Главная / Русский язык и литература / статья "Орфография без правил"

статья "Орфография без правил"



Орфография без правил

Глава государства Н.А.Назарбаев ставит четкие задачи увеличения конкурентноспособности страны, нации и экономики. Эти 3 направления объединены идеей конкурентноспособных знаний. Она выходит на первый план в мире и нацелена на создание эффективно действующей системы казахстанского образования . на достижение такого его качества, которое позволит Казахстану занять достойное место в современном мире. Значение образования сегодня определяется как возможность изменить качество жизни общества и каждого человека. Проводимая в республике модернизация образовательной системы- жизненная необходимость, которая позволит нашей стране войти в мировое пространство .

Самостоятельно добывать знания- одна из генеральных линий государственной программы развития образования в РК .

Создание самообразовательной среды- это создание условий перехода к самостоятельной деятельности, в процессе которой учащийся управляет собой

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости эффективной системы управления образованием, обеспечивающей формирование профессиональной компетентной личности, конкурентноспособного специалиста, умеющего самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, нести ответственность за результаты, привели меня к поискам инновационных технологий. Я полагаю, что это позволит мне шагать в ногу со временем , внести вклад в осуществление государственной программы развития образования в республике Казахстан.


Мне пришла мысль: поискать ответы на вопросы, которые волнуют каждого учителя русского языка: «Почему люди страдают хронической безграмотностью? Неужели это заболевание неизлечимо и не существует способов борьбы с ним?»

Поиски привели меня к Петру Семеновичу Тоцкому- это педагог-новатор, который разработал оригинальную методику обучения грамотности-«Орфография без правил».Проанализировав эту методику, пришла к выводу ,что безграмотных людей не бывает, весь вопрос в том, как научить детей быть грамотными. Суть данной методики состоит в том, что путь к правильному письму лежит через орфографическое чтение. Все грамматические законы можно усвоить через произношение. Поэтому в процессе работы назрела необходимость разработать элективный курс «Орфография без правил»

Актуальность данного курса определяется тем, что качество образования рассмативается как фактор прогресса . Результаты образования призваны обеспечить устойчивое экономическое развитие страны, социальный и культурный прогресс общества.. Образовательная политика нашего государства должна быть выстроена с учетом доступности, равных возможностей, справедливого распределения ресурсов и т.д. Качество образования подразумевает адекватность образования и эффективность системы образования.

Осмыслив теоретические аспекты исследования, выяснилось состояние развития орфографической зоркости, развития критического мышления, но я столкнулась с новой проблемой :некоторые учащиеся ,занимающиеся на «3» выдают результат лучше ученика, имеющего оценку «4и5».Эта проблема привела меня в область психологии. Дело в том, что не все дети одинаковы в психофизиологическом плане. Я думаю, что невозможно вырастить замечательный цветок, не зная особенности его развития .Аналогично и с ребенком-невозможно дать ему прочные знания, не знав нейропсихологические, психологические и психофизиологические типы человека.

Хочется отметить тот факт, что современная школа должна строить процесс обучения школьников с учетом темпов развития новых информационных технологий, их роли и места в жизни, как общества, так и отдельного индивидуума. Тем более, что темпы развития информационных технологий настолько высоки. что это требует обучения и самообразования на протяжении всей жизни.

Качество конечного результата представляет собой систему: качество здоровья+ качество обученности + качество воспитанности+ качество знаний+ личностный рост.

Элективный курс «Орфография без правил»


Пояснительная записка


Мир становится более сложным и демократические процессы в нем все больше распространяются по всему миру, то становится очевидным тот факт, что молодые люди более чем когда-либо уметь решать трудные проблемы,

подходить к ним критически, иметь альтернативные мнения и правильные решения.

В книге « У слова стоя на часах» Олег Рисс отмечает «До чего это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько нужно повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту способность».

Но не сильно – то стараются «повозиться» не только многочисленный люд, но и огромная группа людей ,занимавших достаточно важные чины. Это не секрет, что сейчас очень часто можно встретить ошибки на вывесках и объявлениях в общественных местах.

«Красиво писать – красоту творить»- гласит народная мудрость.

Как научить этому учащихся? Этот вопрос, я думаю, волнует не только меня, но и многих педагогов. Исходя из этого, я поставила перед собой цель - разработать курс по развитию орфографической зоркости.

Цели программы: помочь детям научиться учиться самостоятельно бороться с неграмотностью, научить правильно, выразительно, связно и точно выражать свои мысли как в устной, так и письменной речи, поддержать в детях любознательность, чувство сопричастности к окружающему миру

Данные цели реализуются через ряд задач:

1. Работа над словом, словосочетанием, предложением; выработка умения орфографического чтения; умения оценивать фразу с точки зрения ее благозвучия и звуковой выразительности; активизация лексики.

2.Создание творческой атмосферы через различные формы деятельности и конструирование целостного педагогического пространства для формирования личности, устойчивой структуры творческого мышления и реализации потребностей учащихся в самосовершенствовании и саморазвитии

3. Поиск и отбор языковых средств, которые воспринимаются не только рассудком, но и воздействуют на чувственное восприятие человека.

4. Усовершенствование путей развития орфографической зоркости






Принципы: 1.Не приказывать, а убеждать, опираясь на логику, авторитет опыта(свободный, добровольный труд)

2.Не торопиться, «не запускать» сразу всю систему внедрения, а лишь некоторые звенья механизма по мере готовности учащихся, материальных условий; внедрить программу в 3 этапа:

1 этап – наведение элементарного порядка(диагностика , углубление и развитие возможностей, способностей, успешности и неординарности ребенка);2 этап-«борьба с организационной неграмотностью»;3 этап- специальная работа по НОТ.

3.Опираться на организованные коллективы и направлять их деятельность на решение главной задачи.

4.Работать над темой длительный период учитывая дифференцированный подход ,умения учащихся постоянно совершенствовать и обновлять, подбрасывать «горючее в костер», ставить перспективы , без которых внедрение «выдохнется»


Участники процесса: учащиеся, учителя, родители, социум.

Способы воздействия: содействие, соизмерение, соотнесение, сотворчество

Основные приемы: личностно-ориентированные, групповые, индивидуальные.

Среда: позволяющая, поощряющая, помогающая, побуждающая, обогащающая.

Основным принципом перехода общеобразовательной системы Республики Казахстан на модель образования, ориентированного на результат, является преемственность, то есть эволюционная замена ныне действующей модели образования на новую, поэтому актуальность этого курса налицо. Порой бывает, ребенок имеет прекрасную память, выразительную, связную речь, но грамотность желает быть лучшего, а уроки развития орфографической зоркости помогут учащимся не просто овладеть суммой знаний, умений, навыков, а научат самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Реализуя эту программу мы поможем детям после овладения орфографическим чтением писать грамотно .Но дальше достигается другая, не менее важная цель-наполнение лексики и развитие устной речи






Планирование элективного курса по русскому языку для 5 класса

На 2013-2014 учебный год.

Тема: «Занимательные задания, орфографическое чтение как

средство повышения орфографической зоркости».



Содержание урока

часы

1-2

Диагностика. Дифференцированный подход с учетом психофизиологических особенностей.

2ч.

3.

Н О Т- источник повышения К П Д.

1ч.

4.

Сотвори себя сам.

1ч.

5-6.

Орфографическое чтение. Техника произношения.

2 ч.

7-8.

Отработка произношения слов и словосочетаний. Чтение слова и контрольное произношение.

2 ч.

9-11.

Диагностирующие диктанты.

3ч.

12-13.

Письмо трудных слов левой и правой рукой.

2ч.

14-15.

Работа со словарем.

2 ч.

16.

Этимологический разбор слов.

1 ч.

17-18.

Динамическое чтение

2 ч.

19-20.

Чтение и письмо – два взаимосвязанных процесса.

2 ч.

21-22.

Звуковое восприятие слова и его практическое усвоение.

2 ч.

23.

Произношение удвоенных согласных

1 ч.

24.

Составление текстового диафильма

1ч.

25.

Внутренняя речь.

1ч.

26.

Переход от синхронного чтения к беглому.

1ч.

27.

Правописание гласных после шипящих.

1ч.

28.

Мягкий знак после шипящих

1ч.

29

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1ч.

30.

Заглавная буква в именах собственных.

1ч.

31.

Дефис в написании наречий.

1ч.

32.

Правописание наречий

1ч.

33.

Произношение фонетических слов

1ч.

34.

Артикуляционные препятствия. Артикуляционная память. Способы преодоления.

1ч.


Учитель Запорожану О.Л.

статья "Орфография без правил"
  • Русский язык и литература
Описание:

Орфография без правил 

Глава государства Н.А.Назарбаев ставит  четкие задачи увеличения конкурентноспособности страны, нации и экономики.  Эти 3 направления объединены идеей конкурентноспособных  знаний. Она выходит на первый план в мире и нацелена на создание эффективно действующей системы казахстанского  образования . на достижение такого его качества, которое позволит Казахстану занять достойное место в современном мире. Значение образования сегодня определяется как возможность изменить качество жизни общества и каждого человека. Проводимая в республике модернизация образовательной системы- жизненная необходимость, которая позволит нашей стране войти в мировое пространство .

Самостоятельно добывать знания- одна из генеральных линий государственной программы развития образования в РК .

Создание самообразовательной среды- это создание условий перехода к самостоятельной деятельности, в процессе которой учащийся управляет собой

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости эффективной системы управления образованием, обеспечивающей формирование профессиональной компетентной личности,  конкурентноспособного  специалиста, умеющего самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, нести ответственность за результаты, привели меня к поискам инновационных технологий. Я полагаю, что это позволит мне шагать в ногу со временем , внести вклад в осуществление государственной программы развития образования в республике Казахстан.

 

Мне пришла мысль: поискать ответы на вопросы, которые волнуют каждого учителя русского языка: «Почему люди страдают хронической безграмотностью? Неужели это заболевание неизлечимо и не существует способов борьбы с ним?»

Поиски привели меня к Петру Семеновичу Тоцкому- это педагог-новатор, который разработал оригинальную методику обучения грамотности-«Орфография без правил».Проанализировав эту методику, пришла к выводу   ,что безграмотных людей не бывает, весь вопрос в том, как научить детей быть грамотными. Суть данной методики состоит в том, что путь к правильному письму  лежит через орфографическое чтение. Все грамматические законы можно усвоить через произношение. Поэтому в процессе работы назрела необходимость разработать элективный  курс «Орфография без правил»

Актуальность данного курса определяется тем, что качество образования  рассмативается   как фактор прогресса . Результаты образования призваны  обеспечить  устойчивое  экономическое  развитие страны, социальный и культурный прогресс  общества.. Образовательная  политика нашего  государства  должна  быть выстроена  с учетом  доступности, равных  возможностей, справедливого  распределения  ресурсов и т.д. Качество образования подразумевает адекватность образования и эффективность системы образования.

Осмыслив теоретические  аспекты исследования, выяснилось состояние  развития орфографической зоркости, развития критического мышления, но я столкнулась с новой проблемой :некоторые учащиеся  ,занимающиеся на «3» выдают результат лучше ученика, имеющего оценку  «4и5».Эта проблема привела меня в область психологии.  Дело в том, что не все дети одинаковы в психофизиологическом плане. Я думаю, что невозможно вырастить замечательный цветок, не зная особенности его развития .Аналогично и с ребенком-невозможно дать ему прочные знания, не знав нейропсихологические, психологические и психофизиологические типы человека.

Хочется отметить тот факт, что современная школа должна строить процесс обучения школьников с учетом темпов развития новых информационных технологий, их роли и места в жизни, как общества, так и отдельного индивидуума. Тем более, что темпы развития информационных технологий настолько высоки. что это требует обучения и самообразования на протяжении всей жизни.

Качество конечного  результата представляет собой систему:   качество  здоровья+ качество обученности + качество  воспитанности+ качество знаний+ личностный  рост.

Элективный курс «Орфография без правил»

 

Пояснительная записка

 

 Мир становится  более сложным и  демократические процессы в нем все больше распространяются по всему миру, то становится очевидным тот факт, что молодые люди более чем когда-либо уметь решать трудные проблемы,                                                                                                                              

подходить  к ним критически, иметь  альтернативные мнения и правильные решения.

В книге « У слова стоя на часах» Олег Рисс  отмечает «До чего  это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько нужно повозиться, чтобы  подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков.  Надо  развивать  в себе эту способность».

Но не сильно – то стараются «повозиться» не только многочисленный люд, но  и огромная  группа  людей ,занимавших достаточно важные чины. Это не секрет, что  сейчас очень часто можно встретить ошибки на вывесках и объявлениях в общественных местах.

«Красиво писать – красоту творить»- гласит народная мудрость.

Как  научить этому учащихся? Этот вопрос, я думаю, волнует не только меня, но и многих педагогов. Исходя из этого, я поставила перед собой цель - разработать курс по развитию орфографической зоркости.

Цели программы: помочь детям научиться учиться самостоятельно бороться с неграмотностью, научить правильно, выразительно, связно и точно выражать свои мысли как в устной, так  и письменной речи, поддержать в детях любознательность, чувство сопричастности к окружающему миру

Данные цели реализуются  через ряд задач:

1. Работа над словом, словосочетанием, предложением; выработка  умения орфографического чтения; умения оценивать фразу с точки зрения ее благозвучия и звуковой выразительности; активизация лексики.

 2.Создание творческой атмосферы через различные формы деятельности  и конструирование целостного педагогического пространства для формирования личности, устойчивой структуры творческого мышления и реализации  потребностей учащихся в самосовершенствовании и саморазвитии

3. Поиск и отбор  языковых  средств, которые  воспринимаются не только рассудком, но и воздействуют на чувственное  восприятие человека.

4. Усовершенствование  путей развития  орфографической зоркости

 

 

 

 

 

Принципы: 1.Не приказывать, а убеждать, опираясь на логику, авторитет                                                                                                                                                                                                                                                        опыта(свободный, добровольный труд)

  2.Не торопиться, «не запускать» сразу всю систему внедрения, а лишь некоторые звенья механизма по мере готовности учащихся, материальных условий; внедрить программу в 3 этапа:

1 этап – наведение элементарного порядка(диагностика , углубление и развитие возможностей, способностей, успешности и неординарности ребенка);2 этап-«борьба с организационной неграмотностью»;3 этап- специальная работа по НОТ.

3.Опираться на организованные коллективы и направлять их деятельность на решение главной задачи.

4.Работать над темой длительный период учитывая   дифференцированный подход ,умения учащихся  постоянно совершенствовать и обновлять, подбрасывать «горючее в костер», ставить перспективы , без которых внедрение «выдохнется»

 

Участники процесса: учащиеся,  учителя, родители, социум.

Способы воздействия: содействие, соизмерение, соотнесение, сотворчество

Основные приемы: личностно-ориентированные, групповые, индивидуальные.

Среда: позволяющая, поощряющая, помогающая, побуждающая, обогащающая.

Основным принципом перехода общеобразовательной системы Республики Казахстан на модель образования, ориентированного на результат, является преемственность, то есть эволюционная замена ныне действующей  модели образования на новую, поэтому  актуальность этого курса налицо. Порой бывает,  ребенок имеет прекрасную память, выразительную, связную речь, но грамотность желает быть лучшего, а уроки развития орфографической зоркости помогут учащимся не просто овладеть суммой знаний, умений, навыков, а научат самостоятельно добывать, анализировать  и эффективно использовать информацию для максимальной  самореализации и полезного участия в жизни общества. Реализуя эту программу мы поможем детям после овладения орфографическим чтением писать грамотно .Но дальше достигается другая, не менее важная цель-наполнение  лексики и развитие устной речи

 

 

 

 

 

Планирование элективного курса по русскому языку для 5 класса

                               На 2013-2014 учебный год.

  Тема: «Занимательные задания, орфографическое чтение как

              средство повышения орфографической зоркости».

 

 

                          Содержание урока

часы

1-2

Диагностика. Дифференцированный подход с учетом  психофизиологических особенностей.

2ч.

3.

Н О Т- источник повышения К П Д.

1ч.

4.

Сотвори себя сам.

1ч.

5-6.

Орфографическое чтение. Техника произношения.

2 ч.

7-8.

Отработка произношения слов и словосочетаний. Чтение слова и контрольное произношение.

2 ч.

9-11.

Диагностирующие диктанты.

3ч.

12-13.

Письмо трудных слов левой и правой рукой.

2ч.

14-15.

Работа со словарем.

2 ч.

16.

Этимологический разбор слов.

1 ч.

17-18.

Динамическое чтение

2 ч.

19-20.

Чтение и письмо – два взаимосвязанных процесса.

2 ч.

21-22.

Звуковое восприятие слова и его практическое усвоение.

2 ч.

23.

Произношение удвоенных согласных

1 ч.

24.

Составление текстового диафильма

1ч.

25.

Внутренняя речь.

1ч.

26.

Переход от синхронного чтения к беглому.

1ч.

27.

Правописание гласных после шипящих.

1ч.

28.

Мягкий знак после шипящих

1ч.

29

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1ч.

30.

Заглавная буква в именах собственных.

1ч.

31.

Дефис в  написании наречий.

1ч.

32.

Правописание наречий

1ч.

33.

Произношение фонетических слов

1ч.

34.

Артикуляционные  препятствия. Артикуляционная память. Способы преодоления.

1ч.

 

 

     Учитель Запорожану О.Л.

Автор Запорожану Ольга Леонардовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 503
Номер материала 24519
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓