Главная / Химия / Статья "Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог успешного совершенствования системы образования"

Статья "Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог успешного совершенствования системы образования"

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог успешного совершенствования системы образования

Галяутдинова Динара Адиповна, отличник образования республики Башкортостан, зам. директора по УВР МОБУ СОШ с.Ермекеево, erm_scool@mail.ru

Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является современная школа, которая сочетает в себе множество разных основополагающих аспектов. В данном эссе рассмотрим два важных аспекта современной школы, а именно – "традиции" и "инновации" в их взаимосвязи и самостоятельном состоянии.

Что же представляют собой понятия "традиция" и "инновация"? Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.

В обеспечении непрерывности процесса развития образовательной системы также значительная роль принадлежит традициям. Данной проблеме посвящены работы многих ученых:

- системного подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина);

- традиций школьной и общественной работы учащихся (И.А. Блинков, Ю.Л. Изюмский, Е.А. Ямбург);

- традиций как средства воспитания подрастающего поколения (И.А. Блинков, Б.Б. Глинский, Н.П. Добронравов, И.С. Дриц, И.А. Колесникова, А.С. Макаренко, О.С. Муравьева, В.В. Струнин, Б.А. Титов, Б.Е. Ширвиндт);

- соотношения инноваций и традиций (И.Ю. Алексашина, А.Г. Асмолов, Т.К. Клименко, Н.Л. Селиванова, Е.В. Ткаченко).

Наша школа богата своими традициями, это День знаний, День учителя, День здоровья, День борьбы со СПИДом, День пожилых людей, предметные недели, вечера, олимпиады по предметам, День святого Валентина, «За милых дам и наших мам», 1 апреля – День смеха, «День Победы», «День матери», «Последний звонок».
Традиции – это постоянно действующие формы деятельности коллектива, «коллективные привычки». Традиции являются результатом жизни самого коллектива. Однако стоит заметить, что сама по себе традиция это зарекомендовавшая себя и оправдавшая право на свое существование инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной вопрос, отличных от существовавших ранее. А инновация есть принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем, провоцирующие позитивные качественные изменения.

Исходя из вышесказанного, нельзя однозначно понимать тезис: "Современная школа – от традиции к инновациям", как только процесс перехода от традиционной педагогической парадигмы к принципиально новой картине образовательного пространства. Здесь важно понимать, что процесс "инновационизации" - это явление, которое сопровождает общество с момента возникновения по настоящее время, переводя его на качественно иные уровни развития.

В образовательном пространстве, как и в остальных сферах жизни общества и государства присутствует данная конструкция: традиция – инновация и инновация - традиция. И если посмотреть в прошлое, то все известные нам педагогические традиции, концепции, были когда-то инновациями.

Современная школа все еще базируется на традиционных принципах образования и требует изменения и присутствия инноваций. Этот момент является важным, поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство. Школа является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т.е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т.е. быстро реагировать на изменения вне его. В качестве средства такого экстренного реагирования и может выступать педагогическая инновация.

Важно отметить, что сама по себе инновация не обязательно должна носить глобальный характер. Как педагогическую инновацию, например, можно рассмотреть совершенствование отдельных элементов образовательной системы. Здесь задача каждого учреждения образовательной системы, особенно современной школы, самостоятельно реагировать на внешние изменения посредством создания и внедрения инноваций.

Таким образом, педагогические инновации – нововведения, которые разрабатываются и проводятся не только органами государственной власти (например, на уровне реформ), но и работниками и организациями системы образования и науки.

Говоря непосредственно о педагогических инновациях, можно иметь ввиду следующие изменения:

- в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по отдельным предметам;

- во внутренней организации деятельности школы;

- в отношениях "учитель-ученик";

- в методах обучения.

К инновациям в отдельных учебных заведениях можно отнести не только создание принципиально новых методов и форм работы, но и внедрение, и распространение педагогических систем, разработанных педагогической культурой мира: М. Монтессори, Л.В. Занков (развивающее обучение) и др.

Таким образом, процесс инновационизации в современной школе – это комплексный процесс, предполагающий создание, внедрение, новых педагогических технологий и постепенное их распространение на другие звенья, и элементы образовательного пространства.

В век высокоразвитых информационных и нано-технологий, глобализационных процессов, новых экологических проблем, происходят качественные изменения во всех общественных и государственных институтах, которые ставят новые задачи перед образовательной сферой. Одной из главных задач современной школы является воспитание способного к кардинальным и нестандартным решениям поколения, которое и обеспечит переход на качественно иные уровни существования общества и государства. И обеспечить это возможно при грамотном посредничестве педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и воспитательном пространстве. А современная школа должна стать той территорией, где это посредничество должно осуществляться, способствуя переходу общества на качественно новый уровень развития!

Современная школа, грамотно сочетающая в себе инновации и традиции образования, на мой взгляд, характеризуется следующим: в ней чисто, тепло, уютно, психологически комфортно, физически безопасно; в ней ученики обучены и воспитаны, а учителя профессионалы своего дела. В ней есть согласие по поводу общих целей между всеми ее обитателями – учениками, учителями, родителями и администрацией; в ней существует эмпатия, чуткость, такт, солидарность, сотрудничество, трудолюбие, ответственность, чувство долга; в ней культивируется высочайшее уважение всех ко всем, что выражается в общей радости за успех каждого, в упорной работе по созданию и поддержке школьных традиций; в ней обязательно есть всеобщая увлекательная идея, постоянная готовность педагогов (а значит, и учеников, и администрации, и родителей) к восприятию нового, полезного (новых, интересных форм работы, методов обучения).

В результате, реализуя инновационную деятельность, основанную на традициях, образовательное учреждение должно использовать только те образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей; создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания; обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы; создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.

В нашей школе в последние годы эффективно используются информационные технологии в образовательном процессе. Создано информационное образовательное пространство, в том числе и компьютерная сеть, объединяющая компьютеры всех учебных кабинетов, администрации. Педагоги школы прошли обучение на курсах пользователей ПК, работает постоянно действующий семинар по информационным технологиям. Поэтому оформление учебных проектов в электронном виде – обязательное условие для их презентации.

В нашем образовательном учреждении также накоплен практический опыт по организации проектной деятельности школьников. Годовая циклограмма этой работы включает следующие обязательные виды деятельности:

Работа с педагогическими кадрами (лекции, постоянно действующий семинар, «Круглый стол» по итогам года, предъявление опыта).

Установочные лекции для старшеклассников, на которых даются все необходимые разъяснения по работе над проектом, мотивация деятельности, знакомство с критериями оценивания проектов, демонстрация образцов лучших проектов прошлых лет.

Этап выбора тематики учебных проектов по различным предметным областям. Согласование работы в группах с учителями разных предметов.

Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности.

Презентация проектов (на уроке, на стендах, на научно-практической конференции).

Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год.

Научно-практичная конференция – это праздничное мероприятие, на котором подводятся итоги проектной деятельности старшеклассников за учебный год. Презентации проектов проходят в актовом зале с приглашением всех учителей, администрации школы, родителей и гостей. Проекты участники представляют устно, используя компьютерную мультимедийную презентацию, проецируемую через мультимедиапроектор на большом экране. Лучшие работы отбираются членами жюри для участия в районных и республиканских конференциях. При этом оцениваются и актуальность исследования, и наличие экспериментов, новизны опыта, глубина выводов и качество презентации учебного проекта.

Результаты проектной деятельности постоянно освещаются на сайте школы.

Большинство старшеклассников выбирают тематику учебных проектов, близкую их профессиональным предпочтениям: «Природный комплекс Ермекеевского района «Таш-Урда»», «Наш земляк - композитор Раис Ханнанов», «Оценка качества водных ресурсов с.Ермекеево», «Определение степени антропогенной нагрузки на реку Ря», «Мой край в 2020 году», «Загадки египетских пирамид», «А.П. Чехов-пишущий врач или врачующий писатель», «Поэты, павшие на фронтах Великой Отечественной войны», «Привелегии числу 7», «Определение КПД кухонной газовой плиты и определение эффективности газовой и электрических плит».

Мы, учителя, воспитываем детей своей личностью: своей внешностью, своим отношением к окружающим, своей оценкой происходящих событий, своей мудростью и любовью. Невольно мы сами формируем свой имидж, конечно же, ориентируясь на запросы детей и родителей. Педагогические исследования показывают неизменность таких требований со стороны детей как доброта, терпимость, любовь к детям, требовательность, справедливость, артистизм. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям, такт.

В основе имиджа лежит нравственная позиция педагога. У каждого учителя есть свое философское обоснование собственной деятельности. Мое педагогическое кредо: все делать профессионально, творчески и с любовью. Наблюдательность, стремление к действию, умение применять на практике полученные новые знания, чувство юмора помогают мне не только выживать, но и комфортно чувствовать себя в профессии.

Но главная составляющая имиджа учителя, по моему мнению, – его мудрость. Мудрый учитель никогда не придет к детям в дурном настроении, принеся с собой домашние проблемы и личные неурядицы. Мудрый учитель всегда найдет, за что похвалить ребенка, чтобы он стал успешным и уверенным в себе человеком. Мудрый учитель всегда несет радость общения, любовь и искорку счастья.







Статья "Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог успешного совершенствования системы образования"
  • Химия
Описание:

Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является современная школа, которая сочетает в себе множество разных основополагающих аспектов. В данном эссе  рассмотрим два важных аспекта современной школы, а именно – "традиции" и "инновации" в их взаимосвязи и самостоятельном состоянии.

Что же представляют собой понятия "традиция" и "инновация"? Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.

Автор Галяутдинова Динара Адиповна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1213
Номер материала 9977
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓