Опыт ведения математического кружка
в начальной школе ГБОУ гимназии №406
В начальной школе среди всех предметов особое место
отводится математике. Освоение этого предмета создает базу для изучения не
только естественно - научных, но и гуманитарных дисциплин, т.к. активно
формирует логическое мышление, потребность в четком выражении мыслей,
доказательности суждений.
В начальной школе гимназии работает два кружка
математике:
·
«Занимательная математика» для учеников гимназии
2-4 классов. Задача подготовить к математическим олимпиадам через занимательный
материал ( фокусы, шарады, задачи-шутки …)
·
«Коррекция и развитие интеллектуальных навыков
младших школьников» для учеников 1 – 4 классов. Этот кружок, который существует,
более 10 лет веду его я, Мичурина Светлана Владимировна. Второе название этого
кружка «Наглядная геометрия». Название говорит за себя. Задача развивать
геометрическое мышление. Это направление я выбрала по ряду причин:
1.
«Геометрия является самым могущественным
средством для изощрения наших умственных
способностей
и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать»
Галилео Галилей
2.
Для детей в возрасте 7-11 лет характерно развитие
правого полушария, по мере развития геометрического мышления происходит
возрастание логической составляющей и соответственно роли левого полушария.
Отсюда важность геометрии в непосредственно физиологическом смысле и, особенно
для детей в возрасте 7-11 лет.
3.
Систематическое изучение геометрии как отдельного
предмета начинается с 7 класса. И следует заметить, что, когда ученик
приступает к изучению геометрии, его непосредственный интерес к этому предмету
уже на излете. Ученик ощущает разрыв между его личным жизненным геометрическим
опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии.
Программа «Наглядная геометрия» создана на основе психологических
особенностях детей младшего школьного возраста и разработана авторами:
Жильцовой Т.В., Обуховой Л.А. и Белошистой А.В.
Цель программы:
Ø
повысить
качество математических и геометрических знаний и умений;
Ø
формировать
и развивать различные виды памяти, внимания; воображения младших школьников
Ø развивать умения
анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать
Ø воспитывать
интерес к математике, к умственной деятельности.
·
Логическое
·
Мышление
·
Память
·
Внимание
·
Восприятие
·
Воображение
|
·
Мелкая моторика
·
Создает зрительные образы (наглядность)
|
·
Многовариантны
·
Разные степени сложности
·
Развитие речи
|
Развивают познавательные и творческие способности детей
|
Учитывая все это, в программу, включены комплексы
упражнений по геометрии для учащихся начальной школы, способствующий, развитию
творческого мышления.
В работе рассматривается процесс формирования
элементарных представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и
задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные
представления детей.
Открыть путь в мир геометрии помогают
развивающие игры:
·
Игра В.Воскобовича «Геоконт»
·
Разноцветные квадраты, «16 квадратиков»
·
Китайская головоломка «Танграм»
·
Найди отличия, занимательные счетные палочки, таблицы
с числами
Эти увлекательные и познавательные игры направлены на
развитие ребенка. Игр много и каждая из них удивительная.
Геоконт:
- активно использует мелкую моторику ребенка;
- развивает образное и логическое мышление, внимание,
память;
- облегчает знакомство с геометрическими фигурами
Игра – головоломка «Разноцветные квадраты», «16
квадратиков» Развивает: геометрическое воображение; логическое
мышление;внимание; терпение.
Не могу не рассказать о «Танграме», что в
переводе «китайская головоломка». В Китае называют « чи
чао ту». Появилась эта игра, так. Император пригласил во дворец трёх мудрецов и
попросил их создать для его сына такую игру, чтобы сын «… постиг бы начала
математики, научился бы смотреть на окружающий мир пристальными глазами
художника, стал бы терпеливее, как истинный философ, и понял бы, что зачастую
сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую умственную
головоломку из 7 частей.
«Занимательные счетные палочки», «Найди отличия»,
таблицы с числами для развития восприятия, памяти.
Используя эти игры, дети получают геометрические
представления, а потом моделируют полученные представления, что способствует
живому, яркому восприятию. Игры стимулируют математическое развитие,
предполагающее умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать,
делать простейшие обобщения и интерпретировать их. В играх развиваются конструкторские
умения, происходит тренировка тонких движений пальцев, что, по мнению
физиологов, является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие
речи и интеллекта ребенка.
Творческие работы детей.
Занятия геометрией способствует развитию интуиции,
воображения и других важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого
процесса. Геометрия располагает огромными возможностями для эмоционального,
эстетического и духовного развития человека.
В ноябре 2008 г. принимала участие в конкурсе достижений в
области образования «Поколение будущего» В номинации: «Интеллектуальное развитие детей и
подростков».Тема: «Наглядная геометрия как средство развития интеллектуальных
способностей детей младшего школьного возраста». Была отмечена дипломом 3
степени и ценным подарком.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.