются душевные качества героев; оценка их внутреннего мира с точки зрения рассказчика.

Линия построения произведения указывает, что это басня. Для басни ведущим признаком выступает  мораль. Находим её в тексте: «… многие короли стали бы куда более великими, когда б они, обладая  столь большой принципиальностью, не унижались до занятий мелкими делами». Так же характерны для жанра басни и образные выражения. В тексте это: «зоркий взгляд орла», «мельчайшая мошка», «прозорливым монархом».

            После заполнения таблицы возвращаемся к ключевому вопросу урока, и таблица становится опорой для рассуждения, доказательств и выводов.

            Данная технология не является для меня способом разукрасить урок, доставить школьникам удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна. Его можно применять в любых предметных областях и с детьми любой возрастной группы. Потому что мы не только учим детей сравнивать по разным классификациям, но учим рассуждать, доказывать свою позицию, приводя сильные аргументы, взятые из самого текста, из определения, правил, законов. Применяя в своей учебной практике данный прием со 2 класса, я увидела, что дети стали лучше владеть навыками работы с учебным текстом, самостоятельно искать, анализировать, систематизировать, отбирать необходимую информацию.

Литература.

1)      Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном процессе; Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Томск-2008;  С.37- 40.

2)      Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ // Пособие. – М., 1998.- С. 16-17.

3)      Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф.Талызина. – М.,1998.

4)      Основы критического мышления: Междисциплинарная  программа: Пособие I / Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер. – М., 1997. – С. 32-33.

5)      Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.,2000.-(Сер. «Мастера психологии»).

6)      Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2-го класса четырехлетней начальной школы. Издание 5-е, переработанное и дополненное. – М. ОНИКС 21 ВЕК · Дом педагогики, 2002.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Прием «Линии сравнения», технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при отработке навыка определения жанровых особенностей литературных произведений""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Чтение «как чтение и уразумение, как то, что приучает ученика читать и мыслить» (Н.А. Корф, Д.И.Тихомиров) это важнейшее зерно основы учебной деятельности и залог успешности школьников не только на начальном, но и на всех последующих этапах обучения.                       Для развития критического мышления целесообразно применять специальные приёмы. Приём «Линии сравнения» наиболее продуктивен, когда сравниваются  не мене трёх аспектов. Данный приём способствует развитию умений сравнивать, рассуждать, доказывать свою точку зрения и делать  верные выводы.             Объектом изучения и применения приёма будет художественное произведения Лессинга Готхольда «Подарок фей».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 914 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 590
    • DOCX 51 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гиль Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гиль Ольга Васильевна
    Гиль Ольга Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30406
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 485 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 422 человека

Мини-курс

Психологические методы и тесты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 654 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 480 человек