Полякова Елена Григорьевна
г.Стерлитамак
Основные
концепции и модели воспитания в семье.
Известно, что
проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро.
Педагоги и родители вместе пытаются
найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание
и формы педагогического просвещения. А также для педагога очень важно изучить
каждую семью, распознать модель воспитательного процесса, чтобы внести свои
коррективы, разработать концепцию воспитательного процесса, в том числе и роль
семьи в этом процессе. Концепция —
система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию
воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание,
принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в
значении «концепция» употребляется термин «модель». Воспитание в семье может
быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему
ребенку вообще. Существует несколько моделей семейного воспитания. Авторитарный стиль
родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью,
безаппеляционностью. Родительские требования вызывают либо протест и
агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Либеральный
(попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в
отношениях с детьми. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Демократический
стиль характеризуется гибкостью. В результате дети лучше понимают родителей,
растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного
достоинства.
В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда
осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С
учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего
нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного
воспитания.
«Воспитание
по типу Золушки»:родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно
придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания. Многие
из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя.
В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через
агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать,
уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. «Воспитание
постоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своим
детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы
вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок
лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои
способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, не
приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все
решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле.
«Воспитание по типу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все
требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его
желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми,
не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях
родителей. Следствия такого воспитания – потребительское отношение к
окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность.
«Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла,
внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не
обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у
таких детей возможны серьезные нарушения поведения. «Воспитание подарками». При
таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время
своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви, заботы,
тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание
отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким
людям. «Воспитание доверием». Родители предоставляют детям определенную
самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство,
позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь,
снисходительны к ошибкам. При таком типе воспитания дети вырастают социально
адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.
Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей
родительского воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с
какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют
свои способы их преодоления.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.