Главная / Директору-завучу / Статья "О ходе и итогах экспериментальной деятельности по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 5 классе."

Статья "О ходе и итогах экспериментальной деятельности по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 5 классе."

О ходе и итогах экспериментальной деятельности по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 5 классе.

Сидорова Н.А.,

зам.директора по УВР

МАОУ Сетовская СОШ



Стандарты второго поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных иерархических уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

Год назад наша школа активно включилась в изучение, а в этом учебном году и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы  была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного оснащения,  используемого для обеспечения  системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной  деятельности учащихся.

В школе работа по организации введения нового стандарта проходила в течение всего прошлого года, который явился годом оценки готовности образовательного учреждения к апробации ФГОС: учителя ознакомились с банком нормативно-правовых документов новых госстандартов, приняли активное участие в одном из педагогических советов по изучению нововведения, на котором были утверждены группы по разработке предметных программ, программы коррекционной работы, духовно-нравственного развития, формирования здорового и безопасного образа жизни, посредством Тюменского областного государственного института развития регионального образования организована работа по повышению квалификации заместителя директора по УВР, учителей начальных классов. В рамках практических семинаров на базе ТОГИРРО учителями-предметниками разработаны рабочие программы.

С сентября 2011 года пятиклассники нашей школы по 4 предметам учебного плана перешли на обучение в рамках федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (Тимофеева Т.И., Аликеева С.Р., Федорова Н.Л. и Саботинова Н.П.).

          В сфере внедрения этого образовательного новшества уже сейчас в Тюменской области работают несколько пилотных площадок, в число которых вошла и наша школа..

Стандарты второго поколения – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и школой. В центре договора стоит школьник.

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня также подготовлена в полном объёме. Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.  В ней содержится конкретный план работы по проведению эксперимента по введению государственных образовательных стандартов второго поколения в 2011-2012 учебном году.

В соответствии с приказом по школе  «Об организации  апробации материалов федеральных государственных стандартов общего образования в 2011-2012 учебном году» были  распределены  функциональные обязанности между членами  администрации школы и педагогами, участвующими в эксперименте, поставлена  задача создания  необходимых санитарно-гигиенических и материально-технических условий для апробации ФГОС второго поколения  по следующим направлениям:

*отработка алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения;

*формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:

*информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

*коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

*самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

*самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Очень важным является и то, что в образовательной системе школы была создана программа основного общего образования: в условиях стандартов второго поколения учитель- предметник разрабатывает свою рабочую образовательную программу.

Критериями полной готовности школы к участию в пилотной площадке можно считать разработку и утверждение основной образовательной программы: приведение нормативной базы и должностных инструкций в соответствие требованиям ФГОС. Была определена модель организации внеурочной деятельности.

- Первое, что мы сделали – проанализировали существующие условия для перехода ОУ на работу по новому стандарту, выявили сильные и слабые стороны. Далее проанализировали методическую работу с педагогическими кадрами и поняли, что подготовка педагогического коллектива к введению ФГОС-2 – это дело не только сегодняшнего дня. Это работа, способствующая профессиональному росту педагога, готовности его к любым изменениям и новшествам, особенно, если они будут полезны детям.

          Первым шагом на пути подготовки педколлектива школы к введению ФГОС было изучение нормативно-правовой базы. Следующим этапом оказалось детальное изучение отдельных основополагающих отличительных вопросов новых образовательных стандартов.

          Еще одним важным условием в работе педагогического коллектива стало создание творческой группы. Это группа по разработке содержания вопроса, вынесенного на обсуждение (педсовет), по обобщению опыта  проблемы при проведении практикумов, тестирования педагогов, составлению и обработке результатов анкетирования и диагностики, заданий  для проверки универсальных учебных действий и т.д.

          Новшество стандартов второго поколения состоит также в формировании универсальных учебных действий не только на уроках, но продолжается и во внеурочной деятельности, как это организовано в пятых классах.

          Здесь своеобразной подготовкой в области организации внеурочной деятельности является кружковая работа. Так, на базе школы в кружках  предметной направленности занимается 100 % учащихся.          Неоспоримым остается тот факт, что в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов велика роль учителя, поскольку именно он производит практические, реальные обновления, именно его работа претерпевает наибольшие изменения.

В 2012-2013 учебном году круг участников расширился, в творческую группу вошли еще два педагога: Соловьева Е.В. и Тимофеева С.В.

Опыт двух лет апробации условий введения ФГОС второго поколения уже позволяет сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются  творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей.

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности предмета в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися.

В течение двух лет на базе МАОУ Сетовская СОШ проведено 6 методических семинаров для педагогов района, где обсуждались успехи и проблемы внедрения ФГОС в основной школе, представлялись наработки учителей, результаты внеурочной деятельности учащихся – творческие работы, проекты и др.

Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой


Статья "О ходе и итогах экспериментальной деятельности по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 5 классе."
  • Директору-завучу
Описание:

Стандарты второго поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

 

В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных иерархических уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

Автор Сидорова Наталья Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 437
Номер материала 24678
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓