Главная / Музыка / Статья "Общеэстетическое образование - основа творческого развития ребёнка"

Статья "Общеэстетическое образование - основа творческого развития ребёнка"

4



Общеэстетическое образование – основа творческого развития ребёнка.

Уральцев К.Н.,

преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

г. Стрежевой, Томская область


«Жизненным оказывается искусство, лишь глубоко связанное с

интересами и чаяниями народа».

Д.Д.Шостакович


Наверное, многие знают, что эстетическое воспитание – это что-то связанное с красотой и искусством. Если ребёнок ходит в художественную или музыкальную школы, значит, он эстетически воспитывается. Занятия вышивкой, лепкой, резьбой по дереву, посещение литературных объединений и драматических кружков – это тоже всё эстетические занятия. Игра в кубики, складывание пирамидок, да и просто узнавание цвета – это тоже всё элементы начального эстетического воспитания, которые начинаются ещё в дошкольном возрасте.

Но, одно дело – учиться распознавать цвета, другое – учиться играть на фортепиано. Первое, должны уметь все, второе – совсем не все. Так же и в жизни: все дети играют в кубики, пирамидки, но не все на фортепиано. Почему же так происходит? Да потому, что первая потребность есть у всех детей и развивает у них общие, нужные и обязательные для всех способности и умения, а играть на каком либо музыкальном инструменте – это результат специальных занятий, требующих музыкальных способностей, которые есть не у всех, да и не всем нужны. И сколько бы родители не обучали своих детей игре на скрипке или рисованию – до уровня профессионального и художественного умения в этих областях доберутся не все даже из тех, кого начали учить, да это и не нужно.

Совершенно не хочется утверждать, что все дети должны заниматься искусством как профессией. Не стоит их и специально заставлять рисовать или играть на музыкальном инструменте. Но если ребёнок проявляет к этому особый интерес, у него оказались способности и терпение – это особый случай, когда он готов сделать искусство своей профессией.

Многие родители, выбирая, куда отдать своего ребёнка помимо школы, приходят к мнению, что общаться с искусством совсем не обязательно. Более того, считают, что эти занятия менее полезны, чем многие и многие другие виды деятельности человека. А раз оно практически бесполезно, то нечего и на досуге им заниматься.

Естественно, что все, кто имеет отношение к искусству, эстетическому воспитанию, думают иначе. Много раз, обращаясь на собраниях к родителям учащихся своего класса, я задавал вопрос о пользе занятий искусством и что дают их детям занятия музыкой?

Отвечая на мой вопрос, родители отмечали, что обучаясь в школе искусств, дети учатся видеть и понимать красоту, становятся добрее, познают новое, учатся любить природу, свой край, Родину. А родители учащихся старших классов отметили, что у их детей стали проявляться такие личностные качества, как трудолюбие, терпение, ответственность, обязательность, дисциплинированность.

В истории искусствознания много раз поднимался вопрос о пользе искусства. Встречаются такие объяснения: искусство возвышает человека и лечит его, дополняет его жизнь или заменяет мечтами его реальную жизнь, тем более, если он не очень счастлив.

Блестящий музыкант, талантливый педагог и просветитель А.Б.Гольденвейзер, писал: «Поистине неоценима в формировании человеческой личности роль музыки. Обладая способностью затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в человеке светлые, благородные порывы, охватить единым настроением массы, музыка по праву считается одним из самых высших проявлений человеческой культуры. Но так же, как неграмотный человек с низкой культурой не может понять всю красоту поэзии, человек с односторонним развитием не может разобраться в музыке… Искусство обогащает человека, движет его вперёд, но оно в то же самое время требует неустанного духовного совершенствования». Эти слова как нельзя лучше отвечают на вопрос, нужно ли нам искусство.

Опираясь на свой опыт педагогической работы, считаю, что общеэстетическое образование играет большое значение в деле воспитания детей. Цель и специфика обучения детей в массовом музыкальном обучении - воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса, а при индивидуальных занятиях - приобретение чисто профессиональных навыков, возрождение форм музицирования: игры в ансамбле, подбора по слуху, чтения с листа, транспонирования, сочинения.

Очень часто, выпускники нашей Стрежевской детской школы искусств, получив свидетельство об окончании музыкального отделения, продолжают обучение на художественном отделении или изучают другой инструмент. Прикоснувшись к любому из видов искусства, у детей проявляется интерес и дальше познавать необъятный и волшебный мир красоты.

Искусство было всегда, с возникновения человечества. Даже у тех народов, которые далеки от цивилизации, тоже есть своё искусство.

В книге Е.Торшиловой «Эстетическое воспитание в семье» автор приводит примеры ответов пятиклассников на вопрос «зачем человек придумал искусство?». Все дети ответили, что искусство – это что-то очень хорошее, связанное с красивым, добрым и очень нужным людям делом. Например: они говорили, что «человек придумал искусство для того, чтобы человеку в жизни было радостно, чтобы человек понимал всё, что на земле самое величественное, красивое, доброе и прекрасное». В наивной форме дети подмечали, что искусство приближает к нам жизнь и нас - к жизни. Что всё, что связано с искусством есть что-то – красивое, прекрасное, величественное и доброе.

Для того чтобы уметь полноценно воспринимать искусство, чтобы любить его и находить радость и удовлетворение в общении с ним, полезно самому попробовать его создать: рисовать и играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать, писать стихи и рассказы. И если профессиональное обучение детей происходит в школах искусств и художественных школах, то общее эстетическое развитие, общение с искусством, в очень большой степени лежит в руках родителей, всех взрослых, с которыми живут наши дети.

Значение общеэстетического образования – в приобщении одного ко всем, человека к обществу, а отсюда и приобретение умения посмотреть на себя с точки зрения общества, а не наоборот. Красотой и величием искусство нас воспитывает, когда это образцы прогрессивного, высоко гуманистического искусства. Именно оно и красота мира помогут нам стать добрее.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Музыка и ты». Альманах для школьников. Выпуск седьмой. - М., «Советский композитор», 1988.

2. Торшилова Е.М. «Эстетическое воспитание в семье». - М., «Искусство», 1989.



Статья "Общеэстетическое образование - основа творческого развития ребёнка"
  • Музыка
Описание:

Блестящий музыкант, талантливый педагог и просветитель А.Б.Гольденвейзер, писал: «Поистине неоценима в формировании человеческой личности роль музыки. Обладая способностью затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в человеке светлые, благородные порывы, охватить единым настроением массы, музыка по праву считается одним из самых высших проявлений человеческой культуры. Но так же, как неграмотный человек с низкой культурой не может понять всю красоту поэзии, человек с односторонним развитием не может разобраться в музыке… Искусство обогащает человека, движет его вперёд, но оно в то же самое время требует неустанного духовного совершенствования». Эти слова как нельзя лучше отвечают на вопрос, нужно ли нам искусство.

Автор Уральцев Константин Николаевич
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 400
Номер материала 40397
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы