Главная / История / Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными учащимися школы"

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными учащимися школы"

Организация исследовательской работы с одарёнными учащимися школы.


Чернов Владимир Анатольевич, учитель истории и обществознания, руководитель историко-краеведческого музея МОБУ СОШ села Дёмский Бижбулякского района Республики Башкортостан.


Сегодня мы можем наблюдать стремительное изменение во всём обществе, которое требует от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование и, в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В поисках наиболее активных форм обучения и личностной ориентации образования педагоги всё чаще обращаются к научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность школьников способствует раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей детей и подростков, формированию лидерских качеств, умению работать в команде, умению аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду. Научно-исследовательская деятельность даёт базу знаний, развивает память, а ещё развивает способность наблюдать, анализировать, делать выводы, то есть развивать ум, даёт уверенность в себе, дарит радость творчества и восторга открытия, и, наконец, делает обучение открытым, а значит более желанным.

Исследовательской деятельностью я занимаюсь сравнительно недавно (около пяти лет), поэтому мною накоплен определённый опыт в этой области. Как я строю работу с учеником по написанию исследовательской работы? В начале каждого учебного года в старших классах объявляю, что у нас в школе можно заняться исследовательской деятельностью по истории. Веду учащихся в школьный историко-краеведческий музей и знакомлю их с накопленным уже материалом по исследовательской работе (фотографии и буклеты, привезённые из различных городов, альбомы, научно-исследовательские работы, почётные грамоты, дипломы). Веду непринуждённый рассказ о поездке в тот или иной город, о полезности исследовательской деятельности и какое она оказала влияние на дальнейшую судьбу ученика. После посещения музея, как правило, находятся желающие заниматься в краеведческом кружке исследовательской работой. Заранее оговариваем темы. Следующий шаг делает ученик. При выборе темы учитываю и будущий выбор профессии или ВУЗ, куда ученик хотел бы поступить после окончания школы. Выбор темы – работа нелёгкая. Опыт показал: тема должна сочетать в себе качества, казалось бы, не сочетаемые – быть узкой и глобальной одновременно. Узкой потому, что ребёнок должен поставить перед собой такую задачу, которую он может решить собственными силами и на основе той литературы, которая есть под рукой. Глобальной – так как дети интересуются, прежде всего, именно такими проблемами, как например, кто прав и кто виноват в исторических конфликтах, какова история того или иного явления в целом. Тему чаще всего я не формулирую сразу, а пытаюсь разобраться, к какому периоду истории, какой тематике интересы ученика более близки. Иногда работы могут быть на стыке наук. Написание работы проходит следующие этапы: выбор и формулировка темы в самом общем виде, подбор источников и литературы, чтение, конспектирование, анализ источников и литературы, написание плана, уточнение темы, написание работы, публичное выступление. Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Итак, определившись с тематикой в самом общем виде, я предлагаю ученику примерный список источников и исторической литературы. Тут важно вовлечь ученика в процесс поиска нужного материала. Пробуждение исследовательской жилки в ученике начнётся только тогда, когда он почувствует удовольствие от научного поиска. В процессе поиска присутствует главный момент - он начинается с любопытства и его работы с источниками информации. Это азарт первооткрывателя, который просыпается сразу, как только обнаруживается проблема. Поиск сопровождается сильнейшими эмоциями научного любопытства. Научный поиск всегда начинается с любопытства: «а как это устроено?», «а как это происходит?», «откуда это берётся?», «а почему?». У особо одарённых любопытство что называется «родилось раньше них» и всю жизнь их вело, заставляя читать много и основательно. Если человек пополняет знания только потому, что это обязанность, открытий он никогда не сделает. Открытие, как известно, начинается с удивления. У обычных учащихся это любопытство иногда «долго спит», и его нужно уметь пробудить. Это благодарная работа. Чаще всего достаточно лишь один раз разбудить это любопытство и дальше оно само будет развиваться, захватывая новые и новые области. Далее предлагаю почитать найденную литературу, пытаясь конкретизировать и сузить тему. Во время первой беседы с учеником, я знакомлю его с традиционной структурой научной работы, с тем, что она состоит из введения, в котором формулируются тема, проблемы, цели и задачи исследования, основной части, где описано собственное исследование, и заключения, в котором делаются выводы и даются ответы на поставленные во введении вопросы. В течение одного – двух месяцев встречи с руководителем проводятся регулярно. Ученик рассказывает о том, что он прочёл, и о том, как он видит свою будущую работу. Затем тема и вопросы исследования формулируются уже более определённо, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется план работы, а ученик начинает писать текст. Я всегда рекомендую сначала написать основную часть, так как в процессе создания текста могут несколько измениться цели и задачи. Потом пишется заключение как итог и выводы проделанной работы и, наконец, введение. Я должен сказать, что окончательное название формулируется уже в самом конце работы, и чаще всего это делает руководитель – к сожалению, не все ученики ещё умеют сформулировать тему, но чем по настоящему горжусь, так это тем, что проблему ученики формулируют самостоятельно. Важным этапом являются подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции. Особую роль при его подготовке я отвожу двум элементам. Первое: ученики, пишущие работу у одного руководителя, после написания текста научной работы отдают его на прочтение другому учителю, который «свежим взглядом» может заметить какие-то изъяны, недостатки, неточности. Надо сказать, что такая система очень плодотворна. Второе: перед самим выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «домашней» аудиторией: руководителем, консультантом и другими докладчиками, причём после доклада идёт его тщательный разбор всеми присутствующими, где взрослые и ученики выступают на равных. На таком обсуждении обращают внимание не только на содержание работы, но и на то, как её устный вариант воспринимается слушателями. А значит, корректируется время, которое занимает чтение доклада, обращается внимание на интонацию и дикцию докладчика, задаются вопросы, которые возникают после прослушивания выступления. Такой тренинг очень полезен. Хочу подчеркнуть, что чтение наизусть я никогда не требую, ведь настоящие исследователи на взрослых конференциях не ждут этого друг от друга. После выступления на конференциях мы всегда обмениваемся впечатлениями, главным образом уделяя внимание вопросам, которые задавались нашим докладчикам. Нередко эти вопросы заставляют ребят продолжить исследование, углубить анализ поставленных в работе проблем.

Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсах исследовательских работ на всех уровнях российского образования от школьного до всероссийского. В 2005-2006 учебном году ученик 8 класса Чернов Игорь в конкурсе «Моя малая родина» с работой «История моей семьи в истории Башкортостана» занял 1-е место в районе и в республике. В 2006-2007 учебном году ученик 8 класса Худайбердин Азат участвовал в конкурсе исследовательских работ по туристско-краеведческому движению «Дорогами Отечества» с работой «Моя родословная» и занял первые места на школьном, районном и республиканском уровнях. В 2007-2008 учебном году ученик 9 класса Чернов Игорь принимал участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ имени В.И. Вернадского в городе Москве с работой «На Родину не вернулся. Факты биографии Героя Советского Союза Г.С. Антонова» Его работа была удостоена высокой оценки в номинациях «Самый юный участник», «Лучшая работа, представленная сельской школой», «За оригинальность и творческий подход». В этом же году, участвуя в Восьмом ежегодном Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – 20 век», был награждён поощрительной грамотой. В 2008-2009 учебном году ученик 9 класса Габсалямов Вадим участвовал во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Юность. Наука. Культура – Север» и стал лауреатом заочного тура этого престижного конкурса. В этом же году ученик 11 класса Чернов Игорь в республиканском конкурсе «Шаг в науку» с работой «Мы живём, чтобы оставить след» занял 2-е место, ученица 8-го класса Кузьменко Кристина в республиканском конкурсе исследовательских работ «Дорогами Отечества» с работой «История семьи» и заняла 2-е место. Думаю, в дальнейшем практиковать этот вид работы и вовлечь в неё как можно больше учащихся школы.

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными учащимися школы"
  • История
Описание:

     Данная публикация посвящена вопросу преподавания истории с применением внеурочных технологий и методологий. Речь идёт о правильном написании исследовательской работы одарённым учеником школы и умением защитить её на конкурсе. В данной статье излагается технология написания исследовательской работы. Общеизвестно, если работа написана грамотно, то от неё следует ожидать результат.

      Во второй части публикаци я делюсь опытом работы по защите исследовательской работы на уровне школьного до уровня всероссийского. Может ли ученик из сельской глубинки выехать на конкурс исследовательских работ в Москву?  Оказывается может, если подходить к этому процессу творчески. Значит, описанная мною технология организации исследовательской работы, верна и испытана на практике.

Автор Чернов Владимир Анатольевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 371
Номер материала 52577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓