Главная / Биология / Статья "Повторение, обобщение и систематизация знаний в 9 классе".

Статья "Повторение, обобщение и систематизация знаний в 9 классе".

Название документа Статья Повторение, обобщение и систематизация знаний в 9 классе..doc

Статья: Повторение, обобщение и систематизация знаний в 9 классе.

Основной задачей современной образовательной школы является подведение ее выпускников к обоснованному выбору профессии. Сформированные умения и навыки учебного труда во время образовательного процесса в школе, дают возможность выпускнику получить систему знаний, вписывающуюся в основы общей культуры человечества. Успешность этого в огромной степени зависит от постоянной коррекции и обобщения изучаемого по предметам школьной программы учебного материала. Формирование у учащихся умения делать выводы и обобщения своих знаний – главная задача школьного учителя. С этой целью необходимо применять задания, ориентирующие школьника на анализ и обобщение знаний. Это могут быть такие задания:

а) описание и сравнение биологических явлений, объектов, процессов;

б) установление причинно-следственных связей при объяснении биологических, химических явлений и процессов;

в) анализ, приводимых в задании научных фактов.

Учителю следует организовать работу так, чтобы она не повлекла за собой перегрузки в учебной работе школьника.

Главной формой обобщения, систематизации и оценки знаний выпускника школы является итоговая аттестация в виде экзамена. Это отдельная большая проблема, которая результативно решается, если в процессе обучения, развития и воспитания в школе, ученик овладел способностью обобщать и систематизировать свои знания по предметам.

Методов обучения очень много, но и каждый учитель – индивидуальность, равно как и каждый его ученик. Выбор методов, приемов, форм образовательной деятельности с обучающимися в современной школе – это право учителя. Но главная цель, ради которой это должно делаться – воспитание достойного образованного гражданина.

Например, при изучении темы "Биоценозы. Экосистемы" необходимо повторить материал об экологических факторах по вопросам:

  • Что называется экологическими факторами? (Условия, оказывающие влияние на существование и географическое распространение (расселение) живых существ).

  • Посмотрите на таблицу и назовите две основных группы экологических факторов (абиотические и биотические факторы). Что обозначают эти названия? (факторы неживой и живой природы).

Затем провожу небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Я буду читать отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)

Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.

Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.


Ответ: Экологические факторы

– «сумрак», т.е. недостаток света;

– «сыро», т.е. повышенная влажность;

– тишина;

– заболоченность, деревья во влажной почве падают – «корни-выворотни»;

– отсутствие ветра, плохая аэрация, т.к. «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы». – наличие зверей, в том числе хищных;

– птицы;

– густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели;

– осины (тоже растут во влажной почве);

– моховая растительность говорит о заболоченности.

Например, для того чтобы перейти к изучению раздела «Экология популяций, сообществ, экосистем» необходимо повторить и систематизировать знания по теме “Эволюционное учение”

Для этого в начале урока организую работу в группах методом кластера:

на листе бумаги записать все термины и понятия по теме “Эволюция”, установив между ними смысловые связи ( 3-5 мин.), затем выступления при условии, что уже названное не повторяется.

Перед изучением темы «Селекция растений, животных и микроорганизмов» провожу фронтальный опрос по вопросам:

  • Почему в природе так много видов, а в сельском хозяйстве пород и сортов?

  • Почему же многим особям не удаётся выжить и оставить потомство?

  • Что такое “борьба за существование?”

  • Виды борьбы за существование?

Для повторения изученного материала использую различные методы и способы, так для повторения и систематизации знаний по теме "Клетка – структурно-функциональная единица живого", провожу в стихотворной форме, при этом учащиеся должны выписать упомянутые органоиды клетки и ответить на вопрос: Кто самый главный в клетке?

В царстве, что ни дать, ни взять,

В микроскопе лишь видать,

Приключилась небольшая

Раз история такая.

Слух прошел, что государь,

Той сторонки малой царь

У себя собрал совет

И потребовал ответ:

Кто в его сторонке малой

(Не сказать, что захудалой)

Самый главный из вельмож?

И на что тот франт похож?

Вместе с письменным отчетом

Всем собраться на крыльце,

Да не где-нибудь, а прямо

В царском, сказочном дворце.

Все вокруг засуетилось –

Каждый хочет доказать:

Вся работа в государстве

Без него враз может встать.

И к назначенному сроку

Во дворце среди зевак

Разместились конкуренты

С целой кипою бумаг.

Тут, от важности великой,

Увеличившись стократ,

Пред ядром предстал вельможа –

Важный Гольджи Аппарат.

Развернул свой длинный свиток,

И неспешно молвил он.

В свою значимость всецело

Аппарат был погружен.

Заявляю без обмана –

Всех важнее я – мембрана!

Я на страже государства

День и ночь стою без сна

И его оберегаю, без прикрас скажу –

Одна!

Чтобы не иссякла влага,

Чтобы не пробрался враг,

И поэтому сегодня

Не представлю я бумаг!

Здесь и так уже все ясно,

Что с мембраной все прекрасно,

И пока на страже я,

Спит спокойно вся страна.

Вот пример, для нас важна

Лишь энергия одна.

Без энергии заводы – ерунда,

Ни дать, ни взять.

И мембране без нее же

Как задачу выполнять?

Митохондрия.

Без энергии, конечно,

Наступила бы беда,

Но завод переработки –

Это разве ерунда?!

Сия важная заслуга

В целом мне принадлежит,

Безусловно, государству

В целом упрощает жизнь.

Без следа уничтожает

Все утильсырье завод,

Что осталось, запускает

Снова в дело, в оборот.

Называют меня просто –

Мое имя – Лизосома.

Я уже здесь всем знакома.

Мое имя – Рибосома.

Я представляю огромную фирму,

Со мной прибыла делегация,

Вместе мы лучшая в мире

Строительная корпорация.

Мы производим белок для строительства

И строим. Для жителей и для правительства.

Вклад в дела государства

Мы вносим весомый –

Все здания в клетке

Построены Рибосомой.

Мы производим, без всяких хлопот

Важный для всех газ – кислород.

И углеводы, что, скажем заранее,

Важные очень продукты питания.

Источник энергии, “камень строительный”.

Хлоропласт.

Я буду краткой, все устали,

Но я хочу, чтоб вы узнали,

Что все перевозки от двери до двери

Мы осуществляем совсем без потери.

Заказ доставят в срок специалисты,

Сработают четко, красиво и быстро.

Э П С.

Мне кажется, к выводу вместе пришли мы:

Все очень важны и незаменимы.

Можно использовать другие задания:

1. Из приведенных утверждений выберете положения клеточной теории.

а) зигота образуется в процессе оплодотворения, слияния мужской и женской гамет.

б) в процессе мейоза образуется четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом.

в) клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют в ногоклеточном организме ткани, из которых состоят органы, системы органов.

г) клетки растений и животных сходны по строению.

Какие еще положения клеточной теории вы знаете? Сформулируйте их.

2. Вопросы для блиц-опроса

Как называется жидкая часть цитоплазмы?

Как называются постоянные образования клетки?

Перечислите 1-мембранные органоиды.

Перечислите 2-мембраннные органоиды.

Сколько слоев липидов входит в состав мембраны?

У какой группы живых организмов нет клеточной стенки?

Из какого вещества состоит клеточная стенка растений?

Из какого вещества состоит клеточная стенка грибов?

Из какого вещества состоит клеточная стенка бактерий?

Какие группы живых организмов относятся к эукариотам?

Какие группы живых организмов относятся к прокариотам?

Какие органоиды есть у прокариотов?

Каких органоидов нет у прокариотов?

Назовите функции ядра.

Назовите функции митохондрий.

Что общего в строении у митохондрий и ядра?

Чем различаются по строению митохондрии и ядро?

Назовите функции ЭПС?

Назовите функции лизосом?

Назовите функции рибосом?

Что такое шероховатая ЭПС?

Назовите функции комплекса Гольджи?



3. Групповое задание.

А). Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). (10 баллов)

  1. ЭПС – это часть комплекса Гольджи.

  2. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

  3. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

  4. Цитоскелет выполняет защитную функцию.

  5. Включения – это непостоянные образования клетки.

  6. Клеточная стенка есть только у растений.

  7. У растений нет клеточного центра.

В). Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). (10 баллов)

  1. Комплекс Гольджи – это часть ЭПС.

  2. Рибосомы образуются в ядре.

  3. ЭПС всегда покрыта рибосомами.

  4. Цитоскелет состоит из сократительных белков.

  5. Включения – это постоянные образования клетки.

  6. Клеточной стенки нет только у животных.

  7. У растений нет клеточного центра.

С). Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). (10 баллов)

  1. Рибосома состоит из двух субъединиц.

  2. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов – фотосинтез.

  3. Бактерии и грибы относятся к прокариотам.

  4. Молекула ДНК прокариотов имеет форму кольца.

  5. Органоиды – это непостоянные образования клетки.

  6. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.

  7. У прокариотов нет оформленного ядра.

4. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки:

1. Система канальцев, пронизывающих цитоплазму. А. Комплекс Гольджи

2. Система уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков.

3. Обеспечивает накопление веществ в клетке.

4. На мембранах могут размещаться рибосомы. Б. Эндоплазматическая сеть

5. Участвует в формировании лизосом.

6 Обеспечивает перемещение органических веществ в клетке.

Д). Чем растительная клетка отличается то клетки животного?

Часто использую при повторении фронтальный опрос, например:

  1. Что такое ферменты?

  2. Какова роль ферментов в обмене веществ, диагностике функционального состояния организма?

  3. Как образуются названия ферментов?

  4. Как построены ферменты?

  5. Что такое кофермент и какова его роль? Какие знаете коферменты?

  6. Какова связь между ферментами и витаминами?

  7. Какую функцию выполняет активный центр фермента?

  8. Назовите основные свойства ферментов.

  9. В чем состоит специфичность действия ферментов?

  10. Раскройте механизм действия ферментов. Как фермент взаимодействует с субстратом?

  11. Как влияют отдельные факторы среды на активность фермента?

  12. Что такое активаторы и ингибиторы ферментов? Приведите примеры их действия на отдельные ферменты.

  13. Какие знаете классы ферментов?

  14. Как влияют физические нагрузки на активность т свойства ферментов?

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

На разных этапах урока можно использовать следующие методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Например, для самостоятельной работы учащихся с целью повторения и обобщения знаний использую:

  • карточки с вопросами для размышлений;

  • карточки с расчетной задачей;

  • карточки с заданием выполнить рисунок;

  • карточки с немым рисунком;

  • тестовые задания (их применяю каки в индивидуальном порядке, так и для класса в целом). В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ. Для того, чтобы избежать таких случаев, работаю над разными формами тестов.

Учащиеся с удовольствием повторяют изученный материал в игровой форме.

Для этого заранее разрабатываю задания – по строению, функции, работе с микроскопом, познавательные задачи. Для болельщиков разрабатывала отдельные задания. Например, использую в теме «Происхождение человека» игру, которая называется “Гонка за лидером”. Вызываю 2 ученика и зачитываю подготовленные им короткие фразы, определения. Учащиеся должны их закончить сразу через 2 секунды, не тратя время на раздумья.

  1. Самые древнейшие на земле организмы являются___________(доядерными).

  2. Доядерные организмы объединяются в царство____(Дробянки).

  3. Прокариоты не имеют оформленного____(ядра).

  4. Вместо ядра у прокариот в центре располагается___(кольцевая хромосома).

  5. Клеточная мембрана бактерий образует впячивания внутри клетки_____(мезосомы).

  6. Поверх плазматической мембраны у бактерий располагается оболочка из углевода____(муреина).

  7. В клетках прокариот встречаются следующие органоиды_____(только рибосомы).

  8. Бактерии, не использующие в энергетическом кислород называются____(анаэробы).

  9. При неблагоприятных условиях бактерии образуют____(споры).

  10. Как переводится словосочетание “патогенные бактерии”_____(болезнетворные).

Учащиеся всегда с удовольствием играют в эту игру. И хотя в ней участвуют только 2 уч-ся, остальные на местах проговаривают про себя ответы.

Можно использовать на уроках биологии игру (Ромашка).

Играть любят все дети, даже взрослые. Надо оторвать лепесток, на обратной стороне которого вопрос. Например, надо назвать органоид и его функцию.

  1. Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).

  2. Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).

  3. Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).

  4. Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).

  5. Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).

  6. Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).

Использую на уроках для повторения изученного материала обучающие и контрольные карты в виде тестовых заданий, например:

Обучающая карта

1. Каково строение тела бактерии?

а) Многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное.

2. Какую форму клетки имеет холерный вибрион?

а) шаровидную, б) палочковидную, в) извитую

3. Какие органеллы содержатся в клетках бактерий?

а) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды.

4. Какими по способу питания являются гнилостные бактерии?

а) автотрофными; б) симбиотическими; в) гетеротрофными.

5. Какие бактерии являются автотрофными?

а) паразитические; б) серобактерии; в) клубеньковые.

6. К какому типу размножения относится конъюгация у бактерий?

а) половое; б) бесполое; в) вегетативное.

7. Что образуют бактерии для перенесения неблагоприятных условий среды?

а) цисты; б) споры; в) клубеньки.

8. Чем по типу организации является бактериальная клетка?

а) прокариотической; б) зукариотической.

9. Что проводится для уничтожения патогенных бактерий?

а) консервирование; б) охлаждение; в) дезинфекция.

10. Какие бактерии используют кислород для дыхания?

а) анаэробные; б) аэробные.

Ответы к обучающей карте: 1- б, в; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – б.

Контрольная карта.

1. Какое дыхание характерно для бактерий брожения?

а) кислородное; б) бескислородное.

2. Какие бактерии выполняют роль санитаров?

а) железобактерии; б) бактерии гниения; в) уксуснокислого брожения; г) серобактерии.

3. Какие бактерии являются гетеротрофными?

а) нитрифицирующие; б) серобактерии; в) бактерии брожения; г) железобактерии.

4. Какие бактерии используются для жизнедеятельности энергию химических связей неорганических веществ?

а) клубеньковые бактерии; б) паразитические; в) сапротрофные; г) хемотрофные; д) фототрофные.

5. Какие бактерии вызывают заболевания?

а) паразитические; б) бактерии гниения; в) бактерии молочнокислого брожения; г) патогенные.

6. Какие бактерии имеют шаровидную форму?

а) бациллы; б) кокки; в) вибрионы; г) спирохеты.

7. Какие органеллы присутствуют в клетках бактерии?

а) митохондрии; б) центросомы; в) рибосомы; г) пластиды.

8. Отсутствие чего характерно для прокариотической клетки?

а) клеточной мембраны; б) обособленного ядра; в) комплекса Гольджи; г) клеточной стенки.

9. Что используют почвенные бактерии для передвижения?

а) реснички; б) жгутики; в) выделение слизи; г) газовые вакуоли.

10. На каком пути эволюционного развития находятся бактерии в настоящее время?

а) биологического прогресса; б) биологического регресса; в) дегенерации.

Ответы к контрольной карте: 1) б; 2) б; 3) в; 4) г; 5) а, г; 6) б; 7) в; 8) б, в; 9) г; 10) а.

Учащиеся сами подсчитывают количество правильных ответов, выясняют не совсем понятные для них вопросы.

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.

Подготовку к ЕНТ продолжаем и в 9 классе (начинаем с 6 класса), так как варианты заданий ЕНТ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РК.

Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Использую разминку, например:

  1. наука, изучающая клетку (Цитология).

  2. уровень организации живой природы, в основе которого – клетка. (Клеточный)

  3. предыдущий уровень более низкий. (Молекулярный).

  4. следующий уровень более высокий. (Организменный).

  5. дайте определение, что такое клетка, используя положение современной клеточной теории. (Клетка это структурная, функциональная единица и единица развития живых организмов).

  6. кто впервые сформулировал клеточную теорию? (М. Шлейден и Т. Шванн).

  7. второе положение современной клеточной теории. (Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности).

  8. на какие две группы по особенностям клеточной организации делятся живые организмы? (Прокариоты – безъядерные, эукариоты – ядерные).

  9. приведите примеры прокариот и эукариот.

Использую на своих уроках задания по сопоставлению и аргументации, например: (учитель называет – ученик отвечает).

1. Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия? На чём основан ваш выбор?

  • Энергетическая станция. (Митохондрии, там идёт синтез АТФ – основного источника энергии).

  • Склад готовой продукции. (Комплекс Гольджи, синтезируемые вещества клеткой по каналам ЭПС поступают в цистерны Комплекса Гольджи. Здесь они упаковываются в мембранные пузырьки и разносятся по цитоплазме).

  • Цех переработки отходов. (Лизосомы, ферменты расщепляют вещества, ненужные клетке, отмершие части клетки).

  • Сборочный конвейер. (Рибосомы, сборка белка из аминокислот).

  • Информационный центр. (Ядро, хранитель наследственной информации).

  • Фотохимическая лаборатория. (Хлоропласты, происходит фотосинтез).

2. В чём выражается функциональная зависимость между рибосомами и митохондриями? (В рибосомах – биосинтез белка, нужна энергия. В митохондриях – синтез АТФ – универсального источника энергии).

3. В чём сходство митохондрий и хлоропластов? (Две мембраны, собственная ДНК, способна делиться, синтез АТФ).

Для закрепления правильности написания терминов, например, для повторения темы «Происхождение человека», даю

задание 1: перепишите термины, вставьте пропущенные буквы. Поясните значение терминов.

1) дри…питек, 2) ч…ловек ум…лый, 3) чел…век раз…мный, 4) кр…маньонец, 5) австрал…питек, 6) ч…ловек прямох…дящий, 7) н…андерталец.

Ответ: 1) дриопитек, 2) человек умелый, 3) человек разумный, 4) кроманьонец, 5) австралопитек, 6) человек прямоходящий, 7) неандерталец.

Задание 2:

Исключите лишнее слово по какому-либо признаку. Докажите правильность своего ответа:

а) человек, динозавр, растения;

б) шимпанзе, горилла, дриопитек;

в) неандерталец, дриопитек, австралопитек.

Ответ: а) динозавр – вымершее животное, а человек и растения существуют на нашей планете по сей день; б) дриопитек – предок человека, а шимпанзе и горилла – обезьяны; в) неандерталец – человек разумный, ныне вымерший, а дриопитек и австралопитек – древние предки человека.

Задание 3:

Соотнесите термины:

1. австралопитек

2. дриопитек

3. человек умелый

4. человек прямоходящий

5. неандерталец

6. человек разумный

7. кроманьонец

А) древесные обезьяны

Б) изготовляющие орудия труда

В) южные обезьяны

Г) жили в пещерах, строили хижины

Д) произошли от человека умелого

Е) изготовляли орудия труда из рогов и костей

Ж) членораздельная речь, развитое мышление

Ответ: 1– В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г, 6 – Ж, 7 – Е.

Задание 4:

Найди пару. Вам предлагаются 3 слова. Между 1-м и 2-м словами существует определенная связь. Между 3-м и одним из предложенных 4-х слов существует аналогичная, такая же связь. Выберите это слово.

дриопитек : деревья = неандерталец :?;

а) степь, б) лес, в) дом, г) пещера

человек умелый : каменные орудия = австралопитек : ? ;

а) палки, б) кости, в) рога, г) камни

кроманьонец ; Европа = австралопитек : ? ;

а) Азия, б) Европа, в) Африка, г) Австралия.

Ответ: 1) пещера; 2) палки; 3) Африка.

Задание 6:

Лента времени”. Возьмите конверт. Рассмотрите его содержимое. Разложите карточки с рисунками по мере развития человека на Земле.

hello_html_3892f013.png

Ответ: 3, 1, 5, 6, 2, 4.

Задание 7:

Задача-шутка: Древний человек пригласил к себе в пещеру в гости динозавра к 10 часам утра. Известно, что длина динозавра 200 метров, а передвигается он со скоростью 50 м/мин. Во сколько динозавр должен подойти к пещере, чтобы прийти к завтраку без опозданий.

Ответ: Время = путь : скорость = 200 м : 50 м/ мин. = 4 мин.; динозавр должен подойти к пещере в 9 час. 56 мин.

Решите тест.

I. Тесты с одним правильным ответом.

Сколько лет назад появились первые люди?

1. 2 млн. лет 2. 65 млн. лет 3. 500 млн. лет 4. 225 млн. лет

Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

1. Шимпанзе 2. Гориллы 3. Австралопитеки 4. Дриопитеки.

Первые люди относились к виду:

1. Человек умелый.

2. Человек прямоходящий.

3. Неандерталец.

4. Кроманьонец.

Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду:

1. Человек умелый.

2. Человек прямоходящий.

3. Человек разумный.

4. Австралопитек.

Первые домашние животные появились у:

1. Человека умелого.

2. Человека прямоходящего.

3. Неандертальца.

4. Кроманьонца.

Орудия труда из рогов и костей стал изготавливать:

1. Человек умелый.

2. Человек прямоходящий.

3. Неандерталец.

4. Кроманьонец.

II. Тестовые задания на соотношение объектов.

1. Установите соответствие.1. Использовали природные орудия.

2. Изготавливали каменные орудия.

3. Изготавливали орудия из рога, камня и кости. а) Человек разумный.

б) Человек умелый.

в) Австралопитек.

2. Установите соответствие.1. Боялись огня.

2. Умели поддерживать добытый огонь.

3. Умели сами разводить огонь. а) Человек разумный.

б) Человек умелый.

в) Австралопитек.

III. Выберите правильные утверждения.

Дриопитеки – общие предки человека и человекообразных обезьян.

Неандертальцы относились к виду – человек умелый.

Первые люди появились на Земле более 10 млн. лет назад.

Неандерталец, кроманьонец и современный человек – это разные формы одного виды – человек разумный.

Человек прямоходящий мог пользоваться только природными орудиями труда и боялся огня.

Ответ: I. 1 – 1, 2 – 4, 3 – 1, 4 – 3, 5 – 4, 6 – 4. II. 1. 1в, 2б, 3а; 2. 1в, 2б, 3а. III. 1, 4.

Использую на разных этапах урока задания в стихотворной форме, например при повторении материала по генетике:

У Сергея Островского, чьи песни известны широко, есть и сказки. Герой одной из них -казак Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом семи дочерей.

Не поет Лутоня песен,

На соседей не глядит.

Он неласков. Он невесел.

Призадумавшись, сидит.

На жену свою не взглянет

Почернел от маяты.

Ой, как ждал Лутоня сына!

Да , видать, опять судьбина

Подшутила в эту ночь:

Не дала на счастье сына,

А дала на горе дочь...

Ситуация взята из жизни. Сколько отцов с надеждой смотрят на жену, умоляя подарить и сына... И сколько разочарований. ... А, оказывается, зависит все только от них.

Ситуация 1

Женщина (заходит). Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Петрова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки.

Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.

Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?

Женщина. Первая.

Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка, какая?

Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа.

Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.

Учитель. Какое же решение вынесет суд?

Ситуация 2

"Расстроится ли свадьба принцессы Беатрис?"

Единственная наследница королевства – прекрасная принцесса Беатрис собирается вступить в брак с принцем Уно. Родители Беатрис знают, что в роду у принца Уно были случаи гемофилии - врожденного заболевания, проявляющего, как правило, только у мужчин и приводящего к гибели в юношеском возрасте. Братьев и сестер у принца нет. У тети принца растут 2 сына – здоровые крепыши, а у другой тети – мальчик, больной гемофилией – двоюродный брат принца Уно. Дядя же принца Уно умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала неопасная, но глубокая царапина. Две тети, дядя и отец принца Уно -дети одних родителей. Дедушка и бабушка принца фенотипически здоровы. Может ли болезнь передаться через принца Уно – королевскому роду Беатрис?

(Решить задачу.)

Беседа по вопросам из группы С (задания, на которые надо ответить одним предложением)

Учитель зачитывает вопросы (сюда можно включать различные занимательные материалы), учащиеся по желанию отвечают, заранее объявляется, что за правильный ответ зачисляется три балла.

Примерные вопросы:

а) В XII веке голландский ученый Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя пять лет ученый взвесил, его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,006 кг. Объясните, за счет чего увеличилась масса растения. Какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост? (Масса увеличилась за счет органических веществ, образовавшихся в процессе фотосинтеза, из внешней среды поступали вода и углекислый газ.)

б) В 1881 году биолог Лунин получил сбалансированное по органическим веществам синтетическое молочко, которым он кормил лабораторных мышей. Мыши погибли. Чего не доставало в молочке? (Витаминов, необходимый комплекс, которых содержится в натуральном молоке.)

в) Восемь лет понадобилось Сенгеру, чтобы установить структуру белка из 50 аминокислот. Этот синтетический дешевый белок спас миллионы людей. Как он называется? (Инсулин)

г) Какое жизненно важное вещество являлось когда–то заменителем денег? ( Поваренная соль.)

д) В 1963 году в Голландии появились стиральные порошки, которые хорошо удаляли грязь, но действовали при температуре не выше 40 градусов, белье с таким порошком не

рекомендовали кипятить. Какое действующее начало порошка, какое вещество ограничивало температурный режим? (Ферменты, они денатурируются при высоких температурах и меняют свои свойства.)

е) В романе Жюля Верна описывается забавный случай. Путешественники собрались поужинать мясом ламы гуанако, но оказалось несъедобно. «Быть может, оно слишком долго лежало?» – спросил один из путешественников. « Нет, оно слишком долго бежало», – ответил ученый Паганель. Действительно мясо ламы съедобно, если оно поймано во время отдыха. Почему? (Во время продолжительного бега в мышцах накапливается молочная кислота.)

ж) Кто должен употреблять больше белка: ученик или учитель? (Ученик, у него идет интенсивный пластический обмен.)

При изучении экологии можно дать следующие задания:

  • Среды обитания организмов.

  • Все живые организмы живут в различных средах обитания. Назовите их.

  • Животные и растения разных материков.

У вас на партах есть разноцветные карточки. По цвету своих карточек образуйте команду. У капитана – название материка. Ваша задача: вспомнить животное и растение, характерное для вашего материка и кратко описать его. Один представитель команды, подойдите и выберите своё животное и растение.

Команды отвечают. Например:

Африка – баобаб и жираф.

Северная Америка – секвойя и скунс.

Южная Америка – виктория регия и серая агриппа.

Австралия – эвкалипт и кенгуру.

Какое растение называют “сыном воды и солнца”?

Какое животное самое высокое на свете?

Назовите самое высокое растение?

Как называется самая большая в мире бабочка, самый большой в мире жук?

Природа сумочку её сшила, чтобы детёнышей носила?


13


Статья "Повторение, обобщение и систематизация знаний в 9 классе".
  • Биология
Описание:

Данный архив содержит материал статьи "Повторение, обобщение и систематизация знаний в 9 классе".   Основной задачей современной образовательной школы является подведение её выпускников к обоснованному выбору профессии. Формирование у школьников умения делать выводы и обощения своих знаний - главная задача учителя. С этой целью необходимо применять задания разного характера, ориентирующие  учащегося на анализ и обобщение знаний. К ним относятся тренировочные задания, работа с кластером, выберите верные утверждения, блиц - опрос, фронтальный опрос, игровые моменты, карточки разного характера, тестовые задания и др.

Автор Волкова Татьяна Викторовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 677
Номер материала 8900
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓