Т.Ю. Малышкина
НЕОБХОДИМОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РАМКАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КГУ «Гимназия №6 г.Семей»
071400, Республика Казахстан, г. Семей, ул.
Интенациональная, 17
тел.: (8-722-2) 521866; факс: (8-722-2) 521882;
е-mail: semey_sh6@mail.ru
Хотелось бы начать своё выступление словами К.С. Станиславского «Каждый
день, в котором вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым
для вас куском знания …считайте бесплодно и невозв-ратно для себя погибшим».
Уважаемые коллеги! Разрешите предложить для обсуждения такой
вопрос, как необходимость дополнительного образования в рамках средней
общеобразовательной школы Республики Казахстан.
В
законе об образовании сказано «Среднее
образование является базовым уровнем системы образования. Право на его
бесплатное получение гарантируется Конституцией страны». Приоритетным
направлением государственной политики в области образования является развитие
системы воспитания подрастающего поколения. Однако эффективность воспитывающего
потенциала организации образования и детских общественных организаций остается
низкой. Утрачена система трудового воспитания и профессиональной ориентации в
школах, недостаточно количество кружков художественного и музыкального
творчества, спортивных секций в школах и внешкольных организациях.
Негативными факторами среднего
образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания
образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и
ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных
результатов, а не на развитие личности.
За счёт сокращения базовых часов
учебной нагрузки Госстандарта РК происходит уплотнение тем по основным школьным
предметам. Происходит систематизированное наложение новых тем, без успешного и
кропотливого закрепления новых успешностей на практических занятиях. У учителя
и учащихся нет возможности осмыслить и самое главное закрепить навыки и умения.
Возникает вопрос, за счёт какого учебного времени можно достичь эффективного
владения учебным материалом на фоне сокращение учебной нагрузки.
Анализируя
Государственную программу развития образования Республики на 2011-2020
годы, увидим, что программная цель развития образования в
Республике Казахстан – формирование в общеобразовательных школах
интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики
Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования,
обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного
человеческого капитала для экономического благополучия страны.
Задача развития
образования - осуществление
перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования.
В соответствии с государственной
программой развития образования планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего
образования, основанный на компетентностном подходе. Смена образовательных
стандартов связывается, прежде всего, с разработкой нового содержания
образования. Основой, которого станет – создание в каждой школе гуманной
образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств
личности: самопознания, самоопределения и самореализации. Государственный стандарт будет ориентирован на
результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в
приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять
информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. К
2014 году будет разработана и апробирована программа профильного обучения «Бейіндік
мектеп» по направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое.
А к 2015 году будет сформирована база тестовых заданий, ориентированных на
выявление уровня сформированности компетенций обучающихся.
В эпоху
реформирования общества или его модернизации главной функцией образования, нравственно-духовного
воспитания, развития и становления гражданина становится функция обновления
культуры. И чем больше модернизируется общество, тем большую роль в обновлении
его культуры играет образование, ориентированное на социальное и личностное
развитие, то есть развитие «человеческого капитала», способного к освоению и
продвижению процессов модернизации.
В 2009
году наша Республика впервые приняла участие в новой программе
международных исследований (Международная программа по оценке образовательных
достижений учащихся PISA).
Объектом
исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста.
Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту
завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных
странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить
состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а
также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания,
необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование
образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям:
«грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность».
Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и
интеллектуальными умениями.
Основными
параметрами измерения (оценивания) достижений в чтении явились – доступ и
получение информации; интерпретация и интерпретирование; рефлексия и оценка.
Все задания по PISA анализируются и сравниваются по уровням Таксономии Блума,
которая отображает работу с текстом, то есть чтение через слова-действия:
знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
В отчёте PISA-2009
отмечено, что Казахстан наряду с такими странами как Россия, Бразилия, Албания
и другие показали довольно низкие результаты в части рефлексии и оценки, где
высший ранг Казахстана – 59.
Казахстанская
ассоциация по чтению провела свой анализ казахстанских учебников нового
поколения и выяснила, что учебный материал распределён коммуникабельно и
соответствует уровням Таксономии Блума от простого к сложному. Но для того,
чтобы достичь успешности в обучении и выйти на уровень выше нужно время и
силы.
В чём же
можно найти пути выхода из сложившейся ситуации?
Дополнительное образование является необходимым компонентом современного
образования. Президент РК отмечает его роль в реализации приоритетных
направлениях развития воспитания и образования подрастающего поколения,
значимость его результатов для общества.
Из закона
Республики Казахстан «Об образовании» - «Дополнительное
образование», как процесс воспитания и
обучения, осуществляется на основе дополнительных образовательных программ всех
уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
граждан, общества и государства»
Образовательные программы дополнительного развития
создают условия для личностного развития, профессионального самоопределения,
творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в
обществе, формирования гражданского самосознания.
Система дополнительного образования детей является
уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного
образования детей способна быстро реагировать на образовательный запрос семьи,
создавать устойчивую среду развития, формировать осознанную гражданскую
позицию. Дополнительное образование дает детям возможность расширить и углубить
знания и умения, полученные в школе и при этом высветить основные ориентиры его
будущей профессии. Этим объясняется востребованность дополнительного образования
со стороны его потребителей: детей, родителей, педагогов.
Современный этап развития дополнительного образования
строится с учетом достижений и проблем, возникших в процессе перехода
казахстанской системы образования на новый качественный уровень.
Как сообщают пресс службы в Казахстане
планируется увеличить долю детей, которые будут обучаться по новой программе
дополнительного образования до 30%. Для этого будут созданы все условия по
реализации творческих способностей школьников, совершенствоваться внешкольные
формы организации спортивного развития, через создание спортивных секций при
школах. Также получат развитие объединения по формированию общественной и
социальной активности школьников через систему конкурсов и олимпиад
дополнительного образования, отмечается в информации Минобразования.
Стоит подчеркнуть, что система
дополнительного образования школьников получила мировое развитие. В большинстве
стран Европы имеется система клубов по интересам. В Японии существует
бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных
занятиях, не входящих в школьную программу по физической культуре,
художественному творчеству и национальным видам искусства.
Напомним, в Государственной программы развития
образования предусмотрено увеличение к 2015 году сеть организаций
дополнительного образования до 625, обновление содержания дополнительного
образования по основным направлениям, а также будет совершенствована программа
подготовки педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов
смежной специальности.
Список использованной литературы:
Нормативные
акты РК:
1. Конституция Республики Казахстан.
2. Закон РК «Об образовании» от 07.06.1999 № 389 - Алматы: Юрист, 2007.
3. Государственная программа развития образования в РК до 2010
г. от 11.10.2004 г. № 1459 – Алматы: Юрист, 2007.
4. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на
2006- 2011 гг. – Алматы: Юрист, 2007.
Материалы педагогической практики:
1.
http://www.ayalyalakansko.kz/ru/legal/goso.shtml
2.
http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page5/addedu/4_1.shtml
3.
http://www.profit.kz/news/8150-Razvitie-IKT-v-Kazahstane
4.
http://invest.nauka.kz/law/obrazovanie.php
5.
http://www.allbest.ru
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
ФИО автора (полностью)
|
Муртазина Аида Думановна
|
Место работы (должность) / учебы (специальность,
курс)
|
КГУ «Гимназия №6 г.Семей», учитель информатики
|
Ученая степень, звание
|
|
Адрес учреждения (места работы), телефон/факс.
|
Ул. Интернациональная, 17
|
E-mail автора(ов)
|
Alihan05.03.08@mail.ru
|
Название работы
|
Необходимость дополнительного
образования в
рамках средней общеобразовательной школы
|
Предполагаемая секция конференции
|
Развитие системы дополнительного образования РК
|
Форма участия: очная, заочная
|
очная
|
Необходимые технические средства для доклада
|
ПК,
проектор
|
Необходимость в гостинице
|
нет
|
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
ФИО автора (полностью)
|
Малышкина Татьяна Юрьевна
|
Место работы (должность) / учебы (специальность,
курс)
|
КГУ «Гимназия №6 г.Семей», учитель информатики
|
Ученая степень, звание
|
|
Адрес учреждения (места работы), телефон/факс.
|
Ул. Интернациональная, 17
|
E-mail автора(ов)
|
maluch70@mail.ru
|
Название работы
|
Необходимость
дополнительного
образования в рамках средней общеобразовательной
школы
|
Предполагаемая секция конференции
|
Развитие
системы дополнительного образования РК
|
Форма участия: очная, заочная
|
очная
|
Необходимые технические средства для доклада
|
ПК,
проектор
|
Необходимость в гостинице
|
нет
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.