Инфоурок Музыка Другие методич. материалыСтатья "Музыкально-эстетическое развитие учащихся в условиях коллективной творческой деятельности"

Статья "Музыкально-эстетическое развитие учащихся в условиях коллективной творческой деятельности"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ муз-эстетич. разв. учащихся.docx

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

 В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В. И. Колодкина

 

 

Преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда вы приобрели известное влияние на людей, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам. Это значит, что вы явились перед ними как художник.

                                                                                      А. Луначарский

В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира и одним из лучших средств является музыкально-художественное творчество. Музыка формирует человека - его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Гармония ума и сердца - вот конечная цель воспитания современного человека. Достижению этой великой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания. Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом занятии  вызывает у студентов желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить"  желанием овладеть языком музыки - главнейшая из первоначальных задач педагога. А один из главных педагогических принципов в работе – высокая требовательность к себе, как педагогу, гибкость в подходе к каждому учащемуся.

Музыкально-эстетическое развитие учащихся, формирование творческого восприятия  музыкального искусства ведется различными путями: через слушание музыки,  изучение музыкальной грамоты, хоровое и сольное пение, обучение  игре на различных музыкальных инструментах.

Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое  музицирование на народных музыкальных инструментах, которые являются хранителями народной музыкальной культуры, национальной музыкальной интонационности. Ярко выраженная национальная окрашенность музыки, народная интонационная сфера звучания – наиболее благоприятная почва для воспитания здорового, нормально развитого художественного вкуса, пробуждения чувства патриотизма, формирования гражданских идеалов.

Игра в ансамбле способствует не только художественному развитию, но и формированию нравственности. Участники ансамбля воспитываются в определенном направлении: в творческом общении формируются такие важные качества, как коллективизм, взаимная выручка, трудолюбие; приобщаясь к творчеству, участник музыкального коллектива проникается  чувством ответственности, познает радость согласованной деятельности.

Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор  учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности всех участников за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает учащимся выработать технические навыки, а также доставляет  огромное удовольствие и радость. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения вокальной, инструментальной,   симфонической музыки, обработки народных песен и танцев.  Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Работа над музыкальным произведением – тот стержень, вокруг которого формируется вся жизнь ансамбля, с помощью которого мы воспитываем души обучающихся. Она - радость, ради которой учащиеся посещают ансамбль, она - зеркало художественного и профессионального уровня коллектива, она – его открытое лицо.

В работе над произведением рождается единство и духовное сплочение участников творческого процесса, утверждается их творческое и жизненное кредо как ценителей и пропагандистов истинного искусства. 

Конечно, ансамблевая работа не является самоцелью. Это работа над собой, но не для себя. Концертная деятельность коллектива, стремление выйти к людям, поделиться, рассказать со сцены, вместе волноваться и радоваться – естественная потребность и необходимость каждого участника. И нет большей радости для творческой личности, чем благодарность слушателя, понявшего тебя и поверившего тебе. Но это все впереди…

Большим трудом достигается необходимое ансамблю совершенство. Это огромный труд. Каждый участник должен уверенно знать исполняемое произведение. В основе красоты звучания ансамбля лежит естественность звучания в сочетании со стремлением к осознанной и прочувственной выразительности. Работа над красотой звучания должна иметь место на каждом занятии.

Работа над созданием художественного образа – есть самая трудная и самая прекрасная, самая романтичная и самая непредсказуемая, самая тонкая, требующая большого мастерства, и самая главная часть работы по воспитанию  ансамбля как художественного коллектива, несущего людям свет и радость.

Выразительное, образное исполнение сочинения, точнее подготовка такого исполнения, требует от участников ансамбля достаточного уровня  музыкальной грамотности, определенных исполнительских навыков и художественной культуры. Их воспитанию, взращиванию посвящается основное время работы на занятиях ансамбля в ходе которых происходит интенсивное развитие всех видов музыкального слуха, развитие навыков чтения с листа, синхронности исполнения, закрепление основных навыков звукоизвлечения, что позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на музыкальном инструменте велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм.   Коллективное музицирование развивает коммуникативные способности, дает платформу для конструктивного, созидательного, культурного, успешного общения.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Музыкально-эстетическое развитие учащихся в условиях коллективной творческой деятельности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира и одним из лучших средств является музыкально-художественное творчество. Музыкально-эстетическое развитие учащихся, формирование творческого восприятия музыкального искусства ведется различными путями. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое  музицирование на народных музыкальных инструментах, которые являются хранителями народной музыкальной культуры, национальной музыкальной интонационности. 

Статья адресована учителям музыки, руководителям ученических ансамблей народных инструментов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 032 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 294
    • RAR 14.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колодкина Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колодкина Валентина Ивановна
    Колодкина Валентина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 154015
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыкальный менеджмент: от создания до продвижения

PR-менеджер (музыкальный бизнес)

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 226 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 242 человека

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов