Главная / Директору-завучу / Статья "Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления качеством образовательного процесса".

Статья "Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления качеством образовательного процесса".

Жиленкова Наталья Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель математики и информатики

МОУ « Гимназия №25» города Курска



Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления качеством образовательного процесса.


Мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным. Он является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе. Мониторинг становится важнейшим источником объективной информации для принятия управленческих решений. Отсутствие сформированной системы мониторинга во всех сферах школьной деятельности затрудняет управление качеством образования - проблема, которую можно решить, создав в рамках системы внутришкольного контроля эффективную систему мониторинга в образовательном учреждении.

Как сказал Ч. Дарвин : «Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнулся на происходящие изменения»

Остановимся более подробно на таком аспекте педагогического мониторинга, как контроль качества обучения, т.е. получение качественных характеристик учебного процесса по результатам контрольных срезов и анализа соответствия данного качества требованиям стандарта.

Рутина цифр и отчетности, которая буквально заваливает администрацию школы, мало дает практического результата для администрации, учителя, ребенка, если не пытаться эту информацию выстроить в логическую систему с практическим выходом.

По Закону РФ « Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Для этого любое образовательное учреждение стремится обеспечить необходимый уровень развития обучающихся и решает данные задачи по-своему. Мы задались целью создать модель, которая не только давала бы возможность по цифрам отчетности быстро, наглядно и объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе, но и повышать успеваемость и качество обучения наших обучающихся. За основу в нашей модели мы взяли мониторинг. Школа привыкла работать в режиме стандартного внутришкольного контроля, ведущей функции управления, вида управленческой деятельности. Внутришкольный контроль выявляет отклонения фактических параметров деятельности от заданных, нормативных.

Все вы знаете, что контроль – это проверка, инспектирование, в результате которого мы получаем констатацию фактов. Контроль предполагает возможность получения ответов на следующие вопросы:

  • Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы?

  • Кто способствовал достижению этих результатов?

  • В какой мере плановые мероприятия обеспечили достижение данных результатов?

  • Какие меры надо принять по результатам контроля?

Формулировать ответы на эти вопросы может только мониторинг, так как он показывает динамику изменений по одним и тем же показателям, позволяет отследить отклонения в течение определенных временных срезов. И правильное управленческое решение возможно на основе своевременно полученной достоверной информации, которую и может дать мониторинг. Таким образом, мониторинг непосредственно связан с внутришкольным контролем и выступает его помощником.

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.

Для проведения мониторинга важно знать:

  • что ты собираешься отслеживать;

  • какие возможные результаты предполагаешь получить;

  • как ты можешь выявить эти результаты;

  • каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.

В гимназии разработана собственная модель качества образования как многофакторная система взаимодействия, которая показывает пути управления качеством.


hello_html_353dff75.gifКАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ


hello_html_5e64c23c.gifhello_html_5e64c23c.gifhello_html_1d4fa6bd.gifhello_html_m42c21500.gifКАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА

hello_html_7e9b3592.gif


Педагогический

процесс

Обучающийся

Учитель

Мониторинг и оценка



hello_html_353dff75.gifhello_html_353dff75.gifhello_html_353dff75.gifhello_html_353dff75.gif

hello_html_7e9b3592.gifhello_html_33c8381c.gif

Внешняя коммуникационная сеть

Образовательное пространство

Организация

Материально-техническая база




hello_html_353dff75.gifhello_html_5789e2f7.gifhello_html_5789e2f7.gifhello_html_353dff75.gif

hello_html_m6494411c.gifhello_html_12b4f77.gif

Политика

Ценности и приоритеты

Стратегия развития

Управление



hello_html_353dff75.gifhello_html_353dff75.gifhello_html_353dff75.gifhello_html_353dff75.gif

hello_html_12b4f77.gif

hello_html_353dff75.gifКАЧЕСТВО ЦЕЛИ


hello_html_mbea6f02.gifhello_html_m708183cd.gifРУКОВОДСТВО


Данная модель включает компоненты и структуры жизнедеятельности гимназии, которые влияют на качество результата, а значит и на качество образования. Контроль над качеством образования в русле данной модели осуществляется на основе мониторинга, целью которого является наличие целостного представления об изменениях, происходящих в гимназии, определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату и принятие адекватных управленческих решений.

Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управлением

( А. Н. Майоров). Именно поэтому, основными задачами мониторинга как механизма комплексного управления качеством образования становятся: создание единой системы и пакета методик диагностики качества образования; выявление данных, обеспечивающих анализ состояния образовательного процесса в гимназии; получение сравнительных данных о динамике развития образовательной системы, ее подсистемах и компонентах.

Мониторинг должен обладать определенной динамической направленностью, которая выражается в типах обследования или контроля.

  1. Сравнительный характер мониторинга дает возможность сравнения обученности учащихся, групп и классов.

  2. Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом учащихся.

  3. Констатирующий характер – обследование, направленное на установление уровня знаний учащихся.

  4. Диагностирующий – обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся.

  5. Прогностирующий характер – обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем исходя из возможностей на данный момент.


Каждая из названных выше пяти целеустановок применения педагогического мониторинга может быть реализована в системе контроля основных видов: входной, текущий, тематический, промежуточный и итоговый. Способы оценки могут быть различными: устный, письменный, графический, тестовый, игровой контроль.


Педагогический мониторинг в гимназии представлен двумя уровнями:

- первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого обучающегося и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

- второй уровень (внутригимназический) осуществляет администрация гимназии (отслеживание динамики развития классов, параллелей и гимназии в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Работа по изучению качества знаний обучающихся и процесса их формирования осуществляется поэтапно. Причем данный процесс цикличен и повторяется ежегодно.

1-й этап – подготовительный.

На этом этапе осуществляется подготовка к сбору информации о работе учителей по формированию системы качеств знаний обучающихся, планирование работы и разработка инструментария.

Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его необходимо организовать и составить план.


План мониторинговых исследований на 2010 -2011 учебный год в МОУ «Гимназия №25» города Курска


Тема мониторинга

Объект

Сроки

Источник получения информации

Ответственные

Выход

1

Уровень качества знаний и обученности учащихся на всех ступенях обучения

Обучаю

щиеся

3- 11 классов

В течение года

Контрольные срезы, итоговые оценки за четверть, за год; итоговая аттестация

Зам. директора по УВР

Педагогический совет

2

Физическое развитие учащихся

1-5-х классов.

Обучаю

щиеся

1-5 классов

Октябрь, май

Индивидуальная карта ученика

учитель физкультуры, учителя начальных классов, классные руководители

Педагогический совет

3

Изучение функциональной грамотности обучающихся 6-10 классов.

Обучаю

щиеся

6-10 классов

Апрель

Тестирование

Педагог-психолог

Заседание предмет.

кафедры, административное совещание

4

Образовательные достижения выпускников

Выпуск-

ники

Октябрь

Протоколы результатов ЕГЭ

Зам. директора по УВР

Педагогический совет

5

Образовательные достижения обучающихся

Обучаю

щиеся

1 – 11 классов

Май

Приказы по итогам олимпиад, конференций

Зам. директора по УВР

Заседание НМС, административное совещание

5

Социальный заказ родителей

Родители

В течение года

Анкетирование

Руководитель отдела мониторинга и аналитических исследований

Заседание НМС, педагогический совет


6

Профильные потребности обучающихся


Обучаю

щиеся

9-классов


Апрель


Анкетирование


Психолог –психолог


Административное совещание

7

Состояние работы курсов по выбору в предпрофильных классах.

Учителя, ведущие курсы по выбору

В течение года

Опрос

Зам. директора по УВР

Заседание НМС, административное совещание

8

Состояние здоровья обучающихся

Обучаю

щиеся гимназии

В течение года

Сведения медицинских осмотров

медицинский работник, зам. директора по УВР


Педагогический совет

9

Уровень кадрового потенциала педагогических работников.

Педагоги

Ноябрь

База данных

Зам. директора по УВР, специалист по кадрам

Заседание НМС

10

Использование информационно-коммуникативных технологий педагогами школы

Педагоги

В течение года

Журнал учета использования сети Интернет, журнал использования медиатеки

учитель информатики

Заседание НМС, научно-практи

ческая конферен

ция


В гимназии с целью построения эффективной системы управления качеством образования применяется мониторинг качества знаний и обученности обучающихся на всех ступенях обучения.

В приложении №1 представлена система педагогического мониторинга учителей английского языка, где инструментом отслеживания результатов обучения являются тесты и на основании уровня их выполнения дается качественная оценка знаний и умений обучающихся.

Умение каждого учителя работать с технологиями мониторинга формируется при составлении мониторинговых заданий, которые просматриваются и анализируются на кафедрах совместно с отделом мониторинга и аналитических исследований.

Завершается этот этап проведением заседаний предметных кафедр и методических объединений, на которых необходимо обсудить, что отслеживается и предполагается увидеть в возрастной параллели и у каждого обучающегося; каждому учителю указать при составлении проверочной работы, что он хотел бы на пролонгированном уровне отследить, а также проведением административного совещания, на котором до сведения педагогического коллектива доводится программа работы внутришкольного контроля.

Все цели и задачи педагогического мониторинга вытекают из анализа работы гимназии за прошедший учебный год по вопросу повышения качества обучения.



2-й этап – сбор информации.

На этом этапе проводятся административные контрольные работы, срезы уровня знаний обучающихся, анкетирование учителей и обучающихся, наблюдается учебно-воспитательный процесс.

Контрольные работы по содержанию и времени проведения могут быть текущими, итоговыми и тематическими. Весьма удобной формой контроля является тестовая – с выбором ответа, поскольку она позволяет охватить достаточно много учебных элементов темы и экономна во времени.

Технологию организации и мониторинга качества обучения учеников гимназии можно представить в виде схемы:


АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ


hello_html_7e9764e0.gifhello_html_m66981aea.gifhello_html_m4d0b93de.gifhello_html_63fc6626.gif






hello_html_4641c3ba.gif

hello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gif

1. Итоговая государственная аттестация

2. ЕГЭ

3. Промежуточная аттестация в профильных классах

4. Промежуточная аттестация

5. Пропедевтическая аттестация

1. Предметные олимпиады

2. Предметные конкурсы, игры, соревнования

3. Индивидуальные достижения обучающихся

1. Рейтинг обученности:

по обучающимся;

по классам;

по параллелям;

по предметам;

по учителям

2. Успеваемость и качество ЗУН

3. Наполняемость оценок

4. Посещаемость учебных занятий

5. Выполнение учебного плана

6. Готовность к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях

7. Продолжение образования выпускников

1. Административные КР

2. Контрольные срезы

3. Диагностические КР

4. Входные КР















hello_html_6bce5f06.gifhello_html_4b1b3a8c.gifhello_html_45cf3d91.gif


Руководители предметных кафедр и методических объединений




hello_html_6e668aa9.gif

hello_html_m2c8fef28.gif

Заместитель директора по УВР III - III






3-й этап – преобразование информации.

На этом этапе осуществляется анализ, оценка, обобщение и систематизация полученных данных.

В зависимости от цели изучения, можно анализировать состояние знаний обучающихся по одному предмету по всем классам у одного учителя, в одном классе по разным предметам. При необходимости можно получать информацию об уровне знаний отдельно взятого ученика по одному предмету или по всем предметам.

Выявляется фактическое состояние знаний обучающихся, т.е. существенных признаков, характеризующих состояние качества знаний, их соответствие требованиям программы, образовательным стандартам.

На основании полученных результатов проводится сравнительный анализ. строятся диаграммы, графики, позволяющие наглядно видеть результаты.

Приложение №2 демонстрирует обработку результатов педагогического тестирования в сводной таблице, которая составляется учителем на основе всех тестовых работ по видам контроля. Многомерность анализа заключается в том, что в конце матрицы подсчитывается общая сумма баллов по каждому тесту у всех обучающихся, а в зависимости от этой суммы определяется уровень затруднений школьников данного класса при выполнении каждого теста.

В 5-х и 10-х классах целесообразно провести сравнительный анализ знаний, умений и навыков обучающихся, сопоставив результаты качества знаний с конечными результатами начальной и средней школы ( приложение №3).

При проверке работ обучающихся по любому предмету может заполняться таблица.


п/п

Перечень проверяемых ЗУН,

учебных элементов (УЭ)

Фамилии и имена обучающихся


Коэффициент усвоения классом УЭ















В этой таблице по горизонтали для каждого из учебных предметов, усвоение которых проверялось контрольной работой, отмечается факт их усвоения каждым учеником знаком «+» или факт неусвоения – знаком «- ». В крайней правой колонке фиксируются коэффициенты усвоения УЭ: к = n1: n2, где n1 – число правильных ответов, n2 – число опрошенных учеников по УЭ. Таблица представляет собой наглядную иллюстрацию качества усвоения темы, раздела или курса. Кроме того, учитель отмечает индивидуальные затруднения каждого обучающегося для дальнейшей коррекции их знаний, умений и деятельности.

После проверки контрольных (срезовых) работ можно составить таблицу.


п/п

Класс

Предмет

Учитель

Количество обучающихся

Коэффициент усвоения пройденного материала














Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости обучающихся, который в последнее время все чаще используется в формулировке « процент обученности» и « процент качества». Опыт показывает, что, несмотря на серьезную критику пресловутой « процентомании», в школах не отказались от необходимости формализации измерения качества знаний и используют оба эти показателя.

Полученные результаты мониторинга можно представить в виде таблицы, отражающей процентные показатели обученности обучающихся, на основе методики В. П. Симонова. В приложение №4 показаны таблицы, в которые можно свести результаты.

По результатам, сведенным в таблицу, можно составить графики и диаграммы, провести их анализ, определить западающие участки и планировать дальнейшую работа с целью ликвидации пробелов в знаниях и умениях, вести поиски технологий и техник с целью совершенствования процесса преподавания.

Для сопоставления результатов работы разных классов в параллели можно посмотреть столбчатую диаграмму по составу оценок и увидеть сравнительные результаты успеваемости и качества обученности (отношение суммы «5» и «4» к количеству успевающих).

Диаграмма мониторинга качества знаний обучающихся

hello_html_m192f8424.gif

Эта диаграмма показывает рейтинг классов по результатам работы, что позволяет проследить динамику уровня знаний обучающихся при проведении серии диагностик в течение учебного года.

По окончании четверти учитель определяет коэффициент усвоения пройденного материала каждого ученика, ведет рейтинговый учет достижений, информирует родителей о результатах. Во время отчета о выполнении программы учитель информирует куратора предмета по ожидаемым и фактическим результатам с указанием причин рассогласования результатов, если рассогласования имеют место быть. В приложении 5 представлены образцы оформления результатов статистических материалов мониторинга.

Наряду с использованием педагогического мониторинга в режимах

« учитель-ученик», «учитель-учитель» важным звеном является работа «заместитель директор - учитель», построенная на субъект-субъектной основе. Работа администратора и учителя при педагогическом мониторинге должна носить характер аналитической деятельности, а, развивая прогностические умения, совершенствовать и качество образования обучающихся. Анализ этой деятельности осуществляется на основе информации, которая поступает и обрабатывается в виде простейших функциональных зависимостей, описываемыми графиками, кривыми и т.д.

Традиционным в гимназии становится отслеживание состояния успеваемости при помощи гистограмм по трем показателям: выполнение стандарта, качество знаний и степень обученности класса. Все три показателя отражают состояние обученности по одному предмету у одного учителя по итогам четверти и учебного года.


Гистограмма выполнения стандарта, качества знаний и степени обученности класса.


hello_html_6ca3de2b.gif

При этом учитель совместно с администратором отслеживают закономерности обученности учеников различных учебных групп: когда и почему наблюдаются «взлеты» и «спады» и, как правило, выясняется и уровень требовательности учителя к знаниям обучающихся в начале и в конце учебного года, объективность выставления оценок. В приложении 6 представлена наиболее объективная из действующих методик измерения обученности класса или группы обучающихся - показатель СОК – степень обученности класса ( формула В.П. Смирнова).

Полученные результаты мониторинга позволяют проанализировать работу учителя. Тесное сотрудничество с педагогом - психологом гимназии и сопоставление результатов мониторинга учебной деятельности с выявленными уровнем памяти, внимания, мышления, общих способностей, обучаемости гимназистов дает возможность корректировать деятельность учителя по осуществлению учебного процесса, разрабатывать программу индивидуальной работы с классом, с отдельными обучающимися.

Заместителями директора – кураторами параллелей проводится наблюдение за динамикой аттестации обучающихся по четвертям, итогам года.

Диаграмма мониторинга качества знаний учащихся

МОУ «Гимназия №25» города Курска за 3 года.

hello_html_m468b297c.gifДанная диаграмма наглядно показывает повышение показателя качества знаний в течение трех последних учебных лет.


4-й этап – принятие управленческого решения.

На этом этапе вырабатываются предложения и рекомендации, создающие основу для дальнейшего совершенствования работы педагогического коллектива или отдельных учителей по формированию у обучающихся системы знаний.

На заседаниях предметных кафедр и МО, совещаниях при завуче или директоре анализируются, обсуждаются результаты проведенных срезов и контрольных работ и намечаются пути по ликвидации возникающих у обучающихся затруднений, рассматриваются наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.

Мониторинг степени готовности выпускника начальной школы и среднего звена к обучению на следующей ступени обучения рассматривается на административных совещаниях с соответствующей тематикой.

Анализы контрольных работ дают предметное основание для индивидуальной беседы курирующего заместителя директора или директора гимназии с учителем, в процессе которой выясняется, по каким элементам существуют пробелы в усвоении, их причины, пути устранения, обсуждается, как изменить практику преподавания, какие резервы использовать.

Управленческим решением по результатам мониторинга может быть следующее – обобщить и распространить опыт работы педагогического коллектива по повышению качества знаний или более тщательно разработать план совместной деятельности кафедр учителей начальных классов, математики и русского языка, методического объединения классных руководителей, администрации по преемственности начальной и основной школы и обеспечить безусловное его выполнение в течение года.

В приложении 7 представлена система внутришкольной информации.

Анализ успеваемости обучающихся можно рассмотреть по двум направлениям:

Анализ успеваемости обучающихся

hello_html_f09a1eb.gifhello_html_5b01ca0e.gif

Анализ успеваемости обучающихся по количественным показателям. Он проводится в целом по всей гимназии и по каждому классу по четвертям.



Анализ причин пробелов знаний обучающихся










hello_html_67afc3c9.gifhello_html_67afc3c9.gif


Совещание учителей при директоре, родительские собрания


Педагогические советы, родительские собрания, индивидуальная работа с учителями.








Именно на этом этапе в гимназии было принято решение о проведении классными руководителями предварительной аттестации в каждой учебной четверти за 2 недели до окончания четверти. Такое решение управления педагогического мониторинга помогает своевременно оказать помощь ученику во избежание неуспеваемости, учителю проанализировать результаты по предмету в контексте общей проверки знаний, а классному руководителю получить объективную и достоверную информацию о состоянии качества образования на данном уровне.


Пhello_html_5afe8fa5.gifhello_html_m2dbd3132.gifредварительная аттестация


hello_html_m79f52e6e.gifУчитель - предметник Классный руководитель

hello_html_m4cc553c6.gifhello_html_m3a3f6dd5.gifhello_html_m4b595c6f.gif

Кhello_html_m6477272c.gifhello_html_m4bc7f0c4.gifhello_html_m4bc7f0c4.gifуратор предмета Куратор параллели Психолого- педагогическая служба


Ожидаемый результат

hello_html_m6477272c.gif

Фhello_html_m6477272c.gifактический результат


Причины рассогласования

hello_html_m6477272c.gif

Задачи, принимаемые меры



Данный мониторинг осуществляется из четверти в четверть в течение учебного года и позволяет своевременно определить «болевые» участки и планировать дальнейшую работу с целью повышения качества обучения и профилактики неуспеваемости в гимназии.


5-й этап – контроль за выполнением решения.

Для оценки качества реализации воспроизводящей функции образования необходимо сравнивать учебные результаты обучающихся с нормой – программными требованиями.

Выявленные причины рассогласования и возможные пути их разрешения, выбор эффективных мер для выполнения поставленных задач выносятся на рассмотрение заседаний предметных кафедр и МО и соответственно на заседание НМС, в состав которого входит отдел мониторинга и аналитических исследований. На протяжении 6 лет в гимназии в составе НМС работает отдел мониторинга и аналитических исследований. Диагностике, анкетированию, исследованиям, проводимым этим отделом, подвергаются все участники образовательного процесса: администрация, обучающиеся, педагоги и родители.

Основными направлениями деятельности отдела мониторинга и аналитических исследований являются:

  • отслеживание учебных и личностных достижений обучающихся;

  • изучение актуальных и перспективных потребностей обучающихся, их профильных потребностей;

  • выявление стержневых дидактических и общеметодических проблем.


Структурная схема отдела мониторинга и

аналитических исследований ( ОМ и АИ)

Руководитель ОМ и АИ



hello_html_404f398f.gif


Организаторы ОМ и АИ



hello_html_404f398f.gif


hello_html_m72ad5af5.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gif

Мониторинг качества образования


Мониторинг качества управления методической службой


Мониторинг социальной и родительской среды


Работа с одаренными детьми


Мониторинг псих.-педагогической поддержки обучающихся


Мониторинг состояния здоровья обучающихся


Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров


Мониторинг образовательных потребностей обучающихся


Результаты проводимых исследований используются в работе НМС, предметных кафедр и методических объединений, потому что управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения обучающихся, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Мы приняли цикличную модель мониторинговых исследований образовательного процесса, представляющую алгоритм работы в системе: учитель- ученик-результат – результаты класса – анализ учителя – результаты по предмету в контексте общей проверки – анализ работы учителя по разным параметрам – оказание методической помощи учителю – коррекция учебного процесса.


Как все школьные администраторы мы делаем то, что делают все завучи, директора, педагогические коллективы. Но с переходом на мониторинговый контроль за эффективностью учебного процесса, мы пытаемся по –новому подойти к обработке и анализу получаемой информации, стремимся реализовать индивидуально-дифференцированный подход в управлении успеваемостью и качеством обучения наших учеников. Реальность запланированных мониторинговых результатов подтверждается снижением количества неуспевающих по гимназии и повышением качества знаний учащихся.




















Приложение №1


Система педагогического мониторинга учителей английского языка


Четверть

Учебный раздел

Вид контроля

Объекты контроля

Формы контроля

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ






I

Раздел I

Текущий


Тематический

Лексико-грам. навыки

Навыки письма

Чтение, аудирование

Тест

Диктант

Тесты

Раздел II

Текущий


Тематический

Лексико-грам. навыки

Навыки письма

Чтение, аудирование

Тест

Диктант

Тесты




РУБЕЖНЫЙ

( 1 четверть)

Лексико-грам. Навыки

Умения письмен. речи

Тест


Творческая работа






II

Раздел III

Текущий


Тематический

Лексико-грам. навыки

Навыки письма

Чтение, аудирование

Тест

Диктант

Тесты

Раздел IV

Текущий


Тематический

Лексико-грам. навыки

Навыки письма

Чтение, аудирование, фонетич. навыки

Тест

Диктант

Тесты, стих. декламация


Промежуточная аттестация

( итоги 1-го полугодия)

Лексико –грам. Навыки

Общий уровень обученности

Тест


Прагматический диктант





III

Раздел V

Текущий


Тематический

Лексико-грам. навыки

Навыки письма

Чтение, аудирование, фонетич. навыки

Тест

Диктант

Тесты, стих. декламация

Раздел VI

Текущий



Тематический

Лексико-грам. навыки

Навыки письма

Чтение, аудирование, фонетич. навыки

Тест

Диктант

Тесты, стих. декламация




РУБЕЖНЫЙ

(3-я четверть)

Лексико-грам. Навыки

Умения письмен. речи

Тест


Творческая работа


Раздел VII

Текущий


Тематический

Лексико-грам. навыки

Навыки письма

Чтение, аудирование

Тест

Диктант

Тесты


РазделVIII

Текущий


Тематический

Лексико-грам. навыки

Навыки письма

Чтение, аудирование

Тест

Диктант

Тесты


ВЫХОДНОЙ(ИТОГОВЫЙ) КОНТРОЛЬ

( итоги года обучения)

Лексико-грам. навыки

Умения говорения

( диалог, монолог)

Тест


Диктант, зачет, экзамен





Приложение №2


Матрица результатов тестирования



hello_html_52efbcfc.jpg


Если общее количество баллов, полученных при выполнении теста классом, не превышает 5% от максимального, то отмечается низкий

( первый) уровень затруднений; от 5% до 15% - средний ( второй) уровень; от 15% до 25% - высокий ( третий) уровень; более 25% - высший ( четвертый) уровень затруднений.



Приложение №3


Анализ контрольной работы по математике по преемственности в 5АБВ классах в _______/______ учебном году



Класс

Учитель

Всего учащихся

Выполняли работу

Из них прибыло из других школ


Получили оценки

Результативность

Качество

Средний балл

«5»

«4»

«3»

«2»


30


27

4

9

12

5

1

96%

78%

4,1


30


25

3

3

11

8

3

88%

56%

3,6


27


27

1

2

13

9

3

96%

55%

3,5







На конец _________ учебного года



На начало ___________ учебного года

Класс

Учитель

Всего

Получили оценки

Результативность

Качество








Средний балл








Выполняли роаботу







Получили оценки



Результативность

Качество

Средний балл

Подвердили свои оценки

Оценки ниже годовой

Оценки выше годовой


5


4


3



5





4



3



2



5



4



3



%



4



3



2






%













































































































Приложение 4

Результаты учебной деятельности


Учебный год _ Предмет__________ Учитель ___________


Класс.

Кол-во обуч- ся

Уровни усвоения учебного материала

Количество учащихся по уровням усвоения учебного материала

Средний рейтинговый балл класса (РУД)

Средняя степень обученности обучающихся класса (СОО)

I

II

III

Год

I

II

III

Год

I

II

III

Год


Первый














Второй






Третий






Четвертый






Пятый





Обработка результатов мониторинговых исследований

(по Симонову В.П.)

Уровни усвоения учебного материала:


Уровни

Баллы

РУД

СОО

Первый – низкий

1- 2

1 – 2,49

12 - 20 %

Второй – удовлетворительный

3 – 4

2,5 – 4,49

21 – 40 %

Третий – средний

5 – 6

4,5 – 6,49

41 – 55%

Четвертый - достаточный

7 – 8

6,5 – 8,49

56 – 90 %

Пятый – высокий

9 – 10

8,5 – 10

91 – 100%


Определение рейтинга учебных достижений обучающихся:


РУД = hello_html_m511b6a4a.gif, где

РУД – рейтинг учебных достижений обучающихся (средний балл по классу);



к1, к2, …- количество обучающихся, получивших соответственно 10, 9, 8, ...баллов;

к – общее количество аттестованных обучающихся.hello_html_m53d4ecad.gif


Выявление степени обученности обучающихся:

СОО hello_html_m53d4ecad.gif= hello_html_1aab24ba.gif

hello_html_m99420fa.gif

СОО – степень обученности обучающихся, выраженная в %;

к1(10), к2(9),…- количество обучающихся, получивших соответственно 10, 9, 8…баллов;

к – общее количество аттестованных обучающихся.

Мониторинг умений обучающихся по предмету



Мониторинг

Уровни усвоения учебного материала


РУД


СОУ

Этап

Вид

пятый

%

четвертый

%

третий

%

второй

%

1

Проверочная работа











2

Проверочная

работа















































hello_html_m393e912f.gifhello_html_m9fc8f64.gif



Приложение 5


Результаты I четверти ______/________ учебного года

учителя _______________________


Предмет



Классы



Количество учащихся



Успевают на (предполагаемый результат/фактически)

«5»



«4»



«3»



«2» (указать Ф.И. учащегося)



Н/а по болезни (Ф.И. учащегося)



Н/а по неуважительной причине (Ф.И. учащегося)



Причины рассогласования предполагаемого результата и

фактического уровня обучения.



Обучаются на: максимальном уровне



повышенном уровне



базовом уровне



минимальном уровне



% успеваемости



% качества знаний



Средний балл




Дата заполнения Подпись учителя




Диаграмма МОУ ________ по результатам ЕГЭ по математике


hello_html_62538b4a.gif

Рис.1 Уровень обученности выпускников МОУ ______ по математике по результатам ЕГЭ

hello_html_m672f60b8.gif

Рис. 2 Качество знаний выпускников МОУ _______ по математике по результатам ЕГЭ



hello_html_52846079.gif

Рис. 3 Доля обучающихся ( в %), для которых тестовый балл находится в данном диапазоне




Приложение 6


Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы обучающихся является показатель СОК – степень обученности класса ( формула В.П. Смирнова)


СОК = ( n5 100% + n4 64% + n336% + n216%) / n

где

n5 – количество полученных в результате тестирования пятерок

n4 – количество четверок

n3 – количество троек

n2 – количество двоек

n – общее количество учащихся


Использование данной формулы учителем, а также независимым экспертом при проведении контроля позволяет сравнить результаты оценивания. Этому способствует также нахождение средневзвешенной оценки «5» за контрольную работу отдельно отличников класса, отдельно «хорошистов» и т.д., что повышает объективность оценивания обучающихся.

Результаты обрабатываются следующим образом:

  1. Нахождение средневзвешенного по каждому ряду оценок


Ск = А1/ n1, Сч = А2/ n2, где

Ск – средние оценки за контрольную

Сч – средние оценки за четверть

А1 и А2 – оценки за контрольную ( четверть и год)

n1 и n2 - число обучающихся, выполнивших контрольную работу и аттестованных за четверть

  1. Определение разности между этими оценками О = Ск - Сч

  2. Средневзвешенные оценки за контрольную работу для обучающихся, имеющих четвертные оценки «5»:

Сср = А5/n5 , где Сср – средневзвешенная оценка за контрольную работу отличников, А5 – оценки за контрольную работу отличников класса


Аналогично проводятся расчеты для обучающихся , имеющих оценки «4», «3» и т.д.

  1. Нахождение коэффициентов степени обученности. Их соотношение 1:3:5:7:9 ( 100%, 64%, 36%, 16%, 4%), что соответствует оценкам «5», «4», «3», «2», «1».

  2. Нахождение СОК: СОК = ( Х5n +Х4n +X3n +X2n) / (102n)

В числителе сумма взвешенных коэффициентов обученности, а в знаменателе количество аттестованных обучающихся, писавших контрольную работу. В качестве результатов получается:

0 – величина, свидетельствующая о завышении или занижении оценки;

СОК – величина, позволяющая независимо определить степень обученности.



Приложение 7


Ежемесячная информация

(используется на совещаниях при директоре, заседаниях предметных кафедр и МО и др.)


Содержание

Источники

Собирают

Используют

Ход выполнения программ

Классные журналы

Руководители предметных кафедр и МО

Зам. директора по УВР

Накопляемость оценок, тематический учет знаний

Классные тетради обучающихся, классный журнал

Учителя, руководители предметных кафедр и МО, члены совета гимназии, профкома

Зам. директора по УВР

Работа со слабоуспевающими

( отстающими) обучающимися

Работа факультативов, кружков, предметные недели

Беседы, наблюдения, классный журнал


Журналы, планы руководителей кружков, факультативов, наблюдения

Классные руководители, ученическое самоуправление


Дежурный администратор, заместитель директора по УВР, руководители предметных кафедр и МО

Директор, заместитель директора по УВР

Работа в ГПД


Работа школьной столовой


Санитарное состояние гимназии

Журналы, планы воспитателей

Наблюдения, документация

Классные руководители, завуч

Зам. по АХЧ, врач, профком

Директор, заместитель директора по УВР

Работа органов ученического самоуправления

Планы работ, наблюдения, беседы

Председатель учкома, зам.директор по ВР

Зам. директора по ВР

Работа с молодыми учителями

Планы работ, беседы, посещение уроков

Руководители предметных кафедр и МО, зам.директора по УВР

Зам. директора по УВР




Четвертная информация

(используется на педагогических советах, производственных совещаниях и др.)


Содержание

Источники

Собирают

Используют

Успеваемость по предметам и классам, поведение обучающихся

Школьная документация, данные внутришкольного контроля

Классные руководители, учителя-предметники

Директор, зам. директора по УВР

Выполнение планов классных руководителей


Состояние профориентационной работы

Планы классных руководителей, наблюдения, беседы

Планы классных руководителей, совета профориентации, наблюдения

Классные руководители

Директор

Состояние обучение в УПК, профильное обучение

Документация, посещение занятий, внутришкольный контроль, наблюдения и др.

Классные руководители, руководители предметных кафедр и МО

Директор

Положение в «трудных» семьях

Рейды, наблюдения, собеседования

Классные руководители, родительский комитет, социальные педагоги, школьный психолог

Зам. директора по УВР и ВР, директор

Учебно-материальная база

Документация, план работы, наблюдения

Зам. директора гимназии по АХЧ, зав. кабинетами, директор

Директор, зам. директора по УВР

Родительские собрания в классах

Беседы, наблюдения

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальные педагоги, школьный психолог

Директор

Работа предметных кафедр и МО

План работы, беседы

Зам директора по УВР

Зам. директора по УВР



Информация на конец I полугодия


Направление

Источники

Ответственные

В каком документе представлена информация

Статистический учет детей в микрорайоне

Данные служб по месту жительства, отделов ЗАГС

Учителя будущих первых классов

Социально-педагогический мониторинг

Проведение контрольных, срезовых работ

Внутришкольный мониторинг

Заместитель директора по УВР. Руководители предметных кафедр и МО

Анализ уровня учебных достижений обучаемых (справка, приказ)

Объем и степень сложности домашних заданий

Сравнительный анализ мониторинговых обследований. Посещение уроков. Беседы с учителями и обучающимися

Медицинская служба, классные руководители, заместители директора по УВР. Психологическая служба

Статистическая и аналитическая информация для подготовки педагогического совета

Общешкольные ученические собрания

Беседы, наблюдения, протоколы

Председатель ученического органа самоуправления, зам.директора

Протоколы собраний

Общешкольные родительские собрания

Протоколы собраний, беседы

Директор

Протокол совещания при директоре

Работа общественных органов управления (совет гимназии, попечительский совет, педагогический совет, совет выпускников и др.)

Протоколы, беседы

Директор, секретари советов

Протоколы заседаний педагогического совета и др. советов

hello_html_c64e132.png

Статья "Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления качеством образовательного процесса".
  • Директору-завучу
Описание:

Мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным. Он является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе. Мониторинг становится важнейшим источником  объективной информации для принятия управленческих решений. Отсутствие сформированной системы мониторинга во всех сферах школьной деятельности затрудняет управление качеством образования - проблема, которую можно решить, создав в рамках системы внутришкольного контроля эффективную систему мониторинга в  образовательном учреждении.

 

Как сказал Ч. Дарвин : «Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнулся на происходящие изменения»

Автор Жиленкова Наталья Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1918
Номер материала 39063
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓