Главная / Математика / Статья "Некоторые аспекты использования интерактивной доски на уроках математики"

Статья "Некоторые аспекты использования интерактивной доски на уроках математики"

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Степанова М. А.

МОУ «Майская гимназия Белгородского района»

Каждый учитель математики рано или поздно задумывался над вопросом: как разрушить представление детей о математике, как о сухой науке, связанной лишь с вычислениями, бесконечными формулами, многочисленными теоремами? Как воспитать личность с широтой взглядов на окружающую действительность, готовностью к пониманию мира во всех его проявлениях, осознанием смысла и места человека в обществе? Дети не должны работать на пределе своих возможностей. Учёба должна быть в радость, ребёнку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учёбы вообще. Поэтому проблема развития положительной мотивации была актуальна всегда, ведь это мощный инструмент их обучения и воспитания. И путей достижения психологической комфортности существует немало.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий - один из них и это важный аспект развития мотивации у школьников. Сегодняшний день диктует новые требования в использовании информационных потоков при обучении учащихся. Поэтому в настоящее время главным в работе педагога при подготовке к урокам и внеурочным занятиям является поиск нужной информации.

Чтобы сделать прорыв в обучении нужны ресурсы, позволяющие, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, позволять ему самому активно участвовать в этом процессе. Здесь, несомненно, особое место занимает интерактивная доска. При работе с ней учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, широко использовать ИКТ, цифровые и электронные образовательные ресурсы, которые предоставляет Интернет. С другой стороны, использование ИКТ предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким ребёнку, усиление практического и прикладного аспектов в преподавании математики. В данном случае акцент ставится на общее развитие учащегося, формирование математической культуры как метода для решения технических, экономических, практических, социальных и других проблем, с которыми каждому выпускнику придётся встретиться в жизни.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое предcтавляет cобой сенсорный экран, присоединённый к компьютеру. Изображение c него передаёт на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и cохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, всё это позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, при изучении темы «Формулы корней квадратных уравнений» используется упражнение на нахождение соответствия.

По экрану интерактивной доcки можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.

Для лучшего усвоения графического изображения, названия функций и уравнений, описывающих эти функции, тоже используется подобное упражнение. Такие упражнения делают урок более живым и интересным, позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, а также гиперcсылки к мультимедийным файлам, придают занятию бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, иcпользуя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Вcё, что учащиеся делают на доске, можно cохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. В коллекции самой доски большое количество математических объектов: координатные прямые, плоскость, окружность, треугольники, многогранники, тела вращения и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

Галерея доски содержит несколько интерактивных фрагментов, использование которых позволяет экономить массу времени, т.к. отпадает необходимость чертить большое количество графиков. Она позволяет быстро воспроизводить графики функций, производить их различные преобразования: сжатие, растяжение, параллельный перенос. Так же возможно строить несколько графиков в одной системе координат, что позволяет графически решать системы уравнений.

Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель.

На уроке часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование доски даже в таком режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов.

Очень эффективно использовать интерактивную доску на интегрированных уроках, на которых решаются проблемы межпредметных, межнаучных связей. Это позволяет ученикам всегда находиться в поиске взаимообогащающих контактов между разными науками, что чрезвычайно интересно и всегда приносит плоды радости и удовлетворения. Если взять любые две науки, то всегда удаётся обнаружить связывающие их содержательные линии, Понятно, что в такой паре одно из гнезд занимает математика.

Есть в схемах и незаполненные ниши для самостоятельного поиска логики в создании единой картины мира. Иногда на уроке рождаются и такие формулы: Архитектура = (наука + техника) * искусство.

Преимущество использования интерактивной доски на уроках математики состоит не только в экономии учебного времени, наглядности и иллюстративности изучаемого материала, но и повышении интереса к предмету и мотивации к учению.

Например, на уроках геометрии по теме «Пирамиды» при изучении их свойств дети говорят о существовании мировой системы пирамид, подтверждают это своими проектными и исследовательскими работами с использованием ИКТ. Выясняется, что эти монументы древности (мексиканские, тибетские, египетские пирамиды) расположены на земле в строгой математической закономерности, что Тибетские пирамиды — это каменные зеркала, которые упорядочивают потоки различных земных и космических энергий, что внутри их достигается эффект сжатия времени. Эти и другие пирамиды обладают ещё многими таинственными свойствами. Что это? Математика? История? Физика? Или и то, и другое. Далее дети с удовольствием берутся исследовать и другие связывающие цепочки. Это и древние цивилизации, и биолокация, и медицина, и астрономия.

Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, способствует развитию их творческих способностей. Возьмём математику и живопись. Оказывается, и здесь можно найти удивительные нити, которые сплетены в единый узел. Рассмотрим, например, картину С. Дали «Тайная вечеря». Композиция картины математически проста и строга. В центре - фигура Христа - главная точка картины. Сюда ведут образы линий; ребер правильного многогранника додекаэдра, который символизирует всё мироздание, линии сидящих рядом 12-ти учеников-апостолов. Ось симметрии проходит вертикально через главную точку картины. Все линии сходятся к ней и ещё более нацеливают нас на образ Христа, или, наоборот, порой кажется, что из уст Христа расходятся эти лучи, словно потоки мыслей. Две группы учеников словно вписаны в 2 треугольника. В этом - линейная перспектива и нашего современника С. Дали, и мастеров эпохи Возрождения. Здесь живопись переходит в геометрию, геометрия - в живопись. В результате получилась замечательная исследовательская работа.

С большим удовольствием ученики находят такие математические закономерности и в работах Рафаэля, Леонардо да Винчи. Здесь наука и искусство слиты воедино. Острое чувство симметрии, пропорции, «золотого сечения» - всё это наполняет картины сдержанной внутренней динамикой. Эти же принципы мы наблюдаем и в природе, и в архитектуре, и в строении человека, и в искусстве. И здесь мы можем установить богатые взаимосвязи между различными областями знаний.

Все эти идеи реализуются на различных типах уроков с применением ИКТ, где особую роль играет использование интерактивной доски.

Но при работе с доской нельзя забывать, что только деятельность ученика формирует у него необходимые умения и применение интерактивной доски на уроках математики должно сочетаться с традиционными методами обучения. Работа в тетради не должна исключаться из форм работы на уроке. Учащиеся должны уметь работать с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями. А учитель должен четко определить целесообразность применения интерактивной доски, являющейся одним из инструментов педагогической деятельности и требующей соответствующего ему применения.


Статья "Некоторые аспекты использования интерактивной доски на уроках математики"
  • Математика
Описание:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий - один из них и это важный аспект развития мотивации у школьников. Сегодняшний день диктует новые требования в использовании информационных потоков при обучении учащихся. Поэтому в настоящее время главным в работе педагога при подготовке к урокам и внеурочным занятиям является поиск нужной информации.

Чтобы сделать прорыв в обучении нужны ресурсы, позволяющие, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, позволять ему самому активно участвовать в этом процессе. Здесь, несомненно, особое место занимает интерактивная доска. При работе с ней учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, широко использовать ИКТ, цифровые и электронные образовательные ресурсы, которые предоставляет Интернет.

Автор Степанова Марина Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 314
Номер материала 17473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓