Главная / Музыка / Статья "Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология".

Статья "Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология".

Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падения интереса к учению, ухудшению их здоровья.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Сохранение здоровья учащихся – важное направление работы современного учителя музыки. Оно обозначено лишь в некоторых программах. Одной из таких программ является программа по музыке автора Б.С. Рачинской «Путешествие в страну музыки».

По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2002 году, доля здоровых детей в целом снизилась до 32,1%, вдвое увеличилось количество имеющих хронические патологии, - их теперь 16,2%. По результатам обследований школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, в старших – 5%, у 80% школьников нарушена социальная адаптация. Нас ожидает катастрофа, не сравнимая с самой ужасной техногенной катастрофой.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал: «…музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость». Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом. Лечение посредством музыки стало называться «музыкотерапией».

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остается фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

- влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

- влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

- воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.

Наряду с музыкотерапией на уроках музыки используется ритмотерапия.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос, это своеобразный индикатор здоровья человека. А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье.

На уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребенок своим голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей. После занятий вокалотерапией, дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Перспективы применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней, таких например, как бронхиальная астма, уже рассматривались на научном уровне. К тому же было доказано, что вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма».

Многолетние исследования ученых убедительно доказывают: эра классической медицины, микстур, пилюль и уколов уходит в прошлое. В авангарде медицинской науки оказываются технологии волновой терапии и одна из перспективнейших методик – звукотерапия.

Каждый человек с рождения является обладателем терапевтического аппарата, способного исцелять любые болезни. Этот аппарат – голос! Овладев определенными навыками, каждый из нас звуками может настраивать свой организм, входя в резонанс с самим собой и окружающим миром, сообщая телу правильные здоровые вибрации.

При помощи звука голоса мы можем вернуть утраченную гармонию, настроиться на ритм, частоту и в буквальном смысле войти в резонанс с природой, с Землей, восстановить физическое и душевное здоровье, черпать творческие силы из неиссякаемого источника – «поющей» Вселенной.

Статья "Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология".
  • Музыка
Описание:

  Перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.  Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. В статье рассматриваются методические аспекты: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.   

 

Автор Мыльников Виктор Николаевич
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 748
Номер материала 15833
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы